Экономику делают профессионалы

Экономику делают профессионалы

Нижегородская область – наибольший индустриальный центр России. В экономике тут высока часть перерабатывающей индустрии.

Помимо этого, это один из самых замечательных научно-исследовательских центров страны с неповторимым потенциалом отвлечённой науки и оборонно-промышленного комплекса. Они сочетаются с обширно развитой совокупностью образования.

По оценкам свободных специалистов, область занимает сейчас четвертое место в РФ по инновационному потенциалу по окончании Москвы, Петербурга и Московской области. Чтобы всегда поддерживать столь большой уровень, необходимы кадры.

И отечественный сегодняшний разговор с губернатором Нижегородской области Валерием ШАНЦЕВЫМ – как раз о них. О том, как в регионе начинается совокупность профобразования.

В первой десятке

– Валерий Павлинович, пара слов об экономике области в целом.

– К сожалению, мы не имеем запасов нефти и газа, больших месторождений вторых нужных ископаемых. Базу индустрии составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли (70%).

Это прежде всего металлообработка и машиностроение, металлургия, нефтехимия и химия, и оборонная индустрия в сочетании с неповторимым научно-исследовательским комплексом. Регион имеет удачные позиции для автомобилестроения, прекрасно развитую транспортную инфраструктуру.

В случае если брать количества создаваемой обрабатывающими фирмами продукции, то область с уверенностью входит в первую десятку русских регионов. У нас шестое место по результатам 2010 года в Российской Федерации, первое – по Приволжскому федеральному округу.

Сейчас одно из главных направлений реализуемой правительством области экономической политики – развитие инновационной деятельности. Она направлена как на внедрение уже готовых передовых разработок, так и на разработку новой продукции и производственных процессов.

– Потребность экономики в кадрах обязана снабжать совокупность профобразования. Как она строится в вашем регионе?

– Совокупность профессионального образования в области развивалась параллельно формированию индустрии, снабжая потребности экономики в кадрах. Сейчас она представлена сетью учреждений начального, среднего и высшего профобразования.

В нее входят 17 учреждений высшего профессионального образования и 33 филиала иногородних институтов. Неспециализированное число студентов превышает 167 тысяч.

Помимо этого, имеется 84 учреждения среднего профессионального образования разной ведомственной принадлежности, где обучаются более чем пятидесяти тысяч людей. И еще 25 учреждений начального профессионального образования, которое сейчас приобретают 7,8 тысячи человек.

Системные вызовы

– А по какому количеству профессий готовятся кадры?

– По 170 высшего, 100 – среднего и 74 профессиям начального профессионального образования. Обязан сообщить, в последние пара лет профессиональное образование в регионе столкнулось с рядом системных вызовов.

– Каких как раз?

– В первую очередь с необходимостью опережающей переподготовки и подготовки кадров для снова создаваемых производств инновационного сектора. Помимо этого, это углубляющаяся «демографическая яма».

Недостаток квалифицированной рабочей силы возрастает ввиду неспециализированного старения населения; понижается число абитуриентов учреждений профессионального образования. Существует кроме этого неравномерность промышленного производства и распределения населения по территории региона.

Большинство обитателей (72%) и главная часть индустрии сконцентрированы в шести городах (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Кстово, Выкса, Бор) и девяти районах (из 48) области. Это порождает в пустынных районах неприятности доступности качественного профессионального образования и кадрового обеспечения экономики.

– И как вы реагируете на эти вызовы?

– В отечественной области выстроена совокупность управления кадровым потенциалом. Выяснены направления модернизации профобразования.

Главный координирующий орган данной совокупности – Координационный совет (КС) по комплексному управлению кадровым потенциалом. Он трудится под моим председательством.

В его состав входят чиновники, общественности и бизнеса. При органах местного самоуправления муниципальных городских и районов округов созданы комитеты по управлению кадровым потенциалом.

Рабочие органы КС в учреждениях профессионального образования – так именуемые партнерские рекомендации. В их составе – помощники организаций и гендиректоров предприятий, представители Нижегородской ассоциации предпринимателей и промышленников, министерства образования, аккуратной власти районов, педработники, сами их родители и обучающиеся.

Каждый год начальники учреждений выполняют публичные отчеты.

Правила партнерства

– Не через чур ли многоуровневый механизм регулирования кадровой потребности экономики?

– Основное – он основан на правилах национально-публичного партнерства. Сложившаяся в регионе совокупность управления кадровым потенциалом объединила интересы производства, науки и образования для развития выстраивания и реального сектора экономики взвешенной региональной политики по модернизации профессионального образования, которая разрешает нам в опережающем режиме решать вопросы своевременной подготовки нужных кадров.

– Каковы главные направления данной политики?

– Это и реструкуризация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования методом их укрупнения с сохранением существующей учебно-общего числа и материальной базы ученических мест. Организация на базе лучших опытных образовательных учреждений многоуровневых образовательных учреждений нового типа.

Характерный пример – создание в 2003 году Нижегородского национального инженерно-экономического университета. Тут готовят по всем уровням профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного опытного. В университете созданы докторантура и специализированный совет по защите кандидатских и диссертаций .

Многоуровневая и многопрофильная

– Нижегородская область одной из первых в Российской Федерации внедрила в практику многоуровневую, многопрофильную подготовку кадров…

– Создание многоуровневых образовательных учреждений нового типа, реализующих интегрированные программы начального и среднего профессионального образования, предоставило возможность приобретать постоянное профессиональное образование в одном учреждении. Важность для того чтобы новшества определялась исключением дублирования обучения при освоении программ различных уровней.

И сокращением сроков подготовки экспертов.

С 2011 года начнется создание сети многопрофильных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Цель – обеспечить пустынные районы области квалифицированными кадрами.

Первое такое учреждение – Городецкий губернский колледж – начнет работу уже с этого года.

Еще одна – на отечественный взор, увлекательная – модель, которая апробируется сейчас, пребывает в развитии горизонтального сотрудничества ведущего (опорного) учреждения с сетью филиалов.

Профильные ресурсные центры

– Поясните, пожалуйста.

– Такая модель внедрена на базе Шахунского агропромышленного и Лукояновского сельскохозяйственного техникумов, уже имеющих по нескольку филиалов. На базе головного учреждения созданы современные ресурсные центры.

Для действенного управления всеми процессами употребляется автоматизированная совокупность мониторинга.

Вот уже три года как на базе отечественных техникумов по федеральной программе создаются ресурсные центры по принципу софинансирования: федеральный и региональный сами работодатели и бюджеты. Мы создали пять таких центров в техникумах и еще один на базе предприятия «Красный якорь».

Все они оснащены высокотехнологичным учебно-производственным и лабораторным оборудованием, самыми современными симуляторами, программами по обучению операторов, станками с числовым программным управлением и другой нужной для обучения техникой. Это дает весьма хороший эффект, по причине того, что мало совершить модернизацию с позиций физической замены оборудования.

Принципиально важно подготовить и кадры, по причине того, что в случае если их нет, то на следующий день ничего не будет трудиться. Исходя из этого предприятия сейчас уже стоят в очереди в эти ресурсные центры, и 300 выпускников в год разбираются легко на глазах.

Причем это, в большинстве случаев, хорошая зарплата – от 25 до 40 тысяч рублей в месяц.

К примеру, на базе Выксунского политехнического профтехучилища действует замечательный инновационный образовательный центр по подготовке специалистов и рабочих для металлообработки и металлургии, на базе профлицея №21 в областном центре – полиструктурный обучающий комплекс для радиоэлектронной отрасли, на базе Сормовского механического профтехучилища – ресурсный центр подготовки высококвалифицированных рабочих и экспертов машиностроительного профиля.

Очень вопрос развития дорожно-строительной отрасли региона и Приволжского федерального округа в целом. Исходя из этого на базе Перевозского строительного колледжа создан современный интегрированный учебный центр опережающей подготовки экспертов дорожной и строительной отраслей в условиях образовательного аутсорсинга.

Помимо этого, на базе Нижегородского индустриального колледжа показался современный инновационный центр-инкубатор по переподготовке и подготовке кадров специалистов и рабочих для строительной отрасли, ЖКХ и сварочных производств.

Увижу еще следующее. С 2010 года нацпроект «Образование» по направлению «Реализация национальной специалистов подготовки и поддержки рабочих для высокотехнологичных производств» на федеральном уровне не выполняется. Однако мы вычисляем его крайне важным.

И продолжаем у себя в Нижегородской области работу по организации современных ресурсных центров. Два таких созданы на базе Лукояновского сельскохозяйственного и Арзамасского коммерческо-технического техникумов.

Последний из них в январе этого года посетил президент Медведев. Он высоко оценил новшество.

– И что, нет никаких неприятностей?

– Само собой разумеется, они имеется. Но принципиально важно выделить: региональная совокупность профессионального образования не следует в стороне от происходящих в экономике области преобразований.

Все же замечательно знают, что промышленность – это рабочие места, зарплаты и налоги в бюджете. Другими словами залог социального благополучия людей. Модернизация индустрии – метод повысить уровень качества судьбы.

И потому отечественная совокупность профессионального образования выстраивает собственную деятельность по опережающему обеспечению экономики квалифицированными кадрами инновационного развития. Это разрешит оказать помощь всем нижегородским фирмам произвести полную и комплексную модернизацию обрабатывающих производств.

И данный выбранный нами путь, непременно, разрешает оптимистично наблюдать в будущее развития как самого профессионального образования, так и экономики в целом.

How the rich get richer – money in the world economy | DW Documentary


Читать также:

Читайте также: