Чемодан без ручки
Надежды на то, что скоро Крым прекратит развиваться как только дотационный регион, мало омрачили денежные показатели первого полугодия 2015 года.
Парадоксально, но неприятности с выполнением прибыльной части бюджета появились и у традиционно промышленных регионов, в которых сосредоточены большие плательщики налога на доходы физлиц и арендной платы.
Мгновенного чуда, которого обитатели Восточного Крыма так ожидали от присоединения к Российской Федерации, не случилось.
Бюджетные дыры промышленного Крыма
В первом полугодии 2015 года количество реализованной промышленной продукции в Керчи составил порядка полутора миллиардов рублей. Для сравнения, в 2011 году эта цифра составила 1,9 млрд в рублёвом эквиваленте, а в 2013-м уже 2,2 миллиарда.
Очевидный спад производства с досадой констатируют экономисты. Согласно данным финуправления Керченской администрации, ни одно из бюджетообразующих фирм тяжёлой индустрии в городе не работает в полную силу.
Бывший промышленный гигант – Керченский судостроительный завод «Залив» – получил в текущем году всего 114 млн рублей при загрузке в 13%.
Лишь наполовину загруженным выяснилось ранее успешное предприятие «Ювас-Транс», предоставляющее экспедиторские и лоцманские услуги. За шесть месяцев оно сумело взять 138 млн рублей прибыли.
Не многим лучше обстоят дела на появлявшемся в центре зарплатного скандала Керченском стрелочном заводе. Трудясь только на 20% собственной мощности, доходы предприятия за шесть месяцев составили чуть более 40 млн рублей.
Ловушка для «Залива»
Тяжёлое экономическое будущее «Залива» предрекли уже давно. Ещё годом ранее президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов пояснил, как сложно будет трудиться «Заливу» в условиях санкций.
«Кроме того страховку оформить, дабы корабль дошёл из Крыма в Санкт-Петербург на достройку, – это целая история. В случае если мы не можем дать сертификат происхождения называющиеся «Украина» на крымской верфи, то, по сути, эта продукция есть незаконно произведённой», – отметил тогда судостроитель.
Отыскать выход из ситуации выяснилось непросто. Керченский завод «Залив» владеет промышленными мощностями, разрешающими создавать и ремонтировать весьма большие суда.
«Козырем» предприятия ещё в непростых украинских реалиях был сухой док длиной 360 метров, глубиной – 60 и шириной – 13 метров. Данный док, без лишних преувеличений, до сих пор остаётся одним из самых больших в Европе, за что снискал славу у зарубежных клиентов.
В 2009 году предприятие имело возможность похвастаться промышленными связями с «Statoil-Hydro» – наибольшей национальной нефтегазовой корпорацией Норвегии.
Потому, что соблазнительными мощностями «Залива» не смог воспользоваться и нефтегазовый сектор РФ, единственным логичным выходом оставался национальный оборонный заказ.
«Оборонка» для Крыма
О том, что «Залив» получит кресло в программе национального оружия, стало известно в апреле 2014 года. Это сообщил помощник примьер-министра Дмитрий Рогозин.
«Мы приступаем сейчас к созданию больших судов, судов, морских нефтяных платформ под арктический шельф», – сообщил помошник премьер-министра.
Однако керченское предприятие заметило первые результаты не так не так долго осталось ждать – лишь в сентябре. Заложенные суда были теплоходами, что подтвердило: замыслы на «оборонку» заметно остыли.
Точки над i расставил заместитель министра обороны Юрий Борисов, что, признав, что Керчь постоянно славилась собственными судостроительными активами, тут же увидел, что они «за последние 20 лет где-то были переориентированы, где-то превратились в товарно-логистические базы, разработка была утеряна».
Помимо этого, Борисов констатировал «ограничение поставки импортных комплектующих изделий, материалов и сырья из-за введения санкций». Это значит, что, кроме того имея в Крыму предприятие с полным производственным циклом, правительство не сможет в скором будущем возлагать на него через чур большие надежды.
Сданными в эксплуатацию заказами тут до тех пор пока похвастаться не смогут. Спустя полтора года по окончании передачи в госимущество предприятия в доках «Залива» поселилось пять судов: два теплохода, два танкера и одно поисково-спасательное судно.
Последнее было заложено уже Дмитрием Рогозиным, за которым в Керчь на разведку отправился и торговли и министр промышленности РФ Денис Мантуров. Оба дали оптимистичные прогнозы, а Рогозин кроме того согласился, что на предприятие в марте 2014 года по большому счету не наблюдали с настоящими замыслами.
Рынок, на котором не ожидают
В отличие от собственного национализированного соседа, второй промышленный гигант Восточного Крыма – Керченский стрелочный завод (КСЗ) – так и не поменял украинскую прописку.
Неприятности завода начались ещё в украинскую бытность: крымское предприятие, имевшее отношение к холдингу Рината Ахметова, жило в условиях твёрдой борьбе с Днепропетровским стрелочным заводом, которое, со своей стороны, имело отношение к влиятельной на Украине группе «Приват».
Сражаясь за заказы для развернувшейся модернизации дорог «Укрзализныци», управление керченских «стрелок» подумывало о европейских заказах, что, конечно, предполагало важную модернизацию производства.
Этого, но, не произошло. И не имеющее удачных отличий от себе аналогичных крымское стрелочное производство перешло в российские экономические реалии.
Достаточно продолжительное время КСЗ рассчитывал на украинские заказы, настойчиво не меняя прописку. Управление предприятия поясняло это сложной обстановкой на переполненном русском рынке.
Согласно данным керченских «стрелочников», фабрики переводов в Российской Федерации не загружаются кроме того на 50%.
«80% создаваемой продукции на КСЗ предназначалось для Украины, – уже в январе 2015 года поясняли усугубляющееся плохое положение на предприятии. – на данный момент существуют неприятности с поставками на украинский рынок. Рынок России находится в стадии падения, отмечается тенденция ежегодного понижения уровня закупок стрелочной продукции».
Любопытно, что завод входил в замыслы по передачи в госимущество, но национализирован так и не был, не обращая внимания на бессчётные просьбы самих заводчан, каковые позднее вылились в продолжительный народный бунт. Обиженные низкими заработными платами металлурги, потребовали поменять хозяина предприятия.
«Это дикая случайность, что завод не национализировали. Мы желали, но в последний момент в отечественные замыслы вмешались и убедили, что всё будет нормально», – как бы оправдывался спикер Владимир Константинов перед керчанами, посетив забастовку на предприятии.
Забастовка на стрелочном заводе длилась пара недель, но однако принесла долгожданный результат: на данный момент предприятие трудится полную семь дней, а зарплаты возросли на 50%. Власти Крыма уже заявили о понимании со стороны главы РЖД Олега Белозёрова, но какое как раз место займут керченские «стрелки» на русском рынке с учётом твёрдой борьбе, госслужащие не уточняют.
Как и не торопятся заявлять на реакцию вторых участников рынка на преференции для Крыма.
На «Заливе» тем временем заняты модернизацией. На неё давали слово дать федеральные средства, перенаправленные с вторых инвестиционных проектов, но управление завода сейчас не комментирует источник средств на модернизацию производства.
Попутно тут решают кадровый парадокс: заявив высокие должностные зарплаты, в Керчи не смогут отыскать соответствующих экспертов, каковые покинули в своё время город.
Свет в конце тоннеля, но, имеется. И его источник кроется в форме собственности фирм, каковые призваны пополнять крымскую казну.
Так, передача в госимущество «Залива», по сути, была не чем иным, как созданием на базе бывшего украинского завода промышленной площадки одного из русских фирм – Зеленодольского завода им. Горького.
«На базе «Залива» образован филиал российского судостроительного предприятия, которое специализируется на исполнении оборонных заказов. Исходя из этого в ближайшей среднесрочной возможности, другими словами в течение 3–5 лет, направляться ожидать повышения производства на заводе, – отмечает крымский учёный, доцент кафедры экономики предприятия Керченского национального морского технологического университета Владислав Ушаков. – Тем более что «Залив» имеет неповторимое для России производственное оборудование, которое разрешает создавать суда, подобные французским «Мистралям».
Импорт зарубежных комплектующих для русского оборонки – это технический вопрос, что, вероятнее, будет деятельно решаться на общегосударственном уровне как посредством импортозамещения, так и поиском дорог «обхода» санкций».
Подобный выход имеется, согласно точки зрения Ушакова, и у Керченского стрелочного завода. Если бы хозяин, другими словами в конечном счете Ринат Ахметов, дал согласие реализовать собственные мощности любому из имеющихся игроков на русском рынке стрелочных переводов, это избавило бы предприятие в Керчи от мучительного поиска рынка сбыта.
Собственную роль должны сыграть и власти. С одной стороны, дав обещание клиенту стрелочного завода в Керчи определённые пользы, с другой – застраховав предприятие от вероятной консервации.
Но пока о покупке обращение не идёт. Открытым остаётся последовательность нерешённых политических вопросов, от которых, по солидному счёту, зависит будущее далеко не единственного предприятия в Крыму.
США Люди- чемоданы без ручки. Бросайте их!