Гильдия кинорежиссеров польши возмущена нападками на «иду» — «наука»
Гильдия польских режиссёров выступила с письмом, в котором выразила «возмущение» в связи с ответом польской национальной телекомпании TVP показать передачу, жестко осуждающую обладателя премии «Оскар» — картину Павла Павликовского «Ида» перед выходом фильма в эфир в прошлый четверг на канале TVP2.
«Ида» — это антипольский фильм
wPolityce24.02.2015«Оскар» достался «Бердмэну», за зарубежный фильм «Иде»
Русская служба BBC23.02.2015Оскар 2016: сложный год для предсказаний
Los Angeles Times13.12.201512-минутная программа называющиеся «Около „Иды“» включала в себя фрагменты из фильма и монологи двух комментаторов телекомпании TVP — кинокритика Кшиштофа Клопотовского (Krzysztof Klopotowski) с канала TVP Kultura и историка Петра Гурштына (Piotr Gursztyn) с TVP Historia — и Мацея Свирски (Maciej Swirski) из польской «Лиги против клеветы», организующей кампании против предполагаемых нападок на репутацию Польши. В ней они утверждают, что поведанная в «Иде» история не соответствует исторической правде и представляет собой через чур негативную картину действий польского народа на протяжении нацистской оккупации.
Свирски заявил: «В случае если фильм призван быть частью национального катарсиса, он должен иметь суть, с которым польский народ согласен». И добавил: «Необходимо сказать о ужасных страницах в истории народа, но нельзя это делать оскорбительным для страны образом».
Гурштын добавил: «Поляки имеют полное право испытывать раздражение, в то время, когда их обвиняют в правонарушениях, которых они не совершали либо в то время, когда масштабы этих правонарушений несоразмерны настоящим событиям».
В программе кроме этого утверждалось, что фильм «Ида» не взял бы собственного «Вручения Оскара», не представь он события в оккупированной Польше с позиций иудейских персонажей. По словам Клопотовского, «если бы данный фильм не вносил собственный вклад в защиту иудеев в польско-иудейском конфликте, то „Вручения Оскара“ бы он не завоевал».
Программа конкретно предшествовала картине, шла без перерыва и оканчивалась рядом титров, представленных так, что их возможно было принять за фрагменты самого фильма. В них утверждалось, что на протяжении оккупации поляки нееврейского происхождения не принимали участие в преследовании польских иудеев, а наоборот, многие из них помогали им бежать от фашистов с громадным риском для собственной судьбы.
Полный глубокого смыслафильм повествует о подготавливающейся в монахини 18-летней послушнице, осиротевшей во время нацистской оккупации. Воздействие разворачивается в 1960-е годы в коммунистической Польше.
Основная героиня отправляется на поиски правды о собственном прошлом и о судьбе собственной семьи. Фильм представляет собой непростое экзистенциальное изучение вопросов веры, прощения и идентичности и сопоставляет наивность юный монахини с цинизмом ее тетки.
В собственном письме протеста Гильдия режиссёров Польши заявила: «В первый раз за 25-летнюю историю свободы национальных средств массовой информации в Польше фильм сопровождался идеологической интерпретацией, которая представила зрителю не анализ основной темы картины либо ее художественной ценности, но навязала „собственный единственно верное“ толкование».
И потом: «Такие действия демонстрируют отсутствие уважения не только к создателям фильма, но и к зрителям, каковые лишаются возможности самостоятельно трактовать фильм. Это показатель отсутствия у вещателя веры в интеллектуальные способности и тонкость восприятия зрителей.
Это нарушение этических норм и наглядный пример манипулятивных практик пропаганды, каковые не соответствуют стандартам СМИ в демократическом стране».
В полемику кроме этого вступили польские кинокритики и теоретики, каковые в собственном письме протеста объявили, что «представленные TVP титры не были четко отделены от фильма, и многие зрители имели возможность принять их за заглавные титры самого фильма», и что «вместо дебатов мы взяли однобокое суждение о картине».
Ясно, что продюсеры фильма обратились за юридической консультацией, дабы выяснить, имело ли место нарушение условий соглашения со стороны TVP.
Нападки на репутацию «Иды» несколько дней назад являются продолжением многих атак на фильм Павликовского, совершаемых националистами весь прошлый год, включая критику Ярослава Качиньского, главы правящей партии «справедливость и Закон», и премьера Беаты Шидло.
Павликовский поведал Variety: «В то время, когда „Ида“ лишь вышла на экраны, они не обратили на фильм никакого внимания. Это была черно-белая картина в стиле артхаус, без участия знаменитых актеров.
Но в то время, когда она достигла глобальной аудитории, начала завоевывать награды и была одним из претендентов на „Оскар“, они применяли ее растущую славу для собственной пользы как часть избирательной кампании, основанной на страхе, эмоции осажденности и кризиса, заявляя, что это антипольский фильм на работе у ужасного глобального заговора тайных сил против имиджа Польши».
Павловский добавил: «„Ида“ не повествует о какой-то одной проблеме, она — не об установлении исторической правды, это не фильм о польской истории — боже упаси — но многослойная и сложная картина о неоднозначных храбрецах и вечных экзистенциальных вопросах. Что делает их нескончаемые атаки на фильм еще более абсурдными и корыстными».
«Эти националисты по большому счету не хотят иметь дело с настоящим фильмом. Большая часть из них в действительности его кроме того не видели.
Они применяют фильм легко как предлог, дабы раздуть патриотизм и выпустить на волю собственную вечную одержимость якобы мировым еврейско-немецко-левацко-либерально-русским заговором против Польши. Это их отвратительные ксенофобские заявления наносят ущерб отечественной репутации за рубежом — не мой фильм».
Произошедшая несколько дней назад атака на «Иду» следует за трансформациями, внесенными в польское законодательство о СМИ и дающими партии «справедливость и Закон» право осуществлять прямой контроль за TVP и другими находящимися в гос собственности СМИ. Партия с сильным уклоном в сторону национализма кроме этого приняла меры по ограничению роли конституционного суда и усилению надзора за цифровыми коммуникациями.
ЕС на данный момент изучает эти трансформации, каковые глава парламента Мартин Шульц уже охарактеризовал как «страшную путинизацию европейской политики».
В субботу более 80 тысяч людей выступили с акцией протеста против того, что было воспринято ими как клеветническая кампания, организованная правящей партией и призванная очернить репутацию бывшего президента Польши и лидера демократов Леха Валенсы. Правительство говорит, что в 1970-е годы Валенса был платным осведомителем коммунистических тайных работ; Валенса отвергает обвинения и заявляет, что представленные правительством документы являются подделкой.
Павликовский сообщил Variety: «Самое страшное в том, что Польша есть живым, демократическим, весьма разнообразным обществом, а эти люди, за которых проголосовало всего лишь 6,5 миллиона человек (из 40 миллионов поляков), разрушают имидж нашей общей страны и уже давно».
Служебный роман 1 серия