Директор фонда энергетического развития сергей пикин о тарифах на электроэнергию

— Опять встанут тарифы за услуги ЖКX, наряду с этим людям и без того не легко — настоящие доходы падают, стоимость повышаеться, как и нагрузка. Увеличена налоговая нагрузка на собственников жилья, введен новый платеж за капремонт, сейчас — очередной рост тарифов.

Из-за чего не было возможности хотя бы их оставить на ветхом уровне?

— Рост тарифов связан с инфляционными процессами в экономике. Растут издержки, цена материалов, оборудования, растут тарифы на газ. Все это требует компенсации через рост тарифов.

Наряду с этим рост тарифов ниже, чем фактическая инфляция.

Два года назад была попытка заморозить тарифы. Но практически это стало причиной значительному росту выпадающих доходов и замораживанию части инвестиционных программ.

— Из-за чего тарифы по регионам растут неравномерно?

— Рост тарифов в каждом регионе ограничен общефедеральным параметром, определяемым в программе развития экономики страны. Исходя из этого скорость увеличения тарифов во всех регионах приблизительно схожи и ограничены этим причиной.

Маленькое отличие определяется изюминками инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, каковые компенсируются за счет тарифов. Значительная разделение определяется различной базой тарифов, которая появилась исторически.

В том месте, где цена горючего громаднейшая, в том месте и громаднейший тариф — это, к примеру, Сахалин либо Камчатка. В том месте, где ресурсы стоят меньше, в том месте ниже и тариф — к примеру, в Иркутской области, где исторически всегда был самый низкий тариф в стране.

Директор фонда энергетического развития сергей пикин о тарифах на электроэнергию

— Из чего формируется тариф? Хотелось бы осознать долю каждой составляющей.

— Тариф складывается из оплаты вырабатываемой генераторами электричества, тарифа на передачу данной энергии до сбытовой надбавки и конечного потребителя обеспечивающего поставщика региона. Имеется кроме этого маленькая составляющая инфраструктурных организаций, каковые обслуживают оптовый рынок и энергосистему страны, где продается электричество.

В разных регионах обстановка по долям различная. Для различных категорий потребителей тарифы кроме этого различаются и различаются доли каждой составляющей.

— на данный момент довольно много территориальных сетевых организаций (ТСО). Для чего они необходимы, и самое основное — как они воздействуют на тариф?

— Вправду, очень значительной статьей затрат есть оплата одолжений ТСО, которая показалась вместе с установлением в 2008 году единых «котловых тарифов» для каждого субъекта РФ. Такая совокупность регулирования обернулась тем, что многие фирмы переложили собственные затраты по содержанию сетевой инфраструктуры на вторых, выделив сети в ТСО и включив собственные затраты в котловой тариф соответствующего региона.

Количество ТСО стало расти в геометрической прогрессии и близко приблизилось на данный момент к трем тысячам.

На ТСО приходится 18% тарифа на передачу в целом по стране.

Причем многие сети на данный момент являются «моносетями», другими словами обслуживают в основном одного потребителя.

— Неизменно разгораются скандалы с нецелевым расходованием средств ТСО. Из-за чего это происходит?

— До последнего времени не было четких параметров, что такое ТСО. Исходя из этого назваться ТСО и взять соответствующий тариф имел возможность любой обладатель любого сетевого оборудования.

Как я сказал, всего ТСО насчитывается около трех тысяч, а реально трудятся в разы меньше. Видятся ТСО с «раздутым» тарифом за счет громадной инвестиционной программы, которую им согласовали регулятор и местные власти.

Эти программы должны быть включены в схему развития региона. Но видятся случаи, в то время, когда нужные региону сетевые мощности выстроены за счет инвестиционной программы, а потребитель так и не показался либо потребление выяснилось намного меньшим, чем планировалось.

При таких условиях дополнительного количества отпуска электричества не показалось, и все это ложится дополнительным обременением на тариф на передачу для всех потребителей региона.

— Имеется еще сбытовые компании. Но на деле это очередной посредник, что лишь собирает деньги.

Для чего необходимы эти бессчётные компании, через каковые проходят деньги потребителей? на данный момент уже возможно платить за коммунальные услуги онлайн, из-за чего не позволить людям платить напрямую тем, кто им приводит в дом электричество?

— Сбытовые компании обслуживают совокупность контрактов по купле-продаже электричества, ее передаче и выставляют на их базе счета на оплату по принятым от потребителя показаниям счетчиков электричества. К сожалению, устройства, каковые измеряют количество потребленной электричества, не смогут машинально онлайн передавать эти параметры.

Исходя из этого кроме этого требуется персонал по снятию и проверки показаний устройств учета.

Если бы все было автоматизировано и трудилось в онлайн-режиме, то эта функция была бы не нужна и не оплачивалась в тарифе.

Необходимо ли передавать функции обеспечивающего поставщика, головных сбытовых организаций регионов, сетевым компаниям — извечный вопрос, имеющий различные точки зрения. Но в случае если в сбытовом секторе нет конкуренции, ведущей к понижению цены на электричество, то такая функция не принесет второе уровень качества ее исполнения и, следовательно, не нужна.

Как продемонстрировала практика, конкуренции на розничном рынке среди сбытовых компаний так и не произошло.

— Реформой РАО «ЕЭС» предполагалось, что сбыт и генерация электричества будут организованы на конкурентной базе коммерческими структурами, каковые будут функционировать в рамках рынка. Это должно было привести к понижению тарифов, но на деле тарифы растут.

Что принципиально пошло не так?

— Чтобы тарифы пошли вниз, нужна настоящая борьба между генераторами на оптовом рынке и настоящая борьба между сбытовыми компаниями на розничном рынке. На оптовом рынке борьба определяется избытком мощностей и достаточным количеством игроков.

По итогам конкурентного отбора мощности в прошедшем сезоне оказалось, что борьба генераторов стала причиной маленькому понижению цены мощности. Более того, около 15 тыс.

МВт мощностей не отыскало собственного клиента и вынуждены были обратиться за особым тарифом «вынужденного генератора». Вот тут имеется еще недоработки в механизме выбытия из эксплуатации таких мощностей.

Но растут тарифы на газ, растут издержки генераторов (часть газовой генерации в Российской Федерации около 70%), растет цена вырабатываемой электрической и тепловой энергии.

На розничном рынке борьбы как не было, так и нет.

— Кроме этого некуда не убежала неприятность неплатежей. Кто в этом виноват — реально ли люди не платят либо это именно вина бессчётных посредников?

— Граждане платят исправно. В проблеме неплатежей виноваты посредники, собирающие деньги за энергоресурсы и не всегда перечисляющие эти деньги конкретно сетям и ресурсоснабжающим организациям.

Кроме этого отсутствие должной ответственности разрешает неплательщикам избежать ответственности. на данный момент в государственной думе находится закон, ужесточающий ответственность за неплатежи и вводящий совокупность определенных обеспечений для неплательщиков. Скорейшее принятие этого закона разрешит сократить рост задолженности и в будущем снизить ее размер.

— Давайте возвратимся к увеличениям тарифов. Как тот тариф, что установлен на данный момент, реально соответствует цене одолжений? какое количество в том месте заложено для «лишних» посредников либо на мощности, каковые не употребляются, и возможно ли сохранять надежду, что эта часть когда-то будет сведена к минимуму?

— Для граждан «экономически обоснованный тариф» должен быть выше, чем тот, каковые они платят на данный момент.

Происходит субсидирование этого тарифа вторыми категориями потребителей, каковые в целом по стране переплачивают около 250 млрд руб. каждый год.

Неприятность неэффективности, само собой разумеется, кроме этого присутствует. Принципиально важно забрать под инвестиционные программы и контроль энергетиков, каковые во многом и определяют скорость увеличения тарифов.

Лишь контроль инвестиционных программ и публичное обсуждение целесообразности тех либо иных проектов экспертами и потребителями соответствующего региона разрешат решить данный вопрос. Это произошло по окончании утверждения правительством РФ 16 февраля 2015 нового нормативно-правового акта №132 «Об утверждении инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроле за их реализацией».

В нем напрямую говорится о Совете потребителей при комиссии по формированию электроэнергетики и вписывает совет в утверждения субъектов и регламент рассмотрения электроэнергетики Минэнерго России. Кроме этого устанавливается порядок участия межотраслевых советов в утверждении и рассмотрении программ субъектов электроэнергетики в субъектах РФ.

Самое серьёзное — сделать процесс установления этих тарифов максимально прозрачным.

Аксеновские порядки на «Крымэнерго» | Радио Крым.Реалии


Читать также:

Читайте также: