Директор лицея ниу вшэ наталия любомирская о первом наборе лицеистов

Директор лицея ниу вшэ наталия любомирская о первом наборе лицеистов

— В то время, когда показалась мысль создать лицей при Высшей школе экономике?

— Мысль зрела в далеком прошлом. Инициатором был ординарный доктор наук, научный руководитель и один из создателей НИУ ВШЭ Лев Любимов.

Он уже 20 лет интересуется средним образованием. И в далеком прошлом уверен в том, что университет обязан что-то делать для его развития.

Из этого рвения и появилась концепция – как возможно применять потенциал высших учебных заведений для развития среднего образования.

Практически ВШЭ явилась инициатором этого процесса, помощь мы нашли у Департамента образования Москвы. На первой встрече с его управлением были представители еще двух университетов — Русском академии Педагогического университета и правосудия им.

Шолохова, каковые также одними из первых заинтересовались идеей создать собственные лицеи. 10 июля произошло заседание у начальника Департамента образования Исаака Калины, на которое были приглашены представители 50 университетов, и где официально представили проект московской мэрии о создании лицеев – подразделений ведущих институтов.

У нас нет никаких прагматических целей, к примеру, привлечь еще больше абитуриентов. ВШЭ и без того в фаворитах рейтингов востребованности у абитуриентов.

Но, не смотря на то, что лицеисты не будут иметь привилегий при поступлении, все замечательно знают, что ученики лицея будут подготовлены лучше.

Мы наблюдаем на выпускников как на будущее ядро первокурсников, по причине того, что они будут сплоченными, будут подготовленными ко всем изюминкам университета.

Во ВШЭ большое количество того, чего нет в классических университетах. Тут имеется динамичность, устремленность на поддержку любой инициативы, уход от простой трансляции знаний к формированию критического мышления у учеников.

Легко показывать знания сейчас бессмысленно, по причине того, что поток информации таковой, что студенты и школьники начинают так прекрасно во всем ориентироваться, что преподаватель как раз как источник знаний делается не нужен. Ему нужно принимать новую роль ассистента ученика.

Во ВШЭ это знают, исходя из этого стремятся уменьшить количество аудиторных занятий и расширить время на независимую деятельность. Во ВШЭ уходят от наставнического пути, что в образовании превалирует.

У нас учитель, так же как преподаватель в лицее – это ассистент, сотрудник, специалист, но ни за что не начальник, что тянет за собой и заставляет что-то делать.

Это то, что будет пользуется спросом независимо от того, каким будет общество – умение брать на себя ответственность, умение принимать решения, все взвешивать, не только обнаружить данные, но четко ее сортировать, по причине того, что сейчас задача уже не в поиске информации, а в отсечении ненужного.

— какое количество школьников к вам поступили?

— Мы приняли 58 человек. У нас было 250 заявок, другими словами конкурс был пять человек на место.

По окончании первого тура, что пребывал в заполнении электронной написания и заявки эссе о себе, мы не стали производить отбор. Во-первых, эссе писалось заочно, а утверждать, что все дети писали его самостоятельно, без помощи своих родителей, мы не можем.

Во-вторых, для девятиклассников это незнакомый жанр – эссе о себе.

Эссе разрешили нам предварительно составить некую неспециализированную картину. На тестирование пришли 234 человека. Тест был по трем предметам – математике, иностранному языку и русскому. За одни сутки сдавали все три предмета за 120 мин..

По каждому предмету тест складывался из двух частей – делаемой на компьютере и письменной. В письменной части были задача по математике, письмо на зарубежном языке и ответы на два вопроса по русскому языку с представленным ходом рассуждений.

Разброс результатов был от 8 до 49 баллов из 60 вероятных. Проходной балл был равен 34 баллам.

— Поведайте подробнее о заданиях.

— В тестовой части, например, была задача, с которой совладали всего 5%. Это несложная задачка про червяка-книголюба, придуманная академиком Арнольдом.

Было задание с параметрами, ее никто не решил, по причине того, что снова же не существует методов ответа таких задач. В школе прекрасно учат решать задачи, у которых имеется некоторый метод ответа.

Тут же нужно было рассуждать, и как раз алгоритмизация мышления стала причиной тому, что большая часть решили ее неправильно. Лишь одна девочка справилась с ходом рассуждений, но совершила ошибку с вычислением.

Исходя из этого большой балл никто не взял.

По русскому языку были увлекательные задания. В тесте нужно было продолжить серию слов «Ломоносов, порцелиновая мануфактура, кобальтовая сетка, чашка».

Если судить по логическим цепочкам, не все знали, что Ломоносов проводил исследовательские работы по получению собственного фарфора, а при с порцелиновой мануфактурой не помогло кроме того знание английского, потому, что porcelain – это фарфор по-английски. То, что не у всех появилась эта ассоциация, показывает, что отечественное среднее образование разрывает мир ребенка на отдельные предметы.

Данный разрыв единого мира на отдельные предметы нужно исправлять.

Кстати, НИУ ВШЭ – первое образовательное учреждение, которое будет трудиться по новым ФГОСам (федеральные образовательные стандарты. — «Газета.Ru») старшей школы, где упор сделан на междисциплинарные и метапредметные вещи, такие как умение трудиться с текстом. Известный факт, что в 5-м классе имеется большое количество неуспешных детей по математике по одной несложной причине – они не хорошо просматривают.

И до тех пор пока они осознают суть задачи, у них сил на математику не остается. Умение трудиться с текстом, умение трудиться с различными источниками информации и уже критическое мышление как верховный пилотаж – это те вещи, каковые в любом предмете имеется и каковые объединяют все предметы в единое целое.

Эти навыки не алгоритмизируются.

Нужно пробовать и не опасаться делать неточности. Это еще один замечательный фактор, что необходимо поменять. Дикий ужас неточностей, каковые школа вколачивает в учеников, противоречит природе человека.

Эволюционные антропологи говорят, что неточности — замечательный эволюционный фактор: продвижение человечества от пещерного человека до современного пилота космических аппаратов случилось как раз вследствие того что он не опасался делать неточности.

Школа традиционно наказывает за неточности, это нужно поменять. Она обязана помогать тем, кто делает неточности, кто готов рискнуть.

К тому же сейчас это «цифровое поколение» играется в компьютерные игры, сделать неточность в компьютерной игре – это значит продвинуться, по причине того, что так можно понять, что ты обязан исправить. И в школе это также необходимо применять.

Ребенок обязан сделать неточность, встретиться с ней и исправить.

— Программы обучения уже созданы?

— Они находятся в ходе разработки. Этим занимаются отечественные учителя, учители факультетов в зависимости от разрабатываемых предметов.

Большая часть отечественных преподавателей – учители ВШЭ, но не все. В университете, например, нет биологии, исходя из этого учителя мы забрали со стороны. литературы русского и Учитель языка также со стороны – это человек, что берется создать программу литературы и русского единого курса языка.

В Российской Федерации мало людей, каковые способны на это. Все предметы мы будем предлагать изучать на базисном и профильном уровнях.

Биология — лишь базисная, по причине того, что докторов мы не готовим.

Мы трудимся строго в рамках нового образовательного стандарта. Учебная нагрузка будет не меньше 31 часа и не более 37 часов в неделю.

Мы предлагаем комплект предметов, из которых ученики сами формируют личный учебный замысел. Это первый важный выбор в их жизни.

Они выбирают предметы, наряду с этим руководствуются правилами – в обязательном порядке должна быть математика, русский литература и язык, естественнонаучный предмет, на основании их выбора формируются учебные группы. Физкультура, личный проект не идут в часы учебной нагрузки.

Мы добавили от себя предмет «теория познания», что мы позаимствовали из программы Международного бакалавриата, и вычисляем его главным в плане развития критического мышления. Исходя из этого сделали его необходимым.

У каждого получается собственная нагрузка, исходя из этого расписание составить сложно. Мы сходу предотвратили, что расписание будет с «окнами», но мы обеспечим условия для независимой подготовки либо отдыха между уроками.

Еще у нас запланированы мастер-классы по субботам с докторами наук ВШЭ. Выбор профессии – экономика, право – больше носит мифологический темперамент.

У детей, например, нет четких представлений, что такое работа экономиста. Это таковой миф – человек сидит в банке, выходит, садится в БМВ и едет к себе.

А мы желаем продемонстрировать, что такое эти профессии.

Внезапно кто-то осознает, что это не его, и, завершив отечественный лицей, отправится в второй университет. Не смотря на то, что, само собой разумеется, мы бы желали, дабы отечественные выпускники шли во ВШЭ.

— Имеется вывод, что открытие школ при вузах направлено на то, дабы создать фильтр для детей из регионов, каковые приобретают высокие баллы на ЕГЭ и занимают места ребят из Москвы?

— Нет, таких целей у нас нет. Тенденция к тому, дабы увеличивать количество детей, проходящих по олимпиадам, а не по ЕГЭ, имеется.

По олимпиадам сейчас во ВШЭ поступают 30%. Само собой разумеется, получая образование отечественном лицее, к олимпиадам готовиться значительно несложнее.

И, да, получать образование лицее у нас смогут лишь москвичи. Но целей, что мы создали лицей чтобы как-то отфильтровать ребят из регионов, у нас нет.

— Какое финансирование у школы?

— Мы будем приобретать субсидию, сколько — пока не выяснено. На начальной стадии 50% будет дотировать университет из собственных внебюджетных средств. Со следующего года мы планируем открыть комплект в 8—9-й классы.

А в будущем количество учеников вырастет до 700 обучающихся как минимум. Это как раз та цифра, которая разрешит университету не дотировать лицей, потому, что он станет «самоокупаемым» за счет субсидий от страны.

— Какие конкретно еще проекты будет реализовывать ВШЭ в среднем образовании?

— У ВШЭ имеется проект создания школьно-университетского кластера, что объединит последовательность школ. Лицей станет первым среди равных в этом кластере, он будет заниматься развитием образования.

Сейчас среднее образование стоит перед большой проблемой, которая позвана двумя факторами. Во-первых, общество скоро изменяется, и практически образование вовлечено в процесс подготовки ребенка к судьбе в обществе, но наряду с этим мы не знаем, каким будет это общество через десятилетие.

Во-вторых, мы живем в эру второй технологической революции в образовании. Дети, каковые на данный момент идут в школу, появились в цифровом мире, а это второй мир.

Эти неприятности стоят перед образованием во всем мире. Разумеется, что в образовании необходимо большое количество чего поменять.

Новые стандарты образования (ФГОС) – один из способов продвинуть отечественное образование вперед, ориентировать на то, что будет пользуется спросом независимо от того, каким будет общество, как раз учитывая его динамичность. И создание таких школьно-университетских кластеров – это метод включить школу в данный процесс.

Еще один проект ВШЭ совсем развития — школ и альтруистический проект поддержания в Некрасовке, в достаточно депрессивном районе Москвы. Лев Любимов лично взялся за то, дабы в том месте поднимать уровень школ, а это значит поднимать целый район, по причине того, что школа тянет за собой все.

— Как будут функционировать кластеры?

— Кластеры – это сетевое сообщество, которое трудится на базе сотрудничества. Те школы, каковые в него включены, находятся в постоянном сотрудничестве, обмениваются учебно-методическими разработками, образовательными разработками.

К примеру, быть может, будет введено критериальное оценивание (оценка складывается из составляющих, каковые отражают успехи ученика по различным направлениям. — «Газета.Ru»), вторая организация учебной деятельности на уроке.

Последние исследования нейробиологии и того, как происходит процесс учения, говорят о том, что при лекционной форме мозг трудится всего на 5%. Это самый пассивный и малоэффективный метод.

Преподаватель в большинстве случаев ориентируется на среднего ученика, но все дети различные. И при классической форме проведения урока часть детей выпадает, по причине того, что не успевает за преподавателем, а вторая часть — по причине того, что в далеком прошлом все осознала и им скучно.

Еще одна тенденция в образовании – индивидуализация процесса, чему будет содействовать применение разработок, но для этого необходимо уйти от классической формы, в то время, когда преподаватель растолковывает, а позже дает домашнее задание на дом. Исходя из этого показались разработке, каковые разрешают это делать в «перевернутом» варианте – на записи, которую ученик наблюдает дома, преподаватель растолковывает тему, а уже в классе задает вопросы и трудится в личном и групповом режиме.

— А ВШЭ как будет принимать участие в работе кластеров?

— В лицее будет большинство учителей из ВШЭ, каковые будут разрабатывать авторские учебные программы. Мы идем первыми в Российской Федерации по новым ФГОС старшей школы.

Мы будем отрабатывать и разработку разработки личных учебных замыслов, и разработку составления расписания, и разработку зарплаты учителей. Одно из новшеств — отсутствие фиксированных классов, дети будут делиться на учебные группы в зависимости от выбранных ими предметов.

Лицей будет это разрабатывать через школы, каковые будут входить в школьно-университетский кластер, апробировать эти технологии, обсуждать, что получается, а что нет, с представителями школ.

— Получается, что высшее образование лучше знает, что необходимо среднему образованию?

— Во ВШЭ стараются внедрять новые образовательные разработки в высшую школу, но, дабы они действенно трудились в высшей школе, необходимо, дабы это начиналось в школе . Элементарный пример: приходят дети, каковые прекрасно сдали ЕГЭ, но их школьный опыт говорит, что на данный момент учитель поведает, как и что нужно делать, они выучат и повторят. Но это не то, что требуется современному обществу, по причине того, что время готовых методов прошло.

А в школах реализовываются как раз они. В детском саду готовят методы для школы, в школе – для института, в институте – для предстоящей судьбы.

Это комплекты готовых методов, рабочих инструментов – ребенок знает, в каком месте каким молоточком необходимо ударить.

Исходя из этого у нас происходит мифологизация того, как было здорово раньше.

Легко молодежь в растерянности, потому, что им этого комплекта инструментов не достаточно, и все эти молоточки устарели. Они просто лежат грузом, но орудовать ими ученик не имеет возможности.

А нам необходимы люди, каковые смогут эти молоточки создавать под конкретную задачу, причем под любую. В мире в далеком прошлом пришло осознание того, что образование – это не про деятельность преподавателя.

В базе всей педагогической науки лежит процесс приобретения знаний, процесс научения. В мире сделан громадный прогресс в этом.

Мы же так же, как и прежде говорим с позиций преподавателя. Это следы замечательного советского прошлого, в то время, когда государство четко знало, куда какой винтик поставить.

Человеку выдавался комплект инструментов, а государство само решало, куда тебя направить – в военно-промышленный комплекс либо в сельское хозяйство. Сейчас у нас государство уже не решает эти вопросы.

Людям дали свободу, но вместе с ней они взяли и ответственность. И многие не знают, что с этим делать.

Это проявляется во всех сферах, в том числе и в высшем образовании.

Во ВШЭ имеется студенты, каковые прекрасно сдали ЕГЭ, отучились в хороших школах, школа контролирует на ЕГЭ те знания, каковые она дала. Другими словами школа задает тон тому, какими должны быть выпускники.

Но у студентов, каковые приходят на первый курс, нет навыка независимой работы. Они готовы осваивать громадные готовые алгоритмы и объёмы информации, а сами создавать эти методы они не могут.

Классический преподаватель, что находится в трансляционной парадигме, трудится по принципу «делай, как я». А сейчас необходимо совсем второе и от преподавателя, и от учителя – «пробуй, я помогу».

Это второй принципе взаимоотношения – это принцип сотрудничества, а не наставничества, это и имеется принцип индивидуализации образования, в то время, когда любой пробует по-своему. И преподаватель делается организатором таковой деятельности.

Но многие первокурсники, каковые приходят, не готовы жить по этому принципу, они обиженны, начинают сказать, что доктор наук не хорошо просматривает лекции.

Но совокупность «делай, как я» не работает. Количества информации так громадны, что срабатывает инстинкт самосохранения. Эта информация, загруженная в оперативную память, доносится до зачета либо контрольной, а дальше – память очищается.

Исходя из этого знания как таковые не конструируются.

Представления о том, что знания нельзя транслировать, развивал Лев Выготский, идеи конструирования собственных знаний которого на данный момент на западе являются главным в образовании. Все, о чем я говорю, – «пробуй, я помогу», «знания должны конструироваться» — было заложено в 1930-е годы на теоретическом уровне как раз в Российской Федерации, позже расцвело на западе в 1970–1980-е годы, а мы на данный момент догоняем, по сути.

И новые ФГОС сделаны в данной философии образования, но пока еще они тяжело пробивают себе дорогу.

на данный момент педагогическое сообщество в мире говорит, что основной навык — навык критического мышления. Это то, что необходимо человеку для успешности в нашем мире, чтобы не попадать под авторитарное влияние, дабы мочь взвесить все за и против.

Но наряду с этим школа с традицией не развивает критическое мышление. Исходя из этого в совокупность образования нужно вводить совокупность вопросов, каковые не имеют однозначных ответов.

Это требование нового времени, которое заложено в новых стандартах, но к этому школа не готова.

—Но так как ЕГЭ — оценка знаний, а не оценка критического мышления. Разве не так?

— Совсем правильно. Под новые стандарты должны писаться новые программы, под новые программы – новые КИМы (контрольно-измерительные материалы. — «Газета.Ru»). В тестах, в принципе, проверить уровень критического мышления возможно.

В Российской Федерации имеется школы Международного бакалавриата, каковые занимаются развитием критического мышления. Они трудятся в второй образовательной парадигме.

Кстати, еще один проект столичного правительства – то, что 20 школ Москвы подготовят к вступлению в Интернациональный бакалавриат. Первые школы сами пробивали дорогу, в Москве они существуют уже 15 лет.

Многие школы трудиться по-новому, по причине того, что для них это неясно. Мы не опасаемся, по причине того, что у нас обширный опыт работы в данной совокупности.

Тот, кто поработал в данной совокупности, с большим трудом может возвратиться обратно – это как, поездив на иномарке, пересесть обратно в «Жигули».

ЕГЭ будет изменяться под новые ФГОСы. Я знаю, что без шуток поменяется ЕГЭ по русскому языку. Не смотря на то, что все у нас показывают, что никто не освоил еще сегодняшний формат.

Но, повторюсь, тут вопрос формата, а не вопрос образования.

Вступительный тест в Лицей НИУ ВШЭ


Читать также:

Читайте также: