Дагестан: история в лицах
Свыше сотни народов, четыре мирно уживающиеся между собой религии, четырнадцать национальных языков, один из которых (табасаранский) насчитывает сорок восемь падежей Всё это Дагестан – русский республика с удивительными традициями и древнейшей историей.
Отыскать «национальную идею», которая объединит всех россиян, непросто, а вот разъединяющий фактор найден в далеком прошлом. Это ужас.
Особенно ярко эта чувство проявляется у обитателей России по отношению к северокавказским их представителям и территориям. А ужас значительно чаще появляется из-за непонимания.
Второй менталитет, иные традиции, хороший от среднероссийского темперамент Криминальная хроника систематично додаёт предлоги для тревоги: все знают, что на Кавказе в целом и в Дагестане в частности нестабильная политическая и экономическая ситуация, регулярные террористические атаки и по большому счету «стреляют». Так ли это в действительности?
За чемь дней обозреватель «НА» убедилась: жизнь в республике идёт своим чередом. Трудятся школы и детские сады, ходит публичный транспорт, по улицам, в том числе и в вечерне-ночное время, нормально и без охраны прогуливаются люди.
Более того, как раз в Дагестане, как нигде, чувствуешь, как же красива жизнь и как же обогащает её общение с увлекательными, уважающими собственные корни людьми, каковые с удовольствием делятся с гостями собственными историями, одна поучительнее второй.
История 1. Толерантность через века
В 2015 году ветшайший город Дагестана – Дербент официально отметит собственное 2000-летие. А первое поселение в этих местах показалось ещё раньше – более 5000 лет назад.
Старый город – прекрасный пример терпимости по отношению друг к другу. И сейчас в Дербенте действуют храмы всех мировых религий. И у каждого из них имеется собственные прихожане. Кроме того, эти люди довольно часто и с наслаждением общаются между собой.
Настоятель церкви Покрова Богоматери папа Николай согласился, что с «сотрудниками» из вторых конфессий видится систематично: «Дробить нам нечего, все дружим. При необходимости поддерживать друг друга.
Вот в отечественный храм пару дней назад новые купола привезли: всем миром разгружали».
История 2. Единство противоположностей
Ещё какие-нибудь сто с маленьким лет назад у обитателей Дагестана не было единого средства общения: любой народ говорил на своем языке, многие из которых к тому же принадлежат к различным языковым группам. Лингвистической константой стал русский язык.
Именно на нём общаются на данный момент все подряд обитатели Дагестана. Но и родные языки не забывают: любой аварец, даргинец, лакец и т.д. знает как минимум один (а обычно и больше) местный язык.
Нации «дагестанец» в природе не существует – имеется дагестанский народ, вобравший в себя черты всех национальностей. Быть может, это и к лучшему.
Сами обитатели республики про объединение по этническому показателю шутят так: «Один аварец – аварец, два аварца – драка, три аварца – война. Один даргинец – даргинец, два даргинца – магазин, три даргинца – рынок.
Один лакец – лакец, два лакца – мастерская, три лакца – министерство бытового обслуживания. Один кумык – кумык, два кумыка – песня, три кумыка – филармония.
Один лезгин – лезгин, два лезгина – контора, три лезгина – минюст».
История 3.
Ты Дама,
и в этом ты права
Девушкой в Дагестане быть прекрасно. Ещё лучше быть дамой-матерью. Культ Матери тут по значимости может поспорить разве что с культом Гостя.
Ведущий эксперт по молодёжной политике Гунибского района, мастер на все руки Муртазали Магомедов вспоминает, как когда-то в письме из армии первым поздоровался с отцом, а уж после этого – с матерью. Папа затем устроил сыну-воину настоящий разнос: никакое место, не считая первого, для матери неприемлемо.
Ещё одна история «от Муртазали» не столь невинна, но столь же показательна. Давным давно жил-был в Гунибе прекрасный парень.
Был он столь оптимален, что ни одна дама села не имела возможности устоять перед ним. Папа «соблазнителя» отселил сына высоко в горы, но и в том направлении обнаружили дорогу одурманенные горянки. Тогда старец убил собственного отпрыска.
Потому что плохо не уважать чужих дам и вводить их в искушение!
История 4.
камни и Ковры
Значительную часть Дагестана занимают горы. Неудивительно, что самое распространённое «мужское» ремесло в Гунибском районе – камнерезное.
Причём в каждом селе – собственные секреты обработки камня: центры камнерезного мастерства имеется в Бакни, Кубачи, Уркарах, Ругуджа, Согратль, Чох, Куяда, Телетль, Ансалта, Мулебки, Уллуая, Сутбук. У дам выбор профессии либо хобби более широкий.
Дагестанские девушки ткут ковры, занимаются инкрустацией по дереву, вяжут. И сейчас большая часть сельчанок в совершенстве обладают двумя-тремя классическими ремёслами.
Зайнаб Меджидова ковры ткёт с 6 лет, к нынешним сорока годам на её счету более ста изделий. Она утвержает, что обучают этому ремеслу всех девочек без исключения.
А в то время, когда женщина заканчивает школу, перед ней поднимается выбор: продолжить образование дальше либо пойти трудиться на ковровую фабрику. Так, ремеслом обладают все – от сельских жительниц до научных дам.
Приблизительно такая же обстановка тут с песенным и танцевальным мастерством. Танцевать лезгинку и играться хотя бы на одном народном музыкальном инструменте может любой – от водителя до министра.
Вместо эпилога
Ещё один секрет дагестанцев – неиссякаемое чувство юмора. «Лучше гор смогут быть лишь горцы!» – перефразирует Высоцкого президент Рамазан Абдулатипов. «Задавайте все вопросы, не стесняйтесь. Вы лишь приехали, а мы гостей глубокоуважаем: первые три дня не убиваем», – радуется представитель Минпечати Дагестана.
Но, через три дня ты уже не гость, а кунак, другими словами приятель. А кунака рады видеть в ночи и любое время дня.
Не смотря на то, что и на эту, святую для обитателей республики, тему гостеприимные хозяева готовы пошутить: «Приезжайте к нам ещё! Лишь в обязательном порядке приезжайте, в противном случае мы к вам понаедем!»
История Дагестана в лицах – Готфрид Алиевич Гасанов – часть 2