Что наши игры — жизнь

Убийство преподавателя учеником в столичной школе потрясло страну. Появилась необходимость отыскать произошедшему хоть какое-то объяснение, и главным виновником заявили компьютерную игроманию.

Кандидат философских наук, начальник Лаборатории компьютерных игр при философском факультете СПбГУ Константин ШЕВЦОВ уверен, что заболевание социума ищут не в том месте, переводят стрелки. Одновременно с этим он настаивает: государство должно регулировать индустрию, дабы дети имели возможность расти не на стрелялках, а на умных играх.

О музыке не делают выводы по попсе

– Неужто компьютерная игра способна развивать человека в духовно-интеллектуальном замысле, подобно кинематографу и литературе?

– Художественная литература далеко не сходу купила развития воспитателя личности и значение человека. Не раньше чем в восемнадцатом веке, а полностью – лишь в десятнадцатом веке.

Кино продолжительно получало признания себя в качестве мастерства, не говоря уже о признании его роли в образовании. Исходя из этого неуместно потребовать, дабы компьютерная игра с ходу предъявила доводы в пользу того, что она образовывает и развивает человека.

Однако уже на данный момент существует большое количество немассовых игр, предлагающих игроку варианты непростых выборов и решений поведения. В самом примитивном случае – это обстановка, в то время, когда у игрока имеется соратник, за которого играется компьютер.

Вы успеваете привязаться к нему, и в один раз сценарий ставит вас перед выбором: пожертвовать соратником с целью достижения цели, к которой вы так продолжительно шли, либо же предпочесть собственные человеческие эмоции. В намного большей степени это применимо к многопользовательским сетевым играм, где вы имеете дело не с компьютером, а с живыми людьми, заключая с ними альянсы.

На мой взор, переживания на протяжении таких игр смогут быть этически более ответственными, чем чтение романа, что довольно часто воспринимается полностью отстранённо. Нет взаимосвязи между моральным развитием и восприятием искусства человека.

В фильме Де Пальмы «Неприкасаемые» имеется превосходная сцена, в которой чикагский мафиози Аль-Капоне обливается слезами в опере в то время, как его люди по его приказу совершают убийство.

Мы с вами от имени общества пробуем поинтересоваться у компьютерных игр, для чего они и для чего, что нам от них ожидать? Но общество само о себе не имеет возможности сообщить, каким оно будет на следующий день.

Быть может, игры смогут ответить на новые вызовы, которых мы на данный момент и представить не можем, и уже на данном этапе разумеется, что они делают функцию социализации.

– Может, асоциализации? Многие игроманы полностью выпадают из социума.

– У главного аналитика отечественной лаборатории Сергея Буглака имеется любимый «демотиватор» из Интернета: ветхая фотография салона автобуса, где все пассажиры уткнулись в собственные газеты, и надпись: «Из-за мобильников вы совсем с людьми говорить прекратили!»

Не следует путать следствие и причину. В асоциализации виноват сам социум. Само отечественное общество функционирует за счёт огромных асоциализированных весов населения – им нечем заняться, они не ищут контактов между собой.

И исходя из этого играются. Обращение, само собой разумеется, не о том, что имеется какой-то всемирный заговор, имеющий целью отвлечь людей от борьбы за собственные интересы.

На мой взор, играться в компьютерные игры – это возможность обживать современный – машинный – мир, в котором для человека остаётся всё меньше места. При помощи игр человек присутствует в людской сообществе, пускай и виртуально.

Что наши игры - жизнь

– Но не являются ли переживания от игр неестественными?

– «Натуральные» ощущения – это те, каковые от природы. В остальном человек – существо социальное и неестественное. Человечество создало множество неестественных взаимоотношений: отношения производства, подчинения и отношения насилия, отношения любви.

Наконец, неестественной возможно назвать практически любую игру, не только компьютерную. Вы видите у меня под глазом синяк от последней игры в футбол.

Весьма настоящие ощущения, поверьте.

– И всё-таки возвратимся к вопросу про вред и пользу. Мой дорогой друг – репетитор по математике.

Он говорит, что школьнику весьма тяжело учить уроки в мире, где имеется игра GTA.

– Быть может, игры бросают нам вызов и требуют сделать само образование более увлекательным. По причине того, что один лишь соревнования и элемент оценки с одноклассниками (кстати, полностью игровой механизм) уже не так стимулирует детей к обучению, как раньше.

Компьютерные игры существуют, желаем мы либо не желаем. Возможно разглядывать это явление как полное зло, но вряд ли таковой подход окажется продуктивным, потому, что истерия ни при каких обстоятельствах не приносит пользы. Нужно осознать, как нам быть с этим явлением.

Возможно, регулировать его. А возможно, относиться к нему как мастерству и тогда уже потребовать от него, дабы оно было мастерством, – как мы требуем от кино, дабы оно было хорошим, а не только коммерчески успешным.

В 2011 году руководство США официально признало компьютерные игры видом мастерства, сделав вероятным выделение грантов на производство умных некоммерческих игр. Многие игры создаются энтузиастами легко для творчества – гранты помогли бы поднять уровень качества этого продукта, сделать его занимательным для более широкой аудитории.

Было бы здорово, если бы Российская Федерация отправилась тем же путём. Само собой разумеется, при условии формирования некоего экспертного сообщества, талантливого оценивать как уровень качества заявок, так и решения государственныхы служащих.

Границы действительности

– Существовал бы в этом виде Майдан, если бы молодое поколение не воспитало себя на стрелялках и «на данный момент»?

– Необходимо начать с того, что Майдан по большому счету немыслим вне современного медийного пространства, без интереса к нему СМИ, без Интернета. по поводу связи Майдана с компьютерными играми мы можем, само собой разумеется, большое количество фантазировать, но не знаю, с позиции какой науки возможно было бы установить подобную сообщение. Революции вообще-то значительно старше компьютеров.

– При всей серьёзности происходящих на Украине событий многие наблюдатели утверждают, что это игра.

– В случае если вправду так, то это к лучшему, в противном случае на Украине уже шла бы гражданская война. И в случае если как раз геймификация общества переводит в довольно мирное русло протест против правительства, каковые, на мой взор, не заслуживают очень хороших слов, – то это не верно уж не хорошо.

– Желаете сообщить, компьютерные игры больше сублимируют жестокость, чем порождают её? Проводились ли соответствующие психотерапевтические изучения?

– Сергей Буглак как-то поведал, что в Японии публикация порнографических комиксов «катастрофически снизила число изнасилований» (смеётся). Что касается психотерапевтических изучений, то, само собой разумеется, такие имеется, но их результаты в большой мере определяются лабораторными условиями их проведения.

Если вы желаете узнать моё вывод, то я пологаю, что игра больше расслабляет (либо изматывает), чем заводит.

– Из компьютерных игр в судьбу попадает всё больше выражений. «Плюс десять к силе», «минус двадцать от успеха». Либо «прокачать скиллы» в значении «развиться».

Вы согласны, что «вся наша жизнь – игра»?

– Это один из ответственных предметов спора в отечественной лаборатории. В то время, когда нам бывает не о чем поболтать, то мы говорим об этом.

Я против таких окончательных обобщений. Возможно подвергнуть жизнь любому сечению: в одном случае она будет целой игрой, в другом – целым страданием, в третьем – целым сексом.

Я уверен, что только единицы смогут быть живописцами не только в мастерстве, но и в быту. И тех, кто способен принимать всю жизнь как игру, также единицы. Сейчас мы довольно часто говорим, что из-за компьютеризации размывается действительность, но это лукавство.

Размываются границы понятия действительности, но это больше вопрос языка, а не переживания. По причине того, что любой различает тот момент, в то время, когда сидит за компьютером, и тот момент, в то время, когда поднялся из-за компьютера, подошёл к холодильнику и понял, что тот безлюден.

– Приведу пример из собственного детского опыта. в один раз я дошёл до последнего уровня «Марио-2» и «сохранился», дабы пройти его на следующий сутки. Моя младшая сестра подчистила все «сохранялки», и я негодовал: «Для чего я столько мучился?!» Тогда папа сообщил: «В случае если мучаешься, то лучше не играйся».

Как раз эту идея проводит в последнем романе Пелевин: вся медиакультура – и особенно компьютерные игры – основана на мазохизме. Мол, на протяжении игры мы значительно больше страдаем, чем радуемся.

Согласны?

– теоретик и Канадский философ медиа Маклюэн сообщил: «Игра – это машина, которая возможно приведена в воздействие только при условии, что игроки согласны на какое-то время стать марионетками». В случае если это очевидно отождествлять с мазохизмом, то ответ – да.

Но я бы не стал так упрощать. Компьютерная игра даёт редко появлявшуюся до этого констелляцию (сочетание) главных отечественных состояний: восприятия, аффекта и действия. Они нечасто пересекаются так.

Мы – то принимаем, но не действуем, то через чур сосредоточены на действии в ущерб переживанию и восприятию. А компьютерная игра сводит эти состояния в одну точку: любое воздействие тут даёт каждое новое и определённый эффект восприятие требует принятия нового ответа.

Кстати, существуют центры изучения компьютерных игр в Стенфорде, в Массачусетском технологическом университете. По-моему, хорошие примеры для подражания.

Но не только мы играем за компьютером, на телефоне также большое количество хороших игр, к примеру — игры на андроид симуляторы окажут помощь вам скрасить поездку в метро.

VIKA KARTER — НАША ЖИЗНЬ ( Гимн Геймера )


Читать также:

Читайте также: