История подплава … в марках

История подплава … в марках

Необыкновенную книгу издал ветеран ВМФ

Подводному флоту России на Тихом океане посвящено много изучений, что отыскало собственное отражение в учебных пособиях и книгах, по которым, например, сейчас обучаются курсанты ТОВВМУ имени С.О. Макарова.

Собственную лепту в эту многогранную работу внёс и почётный гражданин Владивостока, член Альянса писателей России, капитан 1 ранга в отставке  Геннадий Турмов.

 

Сам исследователь – личность воистину незаурядная. Выпускник Дальневосточного политехнического университета 1966 года, он собственную предстоящую судьбу посвятил гражданскому и армейскому флотам, формированию Приморья.

Работе на Балтике, Черноморском и Тихоокеанском флотах в качестве военпреда на подводных лодках им дано десять лет и ещё более десятка – преподавательской, руководящей работе в ТОВВМУ. Ещё будучи помощником главы училища по учебной и научной работе, Геннадий Петрович был приглашен на работу в родной ДВПИ, что потом возглавил, создав наибольший на Дальнем Востоке университет – ДВГТУ-ДВПИ.

Символ изобретателя за разработку новой разработке монтажа носовой оконечности судна Турмов взял в советское время, а всего на его счету более 30 патентов и авторских свидетельств, связанных по большей части с кораблестроением, изучением физических полей техники. Сейчас врач технических наук, заслуженный техники России и деятель науки так же, как и прежде в строю, он – ассистент ректора ДВФУ по научным вопросам, управляет диссертационный совет по кораблестроению, работы по комплексной научно-технической программе «Океанотехника».

 

От «потаённого судна» до АПЛ

В служебном кабинете офицера-доктора наук на книжных полках стоят и издания, отражающие историю отечественного подводного флота.

— Тема патриотического воспитания и родного флота соотечественников занимает в моём творчестве позицию лидера, –  подмечает Геннадий Петрович. – Одна из последних работ связана с Отечественной войной 1812 года, о которой большинство россиян знают мало. Кто знает, например, о том, что в 1814 году войска России вошли в Париж?

О тех победах полезно не забывать и потомкам.

— А вот над данной книгой – «Подводный флот России: современность и история», изданной к 300-летию Русского флота, мне довелось поработать в соавторстве с адмиралом Игорем Николаевичем Хмельновым, адмиралом Валерием Александровичем капитаном и Кожевниковым 1 ранга Геннадием Юрьевичем Илларионовым. В ней детально поведано о развитии подплава и подводных лодок, начиная от ренесанса до наших дней.

Само собой разумеется, отражена история подводного кораблестроения в Российской Федерации, наряду с этим обрисованы конструктивные изюминки буксируемых, управляемых по кабелю и независимых необитаемых подводных аппаратов и их главных совокупностей. Стремясь быть объективными, мы желали выделить громадный вклад нашей страны в развитие конструкции субмарин, что обычно многие недооценивают, – продолжает Г.П.

Турмов.

Вникая в историю Тихоокеанского флота, Турмов приводит неизвестные сведения о боевом применении и создании подводных лодок в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Тогда как раз подлодки Русского флота в первый раз в мире принимали участие в военных действиях как новый класс кораблей ВМФ.

К этим событиям причастны суда разных проектов, а также лодки Степана Джевецкого, одну из которых перевезли из Кронштадта в Порт-Артур ещё в 1900 году. Выдающийся изобретатель подводной техники XIX века в числе первых экспертов оценил возможности применения нового оружия – торпед – для атакующих субмарин громадного водоизмещения.

 

«Дельфин» в бухте Золотой Рог

— По большому счету на эту тему написано много книг, среди них и армейскими историками, – продолжает Геннадий Петрович. – Но многие из них уже устарели, тиражи их частично потеряны, исходя из этого, опираясь на узнаваемые факты и дополняя их новой информацией, стараешься донести до читателя целые пласты занимательного материала. Сравнительно не так давно опубликованная беды «и книга Победы российского и советского подплава 1720 – 2006 г.г.» (тут я выступаю как автор-составитель) также посвящена истории развития подводных судов от «потаённого судна» Ефима Никонова» до ядерных ракетоносцев, многие из которых несли работу на Тихом океане.

В ней мне удалось реализовать задумку, связав собственное давешнее увлечение открытками и марками с любовью к истории флота: проиллюстрировать текст редким тематическим материалом из личной и музейной коллекций.

Так, в раздел «Подводные лодки на открытках, конвертах, марках» вошли неповторимые иллюстрации «Первые подводные лодки», «Демонстрация подлодки перед царём», «Подлодка «Дельфин» в бухте Золотой Рог» и другие. Эти открытки царской эры были изданы во Владивостоке в 1905 году и в Севастополе в 1912 году.

Отдельные разделы посвящены подводным лодкам Первой и Второй мировых войн, советским дизельным послевоенных лет и современному ядерному подводному флоту, научно-исследовательским батискафам и независимым необитаемым подводным аппаратам.

Никто не забыт

Особенное место в книге занимает раздел «Память», кроме этого прекрасно иллюстрированный.

— Одна из ядерных подводных лодок, о которой тут идёт обращение, – К-460 – продолжительное время служила на Тихоокеанском флоте, – говорит Г.П. Турмов. – В первой половине 70-ых годов XX века её экипаж превосходно выполнил ракетную стрельбу восемью ракетами с имитацией старта 16 ракет, в 75-м завоевал первое место по ракетной стрельбе в ВМФ, в 88-м принимал участие в спасении самолёта Ту-16РМ, упавшего в Авачинском заливе.

В то время, когда по окончании исключения из состава флота её разделывали на металлолом, мы забрали часть и ограждение рубки носовой надстройки корабля и совместными усилиями создали на территории ДВГТУ мемориальный комплекс «В память подводников всех поколений», что открыли 19 марта 2006 года.

…На марках и почтовых конвертах – легендарная гвардейская С-56, установленная на Корабельной Набережной Владивостока, портреты конструкторов и изобретателей И.Г. Бубнова, Б.М. Малинина, Н.А. Шильдера, Храбрецов СССР М.И.

Гаджиева и Н.А. Лунина…

— Тут большое количество увлекательных и вправду редких коллекционных открыток и марок, –  подытоживает Геннадий Турмов, – часть из них присылали мне бывшие сослуживцы из Петербурга, часть – из фондов Музея подводных сил России имени Маринеско. В них также кроется история флота, в частности – Краснознамённого Тихоокеанского.     

 Константин ЛОБКОВ

Minecraft: Story Mode — Episode 8 — Meet Facemeat (35)


Читать также:

Читайте также: