Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось со времён золотой орды
Православные татары Москвы и их гости выразили удовлетворение начавшимся процессом самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещён, нагайбаков) и других отдельных лиц и этнических групп, относящих себя к православным татарам.
Об этом говорит регулярное проведение богослужений на татарском языке, и состоявшеяся панихида по крещёным ханам Великой Булгарии, тюркских национальных образований, Великой Татарской (Монгольской) Империи, Золотой Орды, татарских ханств, орд, княжеств, улусов и высказали жёсткое намерение продолжать их поминовение как крещёных, преставившихся в «Жизни и надежде Воскресения Вечныя». С докладами по данной проблематике выступили протоиерей Максим Обухов, иеромонах Иннокентий Кильдеев, иерей Василий Мухаметшин, иерей Алексей Юсупов, иерей Иоанн Давлекамов.
Татарская православная идентичность ведёт собственное начало от апостольской проповеди и её развития среди населений – украины татар и других родственных народов, а также племён Великой Булгарии, Дешт-и-Кипчака (потом Улуса Джучи, Золотой Орды), Кереитского Ханства. Докладчики подчёркивали, что с того времени Христианство в тюркско-татарском мире не прерывалось и молитвы Триединому Всевышнему возносились на языках предков татар и других тюркоязычных населений украины лет.
На сегодня Православие обширно представлено в тюркоязычном мире и Всевышним прославлен сонм святых тюркского и татарского происхождения, не смотря на то, что будущее тюркоязычных народов сложилась в противном случае, чем вторых. Православные татары высказались о том, что являются частью общероссийской политической нации (русской цивилизации), но не отрываются от своих корней и не противопоставляют себя татарам-мусульманам, но всеми силами стараются сохранить язык, культуру, традиции в этническом многообразии отечественной земной Отчизны.
Участники секции Рождественских чтений кроме этого объявили, что нужно продолжать национальное, культурное, церковное развитие татарского народа. Поддержали все усилия по восстановлению молитвенного и литургического татарского языка и призвали православных татар не отказываться от собственной национальной идентичности и сохранять собственную культуру.
Об этом с докладом верховный специалист «Византийского клуба», известный православный политолог, культуролог, политик Кирилл Фролов, потомок прославленного в лике святых расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьёй повара святых царственных мучеников и потомок чингисида крымского и касимовского татарского хана-князя, православного политолога Петра Мультатули.
Участники конференции выразили глубокую признательность священноначалию Русской Православной Церкви (Столичного Патриархата) и администрации республик Татарстан и других регионов России за признание, познание и помощь. Выделили необходимость продолжения развития татарского его диалектов и языка как языка молитвы, сохранение татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, продвижение и развитие, как в Богослужебной практике, так и в быту татарско-кряшенско-нагайбакских и других искусства и православных традиций, в чём надеются на поддержку соотечественников.
Православные татары призвали к объединению и взаимной поддержке и сотрудничеству с православными тюркоязычными народами (гагаузами, чувашами, якутами и др.), и к диалогу с тюркским миром в целом. Помимо этого, участники конференции выделили необходимость более тщательного изучения истории Православия среди тюркоязычных их предков и народов, а также изучение и систематизацию сведений о святых и подвижниках благочестия, известных миссионерах.
Православные татары обратили особенное внимание на возможность широкого применения родных языков, различных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых изюминок в богослужении и в быту, развитие татарского православного мастерства, для того чтобы как христианский шамаиль, возможность применения родных имён при крещении, не внесённых в святцы. Наименование крещаемых по святцам имеется русский традиция благочестия, но не церковный канон, необходимый к применению, в случае если крещаемый желает сохранить имя на национальном языке, а выбрать небесного покровителя по собственному жажде, что соответствует общепринятой практике в других православных государствах.
Одним из методов достижения данной цели православные татары вычисляют введение факультативных направлений для семинаристов, обладающих татарским языком, и встраивание этнокультурного компонента в совокупность подготовки священников.
Кроме этого православные татары обратились к священноначалию Русской Православной Церкви (Столичного Патриархата) и управлению Республики Татарстан прося поспособствовать и оказать всяческое содействие в передаче и возвращении Русской Православной Церкви исторического строения Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о духовных предшественниках.
В его стенках нужно возобновить христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей. Возрождённая Казанская центральная крещёно-татарская школа может функционировать в совокупности православной гимназии с этнокультурным компонентом с интернатом для детей из сельской местности, малообеспеченных детей либо сирот.
Православные татары, кроме этого попросили священноначалие Русской Православной Церкви решить вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых очень почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди – хана Бёрке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам сходу на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Столичной татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову), Евгения Родионова (убит за отказ снять крест) и некоторых вторых.
Кроме этого в работе конференции участвовали представители кряшенских организаций, много лет получающие кряшенам статуса отдельного народа, они выступили с докладами о том, что кряшены Татарстана находятся в плохом положении, с ними у других участников конференции – со приверженцами единства татарского народа, завязалась жаркая дискусия. Стороны сошлись на вправду плохом положении кряшен необходимости и Татарстана их воцерковления.
На конференции были представлены заслуживающие особенного внимания доклады сына известного мусульманского проповедника Валиахмета Садура известного православного татарского проповедника Давида Амира Садура об отношении православных христиан, в особенности татарской их части, к «пророку ислама» — Мохаммеду. Кроме этого привёл к искреннему интересу доклад отца Алексия Юсупова о миссии среди китайцев, как один из примеров для миссии среди татар.
Одним из основных моментов конференции было объявление о регистрации и создании православно-татарской церковной общины в Москве как церковной структуры с особенностями и татарским языком православного Богослужения.
Юлия ЖАНДАРОВА
Разведопрос: Клим Жуков про монгольское нашествие на Русь, часть первая