Дипломаты до 16-ти и чуть старше
При консерватории им. П. А. Серебрякова уже пара лет существует неповторимый для волгоградского региона хор мальчиков.
Сравнительно не так давно коллектив возвратился из поездки в Германию, где дети выступали с концертами и записали компакт-диск. Какие конкретно интересы смогут оторвать нынешних мальчишек от игр в планшетах и смартфонах?
Ответ на актуальный для многих своих родителей вопрос «Доводам семь дней» дал начальник коллектива «Камертон» Сергей ЛОПАТИН.
Иммунитет от негатива
— Как вы умудряетесь заинтересовать этих мальчишек хоровым пением, да ещё с таким репертуаром? Это же простые современные дети, каковые не прочь погонять в футбол и посидеть в собственных гаджетах?
— Дети самые простые, не считая разве одного, уже необыкновенного фактора – в них показаны, в первую очередь, слуховые, конечно певческие эти. Музыка сама по себе воспитывает, оказывает помощь увеличить горизонты.
В старшем возрасте отечественные дети уже отличаются музыкальным вкусом, они не слушают всякую ерунду. Они фильтруют тот материал, что приходит из окружающего мира: теле, радио, сейчас интернет-среды.
Не имеет значение, какой будет жанр, они способны осознать — хорошая это музыка либо не весьма, по причине того, что в ходе обучения приобретают большое количество красивого материала. Музыкальное образование — это и иммунитет от всего негативного, чем возможно задета детская психика, возможность видеть мир шире, многограннее.
— В простых классах педагогам сложно, а у вас так как и не припугнешь: обучайся, в противном случае ЕГЭ не сдашь. Нужна вторая мотивация.
— У нас имеется задача творческая – научить петь, научить нотной грамоте. Это дети постигают на уроках сольфеджио, инструмента, музыкальной литературы.
По сути, у нас полная программа музыкальной школы с хоровой специализацией. Но изначально и неизменно самая непростая задача – собрать коллектив.
Один из педагогов и известных дирижёров Николай Покровский как-то сообщил: «Хор – это артель, где все трудятся совместно». Исходя из этого у нас происходит не только музыкальное образование, но воспитываются и человеческие качества: умение взаимодействовать между собой, помощь, товарищество, чувство локтя.
А в совместных поездках именно и проявляется, как сложился коллектив, как преодолеваются появляющиеся трудности – темпераменты и характеры так как у всех мальчишек различные.
— Дабы читателям осознать ваш уровень, поясните, какой репертуар вы берете?
— У нас сложилось пара направлений. На ранней стадии обучения, приблизительно с 6 до 8 лет – это детская классика, русские, советские композиторы.
Мальчики повзрослее поют духовную музыку, русские народные песни, имеют место джазовые композиции, снова же классика: русская и советская. Произведения на три-четыре голоса.
На раннем этапе судьбы музыка, слуховое окружение имеют большое значение. Ребенок, которому мама в юные годы пела колыбельные, отличается от ребёнка, что ничего этого не слышал.
Родители, не дающие музыкального воспитания ребенку, просто не знают, как они его обделяют в развитии.
Лучше хором
— Как вы попали в Берлин?
— Поездка – это итог давешних партнерских связей. Со времени первой поездки, в то время, когда я возил детей в Германию, прошло двадцать лет. За это время в Берлине успело побывать уже пара различных составов.
Сейчас было отечественное восьмое путешествие. Инициатор проекта госпожа Гизела Кренке поддерживает нас много лет, и её главная цель, начиная с 90-х годов, упрочнение дружеских взаимоотношений между отечественными государствами, городами.
Это звучит официозно, но на данный момент, во время санкций и неясно каких интернациональных взаимоотношений, это поразительно актуально. Снова появляется напряженность, в государствах Европы простые обыватели почему-то ощущают угрозу нашей страны — так все подано в газетах, на телевидении.
Вы себе представить не имеете возможность, как отечественные выступления разламывают данный сложившийся стереотип. В то время, когда немцы видят и слышат отечественных мальчишек, поющих Рахманинова либо Чайковского, а мне думается, у них эти композиторы кроме того более известны, чем на данный момент у нас, в то время, когда в церкви либо на концертной площадке звучит духовная музыка, исполняемая детьми – эффект потрясающий.
Дипломатам нужно большое количество поработать, дабы добиться для того чтобы размещения.
— Большое количество желающих приходят послушать?
— Понимаете, да. В Европе и в Германии, например, весьма развито хоровое пение.
Люди различных профессий планируют вечером, дабы петь совместно. Большая часть людей являются прихожанами религиозных конфессий и систематично по выходным ходят в храм, где совсем вольно поют на два-три голоса.
У нас, в особенности сейчас, не хватает внимания к хоровой музыке. Культура эта, богатейшая, к сожалению, теряется.
— У вас было не одно выступление?
— В течение десяти дней было спланировано пять больших концертов – в церквах, на открытой площадке, в школе совместно с германским детским хором. Пели мы и акапельно, и в сопровождении органа, и со своим концертмейстером. В берлинской студии записали компакт-диск.
Для мальчишек организовали превосходную программу: городская экскурсия по Берлину, по реке Шпрее, с посещением исторических мест, были мы и в рейхстаге, и в опере, и в зоопарке. Совершили сутки в германских семьях.
Я весьма благодарен германским партнерам, что они нас поддерживают, по причине того, что такая поездка – хорошая мотивация детям заниматься хоровым пением и музыкой.
Лишь мальчики
— Среди отечественных жителей меценатов нет?
— До тех пор пока об этом возможно лишь грезить. К сожаленью, отечественная поездка омрачилась и неприятной информацией – пришли известия, что хор «Камертон» сняли с бюджетного финансирования. Последнее время мы действующий при консерватории им.
Серебрякова. До тех пор пока неясно, как и где мы будем жить дальше.
Весьма надеюсь, что это было опрометчивое ответ прошлой администрации Сталинграда, а на данный момент с приходом нового сити-менеджера, мы как-то разрешим эту обстановку.
— Я верно осознаю, что у вас неповторимый для Сталинграда коллектив?
— В таком количестве, в таковой традиции, мы единственный коллектив в области. Имеется детские, школьные хоры. Но таковой хор неповторим — в полном составе с младшими группами у нас на данный момент около 80 человек – лишь мальчиков и юношей.
Простой детский коллектив с девочками было бы собрать несложнее, и управляться с ними легче. Мальчики – это живая, движущаяся конструкция, требующая постоянной коррекции. К тому же, возможно так выразиться, что век их недолог.
Только-только ребёнка научишь чему-то, лишь он достигает результата – начинается мутация. А по окончании неё по большому счету космос, неясно, что останется от голоса, куда он вырулит.
— В чём сокровище для того чтобы пения? У мальчиков особые голоса?
— Ответ возможно отыскать в истории, в богатейших традициях. Глуховская школа во времена отечественных царей отбирала со всей России гениальных детей, и капеллы мальчиков уже в семилетнем возрасте пели литургии.
Это поразительный звук. По голосовым возможностям мальчики весьма крепкие, они намного бросче по тембру, смогут звучать более насыщенно. Не смотря на то, что достигнуть качественного пения с ними значительно тяжелее.
Возможно, исходя из этого хоров мальчиков так мало.
Разговаривала Наталья СПЕКТОРОВА
Земфира до 16 и старше 3