Душа прикоснётся к великой вселенной по имени русь
Эта песня Сергея Трофимова, выполнена певческой группой «Настроение» начальник Анна Ковалева, завершила 10 октября пронзительное действо, посвящённое вековому юбилею события, которое старшее поколение привыкло именовать Великой Октябрьской социалистической революцией, а младшее «разжаловало» до Октябрьского переворота.
Клуб любителей романса, созданный в Красноярске превосходной певицей Ольгой Лановой, отозвался на данный юбилей концертом, в котором любой номер напоминал о красной цене того исторического катаклизма. И слово «красная» означало в них не красоту, а кровь…
Первое отделение
Но, вышедший на сцену дебютант Сергей Черепанов начал с весьма мирного, весьма лирического «Русского поля». Но вряд ли кто-то в зале не отыскал в памяти, что пел его в фильме «Неуловимые мстители» белый офицер.
И зазвучали в Малом концертном зале друг за другом белые романсы – неприятные, саднящие, полные то тоски, то боли, то ненависти и любви: «Что с Вами было, королева мечт моих? Что с Вами стало, моё призрачное счастье?»; «Кроме того места нам нет в ошалевшей от боли России, и Господь нас не слышит – кличь не кличь…»; «Тут в детской Соня с Мишенькой игрались.
Но клавиши разбитого рояля – на обожжённой кровью мостовой»; «Он, как ястреб донской, крови красной попил…». Тут цвет также свидетельствует не просто цвет – это о Гражданской войне.
Не смотря на то, что… Марина Цветаева ещё тогда написала как припечатала: «Белый был – красным стал: кровь обагрила.
Красным был – белый стал: смерть побелила».
Солидную часть романсов потрясающе выполняли Ольга Лановая, Сергей Баякин с гитарой и второй гитарист – Василий Екимов. Время от времени к ним подключались вокалисты Сергей Елена и Черепанов Ледовская.
В то время, когда грохнул выстрел, Лена Ледовская, как белокурая Жози, вылетела на сцену с «Гусарской рулеткой»: «Господа, ставки сделаны, господа, ставки сделаны, господа, ставки поздно поменять! Что нам жизнь? – Деньги бронзовые. Мы поставим на белое.
Жребий сообщит, кому умирать» и «Тут, на отечественной почва, на зелёном сукне всласть места, чтобы всех обеспечить могилами»…
Зря Ольга Викторовна своим прекрасным драматическим сопрано умоляла ХХ век: «Двадцатый век, повремени. О Господи, не нужно! Уже пришли и в дверь стучат прикладом. И вдребезги в прихожей зеркала: «Откройте, Революция пришла».
Оптимизма в творчестве не поменявших присяге офицеров мало. Поэт первой волны эмиграции, донской казак Николай Туроверов написал и положил на музыку щемящий стих: «Уходили мы из Крыма среди огня и дыма.
Я с кормы всё время мимо в собственного стрелял коня»… Возможно, поручик Брусенцов (он же Владимир Высоцкий) в ленте «Помогали два товарища» знал эти слова.
А Лановая и Баякин прониклись ими так, что их рефрен «Мой дорогой друг, мой конь» пробивал до слёз.
Но и произведения отечественных современников задевают сердце. Поручик корнет и Голицын Оболенский, которых придумал не то Михаил Звездинский, не то Аркадий Северный, не то Михаил Гулько; «Всё сейчас против нас» (Юрий Борисов); «Золотые погоны» (Вадим Цыганов); «Каурый конь» (Фёдор Петрухин) и «Юнкер» Сергея Баякина с оглушающей концовкой «Мой последний автограф ляжет кровью на снег».
Серёжа, браво! Недаром в данный вечер жал тебе руку узнаваемый политолог Юрий Москвич, пока дамы вручали букеты Елене и Ольге.
Второе отделение
В отличие от первого, воображавшего собой плач по ТОЙ России, второе отделение посвящалось СССР и Великой Отечественной войне. Разве что «Марьюшку» Владимира Высоцкого возможно привязать к любой эре: «Как забрали милого в рекруты, в рекруты, как ушёл твой суженый во воины» да «Ночной приказ» адресовался современности: «Послушай сердца стук, капитан отряд специального назначения, оно не подведёт…».
Нетрудно додуматься, что первую песню выполнила Ольга Лановая, а вторую – собственного произведения – Сергей Баякин. Позже они дуэтом спели баякинскую же «Морскую молитву». Мурашки бежали по пояснице, в то время, когда он и она эстафетой передавали друг другу клятву:
С.: Я помолюсь судьбе.
О.: Я помолюсь, любя.
С.: И я возвращусь к тебе!
О.: И я дождусь тебя!..
От великой войны в отечественном народе осталось много любимых песен, но в сегодняшнем сценарии оказались по большей части шедевры Высоцкого: «Он не возвратился из боя», «Так произошло – мужчины ушли», «Древесные костюмы», «Песня о земле» и «Песня о звёздах», которую Александр Молтянский спел так, что у меня сердце зашлось:
Звёзд этих в небе – как рыбы в прудах, – Хватит на всех с лихвою. В случае если б не насмерть, ходил бы тогда Также – Храбрецом. Я бы Звезду эту сыну дал, Легко – на память…
В небе горит, исчезает звезда – НЕКУДА ПАДАТЬ!..
По окончании таких пронизывающих слов потянуло возвратиться в 2017 год – не шибко спокойный, с Сирией и Украиной, с митингами и пикетами, но мирный всё-таки. В этот самый момент тени исчезают… не в 12 часов дня, а вечером, и умница-программа концерта перешла на песни об Данной России. «Смотрю в озёра светло синий» из незабытого телефильма весьма душевно, лирично спела Ольга Лановая.
Елена Ледовская озвучила тёплую надежду: «Российская Федерация! Настанет сутки, Российская Федерация, и ты святые крылья получишь».
Вторили ей дети из младшей группы объединения «Имена»: «Российская Федерация, Российская Федерация, ты моя звезда, Российская Федерация, Российская Федерация, ты моя будущее». Их поменяла певческая несколько «Настроение» с песней, строка из которой дала заглавие этому репортажу: «Молитва святая слезами прольётся, Христовой любовью исполнится грусть и в это мгновенье душа прикоснётся к великой вселенной по имени Русь».
Кто-то, осознав, что концерт окончен, рванул было в гардероб, но в Клубе романса существует традиция – спеть одну либо пара песен всем совместно. И вот уже артисты заводят, а зал подхватывает: «Выйду ночью в поле с конём…» У меня ж в голове билась одна идея – лишь бы не повторилось:
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
За негромкой рекою