Деревня сомали

Деревня сомали

105 лет назад Российская Федерация в очередной раз показала, что идёт в ногу с цивилизованным миром. В 1912 году в Петербурге открылся луна-парк. Такой же (хорошо, практически такой же), как в Соединенных Штатах, Лондоне, Париже, Берлине…

И аттракционы тут были такие же (хорошо, практически такие же), как в том месте. В частности, питерская публика имела возможность поглазеть на настоящих африканских туземцев.

Совсем как в Лондоне, Париже, Берлине.

Луна-парк

«Открытие сада Луна-парк – окончательное слово изобретательства и техники. Сперва в Америке, позже в Европе нашли, что увеселять публику – дело не совсем простое.

Сейчас луна-парки попадают к нам» – писал «Огонёк» в 1912-м.

Первый в мире луна-парк открылся в 1903-м на Кони-Айленде в Нью-Йорке – в этот самый момент же стал известен. Потом пошли луна-парки в ряде европейских столиц, в Лейпциге, в 1911-м – в Каире Франшиза! – местные предприниматели брали раскрученную торговую марку, выбирали аттракционы, приглашали экспертов из «головной компании» для их монтажа.

Вот и петербургский торговец первой гильдии Хабибулла Ялышев решил вложиться в новый проект. Он обладал известным в Питере Крестовским садом с знаменитым рестораном и театром.

Всё реализовал, наскрёб ещё деньжат. Рискнул на полмиллиона рублей – и не прогадал: в то время, когда луна-парк открылся, народ повалил.

Не смотря на то, что билеты были дороги – от полутора до двух рублей (месячный доход рабочего тогда – приблизительно 50–60 рублей). Но поход того стоил!

Гостей ожидали необычные забавы: «горная железная дорога» (вариант «американских горок»), широченное «чёртово колесо» – поворачивающийся круг, на котором желающие бесполезно пробовали устоять, «пьяная лестница». Ну и более классические развлечения: летний театр, музыка, буфеты

«Сомалийская деревня» – также один из аттракционов.

Тёмные в белом

Что она собой воображала – возможно делать выводы по сохранившимся фотографиям. Африканские хижины за загородкой. Десятка два угольно-женщин и чёрных мужчин. Вот они танцуют перед публикой.

Вот с копьями и круглыми щитами устраивают показательные битвы. Вот легко заняты домашними заботами около хижин, а визитёры их рассматривают.

Наряду с этим, увидим, никаких женских обнажённых грудей, набедренных повязок – африканцы глухо закутаны в национальные белые одеяния. Цели аттракциона – сугубо этнографическо-познавательные, научно-просветительские.

Так что всё прилично!

Всё прилично? А сам факт, что людей с другим цветом кожи привозили из далёких краёв на потеху обитателям «цивилизованных государств» – это прилично?

Что самодовольные местные обыватели дивились на «дикарей», как на экзотических животных, тыкали пальцами, хихикали – это прилично? «Человеческие зверинцы» – так именовали подобные уголки луна-парков. В Санкт-Петербурге были сомалийцы, а в Париже – пигмеи, в Берлине – конголезцы.

В Нью-Йорке не считая африканцев ещё и эскимосы. Белые братья развлекались, глядя на представителей недоразвитых племён.

Ну в общем, такова приблизительно позиция тех, кто сейчас пишет о тогдашних «людских зверинцах». Верная позиция! С сегодняшней точки зрения.

Но честно ли делать выводы людей прошлого мерками XXI века?

Вчерашний взор

Нравится, не нравится – человечество развивалось так, как развивалось. Со времён Великих географических открытий начала складываться глобальная колониальная совокупность.

Более технологически развитые европейские державы столетиями прихватывали пространства на вторых континентах, покоряя местное население. Европейцам-колонизаторам возможно припомнить тысячи грехов. И что? Осудить?

Осуждаем. Но честно ли потребовать от потомков, дабы они до скончания столетий посыпали головы пеплом из-за неполиткорректности предков?

Может, достаточно легко честно признать: да, был таковой этап истории. Ну, что сделаешь – был!

Больше не повторится.

Колониальная совокупность начала сыпаться по окончании Второй мировой (не смотря на то, что «человеческие зверинцы» в Европе существовали года до 1948-го). Тогда и пришло познание, что отношение к людям «третьего мира» должно изменяться в корне. А до того?

А до того – увы! – часто кроме того лучшие умы человечества наблюдали на тех же африканцев, если не как на зверей, то однако немножечко как на «братьев меньших». Увы.

Громкие имена

Напомним известную сейчас историю, произошедшую чуть позднее, – «АН» её детально разбирали в №29-2010. В 1926 г. коммунистический доктор наук Илья Иванов возмечтал в научных целях скрестить человека и мартышку. У идеи было пара вариантов реализации.

Один из них – в Африке отыскать одинокую туземку и впрыснуть ей обезьянье семя (по большому счету Иванов был экспертом по неестественному осеменению). С сегодняшними этическими оценками этого плана ясно.

Но кто Иванова горячо поддерживал тогда? У нас, к примеру, академики Иван Павлов, Николай Вавилов, Владимир Вернадский На Западе – Эмиль Ру, Альбер Кальмет, Поль Ланжевен очень способные учёные, светила.

И в один момент – эмоционально глухие, безнравственные типы? Нет, никак не сообщишь. Легко люди собственного времени. А у каждого времени – собственный взор.

Что чернокожую африканку свободно возможно скрещивать с шимпанзе, казалось нормальным – не спрашивать же у неё согласия!

Кстати, характерно, на чём «африканский этап» проекта Иванова обломался. По договорённости с французскими сотрудниками доктор наук приехал в Киндию (это Гвинея, тогда французская колония).

Но оказалось, что кроме того в самых глухих местных сёлах нет одиноких дам! Девочки – с родителями, позже в обязательном порядке выходят замуж, в случае если супруг погиб либо погиб, его брат обязан забрать вдову в собственный дом второй женой.

Но, дабы дама осталась одна, с детьми на руках, и с голодухи была согласна на что угодно – для того чтобы местные традиции не разрешали. А тут ещё тамошние мужчины прознали, чего как раз доктор наук задумал – и Иванов еле унёс ноги.

Не созрели, понимаете ли, глупые негры до понимания красоты научного плана, дикари, что сообщишь! Доктор наук позже искал «согласную» женщину в Европе, в СССР – да тут по последовательности организационных обстоятельств Академия наук опыт закрыла.

Мы данный сюжет отыскали в памяти, дабы пояснить – из-за чего «человеческие зверинцы» (и питерская «деревня Сомали» в частности) не вызывали тогда у публики в луна-парках угрызений совести. Скорее только любопытство – не более.

Ой, Вань, смотри-ка – тёмные! Да, ну, Зин, пошли лучше на «чёртово колесо»

ПЕРВЫМ чернокожим, вошедшим в русскую историю, был, само собой разумеется, известный «арап Петра Великого», прадед Пушкина Абрам Ганнибал (1696–1781). Его будущее известна, и однако отметим, что данный человек сделал для России – возводил крепости в Сибири и на Балтике, строил Кронштадтский канал, обозначал русско-шведскую границу, главенствовал армейским инженером русской армии, вышел в генерал-аншефы (практически фельдмаршалы).

Ещё как раз Ганнибалу Екатерина II повелела заложить первые картофельные поля в Российской Федерации (изучались русские возможности заморского овоща), как раз Ганнибал благословил в армию юного Суворова. Много, согласитесь.

Был у Абрама Петровича и брат Алексей. Он ничем не прославился – просто играл на гобое в оркестре Преображенского полка.

Само собой разумеется, по понятным обстоятельствам «чернотелые» люди в Российской Федерации продолжительно оставались диковиной. Но имелась в десятнадцатом веке в отечественном Отечестве работа, на которую только негры и брались.

Это «арабы (писалось так) Высочайшего двора» – особенные служители Зимнего дворца. Одетые в красивую форму, они принимали участие в разных церемониалах, выполняли обязанности курьеров, личных слуг императорской семьи.

Их было мало (6–8 человек), им платили хорошее жалованье, в Зимнем для них имелись собственные покои, столовая рядом с царской. Перейти в русские «царёвы арапы» предлагалось, в большинстве случаев, чернокожим слугам уезжавших на родину зарубежных послов – при условии, что кандидат исповедует христианство, знает русский язык и представит советы прошлых хозяев.

Со временем негры стали попадать в ветхую Россию и другими дорогами – но так же, как и прежде нечасто. Но, может, потому и каких-то расистских сюжетов у нас не припоминается?

Скорее напротив. Вспомните, с какой любовью русские моряки относятся к чернокожему Максимке у К. Станюковича. Либо вот мимолётная подробность из «Ямы» А. Куприна.

В том месте воздействие, в случае если не забывайте, происходит в публичном доме, среди визитёров выясняется негр из кафешантана – и женщины дивятся, что его тёмная кожа не пачкает крахмальное бельё, ревниво спорят за право обслужить необыкновенного клиента.

Реалити-шоу

Кстати, взглянуть на обстановку глазами жителей «деревни Сомали». Что-то не думается мне, что они себя чувствовали весьма уж страдающей стороной.

Да, посредством колониальных государственныхы служащих для «людских зверинцев» отбирались самые характерные «расово-национальные типы». И что?

Дальше мужчин вывозили для рабского труда? Дам реализовывали в гаремы? Киньте.

Эра тёмных невольников к 1912 г. в далеком прошлом прошла. «Негры в вольерах» должны были приносить прибыль, вряд ли их избивали и гнобили. Скорее предлагалось что-то наподобие договора наподобие нынешних реалити-шоу: ваше дело – по-своему на глазах у публики, время от времени танцевать и размахивать копьями.

За это – еда, полное обеспечение, какая-никакая оплата.

Так что давайте отнесёмся нормально к тому, что была когда-то в Петербурге африканская деревня. Честное слово, в отечественной истории имеется более важные предлоги для стыда.

А это – легко забавный эпизод.

P.S. В соответствии с сравнительно не так давно опубликованному демографическому прогнозу ООН, к концу нынешнего века до 40% населения планеты будут составлять африканцы.

Само собой разумеется, к любым прогнозам нужно относиться с осторожностью – кто в том месте знает, какие конкретно войны, эпидемии и другие напасти караулят мир в первых рядах. Но в случае если XXI столетию однако повезёт появляться более-менее спокойным, то Выросшее население Африки на Тёмном континенте очевидно не удержится, будет разъезжаться по планете.

Так что свободно смогут показаться под Питером (да и по всей России) уже отнюдь на театральные «сёла Сомали». И восприниматься они будут как что-то само собой разумеющееся.

В Сомали из-за ливней затопило фермы и деревни


Читать также:

Читайте также: