Богатырь на северном морском пути

Богатырь на северном морском пути

Кенгуру в далёкой Австралии, дракон в Китае – то же самое, что и медведь в Российской Федерации: всё это собственного рода «визиткой» страны. медведь и Россия неразделимы? Эти северные животные у нас сейчас присутствуют практически везде.

Да и сама Российская Федерация считается северной страной.

Имеется у нас, как мы знаем, и собственная часть в Арктике… К слову, Арктика – в переводе с греческого – «северный медведь». Но тут виновата Громадная Медведица, которая развесила собственный «ковш» над северными территориями.

И эти территории несказанно богаты золотом, бриллиантами, углём, нефтью, газом. Но кроме того на скором поезде добраться до этих сокровищ не окажется: в эту часть планеты возможно попасть лишь на ядерном ледоколе.

И лишь на таковой чудо-машине с ядерной установкой на борту оптимальнее грести к Северному морскому пути, что снова начал пользоваться огромной популярностью у мореходов. Обстоятельств пара – по Севморпути добираться стремительнее, дешевле и надёжнее, а пираты у берегов Сомали вряд ли осмелятся появляться в этих широтах.

Сейчас в данной части России трудятся 5 отечественных ледоколов и ядерный контейнеровоз. Три действующих ледокола уже имеют большой ресурс выработки.

Замыслов у России в Арктике громадьё. Исходя из этого на высоком уровне принято решение: строить новые замечательные ядерные суда.

РИТМ-200

Для разбега – немыслимая новость! Как стало известно «АН», реакторную установку нового поколения РИТМ-200 для проектируемого ядерного ледокола спроектировали инженеры из Нижнего Новгорода.

Установка отличается от прошлых моделей в первую очередь громадным исполинской мощностью и запасом прочности. Два таких красавца способны производить столько энергии, что этого с лихвой может хватить для обогрева и освещения города с населением 300 тыс. человек (это, например, три ядерных Сарова).

Сотрудники входящего в ГК «Росатом» Умело-конструкторского бюро машиностроения имени И.И. Африкантова в Нижнем Новгороде трудились над РИТМом-200 пять лет.

В производство РИТМ-200 запустят в 2012 году.

– Новый универсальный ледокол сможет проводить караваны судов по Северному морскому пути, пробивая на ходу лёд до 2,5 метра толщиной, – поведал журналистам глава конструкторско-компоновочного отдела реакторных установок КБ им. Африкантова Алексей Пахомов.

Конструкторы отмечают, что ещё одно ответственное преимущество РИТМа-200 – это безопасность. Реактор будет «одет» в предохранительную оболочку из стали, бетона и воды.

Последствия ЧС окажет помощь просчитать суперкомпьютер. Он смоделирует нештатную обстановку в реакторной установке ледокола.

Возможно будет спрогнозировать фактически каждые негативные явления, впредь до самых фантастических аварий и нештатных ситуаций.

Из досье «АН»

Северный морской путь (до начала XX века именовался Северо-Восточный проход) – основная судоходная мировая магистраль в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты.

Протяженность – от Карских Ворот до бухты Провидения– 5600 км.

Куда мы без ядерного флота?

Сейчас без русских ядерных ледоколов не обходится ни одна сложная экспедиция. Напомним, ледокол «Арктика» ровно год (без захода в порты и без всяких дозаправок!) – с 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. – трудился в ледяных морях Северного Ледовитого океана.

Занимался проводкой судов на автострадах Севморпути. Через ледяные торосы «Арктика» совершила 110 судов. В 2004 г. ядерный ледокол «СССР» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oден» снабжал ледовую безо­пасность буровых работ на Северном полюсе.

В 2007 г. ядерный ледокол «Российская Федерация» помогал в проведении работ на глубоководных аппаратах «Мир».

А в текущем году установлен ещё один рекорд – в первый раз в истории судоходства по Севморпути (СМП) его покорил танкер-гигант «Владимир Тихонов» (дедвейт 162 тыс. тысячь киллограм) с грузом газоконденсата. Под проводкой атомоходов Росатомфлота «Владимир Тихонов» прошёл СМП за 7,5 дней со средней скоростью 14 узлов.

Кроме этого в 2011 г. автостраду Северного морского пути прошёл наибольший японский балкер «Sanko Odyssey». Дедвейт балкера – 75 тыс. тысячь киллограм, груз – железорудный концентрат.

Севморпуть балкер прошёл за 8 дней, со средней скоростью 13,5 узлов.

Имеется у российских ядерных другие заслуги и ледоколов перед человечеством.

К сокровищам Арктики

По оценкам специалистов, в Арктике содержится около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В Арктике сосредоточено до 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений.

– Лишь на шельфе Карского и Баренцева морей находится до 100 миллиардов тысячь киллограм условного горючего, – уверен академик Николай Лаверов, вице-президент РАН. – Исходя из этого отечественной стране необходимо активнее осваивать северные территории.

В скором будущем Российская Федерация собирается освоить Штокмановское месторождение в Баренцевом море и проверить запасы Карского моря, и территории полуострова Ямал. Но дело не только в нужных ископаемых.

Власти России вправду собираются перевоплотить Северный морской путь в серьёзный маршрут интернационального значения.

45 граммов против 3 тысячь киллограм

Из-за чего у нас начали строить ядерные ледоколы? Дизельные ледоколы, во-первых, владеют меньшей мощностью и продолжительно пребывать в плавании без захода в порты не смогут. Ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы горючего не более чем на 40 дней.

В условиях Арктики этого очевидно не хватает: борьба со льдами требует громадного расхода горючего. За час замечательный дизельный ледокол может сжечь до трёх тысячь киллограм солярки. Кстати, в простой судьбе вопрос экологии, что греха таить, для нас не первичен.

А вот в искрящейся на солнце белой как снег Арктике очень остро воспринимаются огромные клубы тёмного едкого дыма от дизельных судов.

В 1957 г. появилась мысль создания ледокола, движущегося при помощи ядерной энергии. Но эта гениальная мысль воплотилась в судьбу только по окончании того, как вступила в строй первая в мире ядерная станция (снова же у нас, в г. Обнинске).

Учёные подсчитали: ядерный ледокол будет расходовать в день 45 граммов ядерного горючего. Этот количество может уместиться в спичечном коробке.

Постройка ядерного ледокола "настойчиво попросила" изготовления неповторимого энергетического оборудования, создания корпуса невиданной прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической установкой.

Факт

Днём создания ядерного флота считается сутки подъёма Национального флага на первом ядерном ледоколе «Ленин» – 3 декабря 1959 года.

«База-92»

В чьём ведении сейчас находится ядерный флот России?

В начале 2008 г. правительство России решило не продлевать лицензию Мурманского морского пароходства, а передать и ледокольный флот, и техобслуживание в Росатом как вклад страны в государственную корпорацию. В августе 2008 г. ядерный ледокольный флот был передан на баланс ядерного ведомства.

Сейчас работой ледоколов руководит ФГУП «Росатомфлот». В его состав входят четыре двухреакторных ледокола («Российская Федерация», «СССР», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Вайгач» и «Таймыр», и ядерный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

Из эксплуатации выведены «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».

К слову, когда-то Росатомфлот, созданный для обслуживания ледокола Ленин, именовался

«База?92». Загадочное наименование соответствовало номеру урана в Периодической совокупности элементов Менделеева. Предприятие начало работату как достроечная база Адмиралтейского судостроительного завода.

Активное строительство началось в 70-е годы: тогда уже было как мы знаем, что ядерный флот не так долго осталось ждать будет пополняться новыми судами…

С того времени прошло более полувека. Ядерные ледоколы бороздят просторы Мирового океана.

В их перемещении имеется некоторый показатель.

– Транспортная активность на Северном морском пути есть чутким индикатором экономики страны, – вычисляет председатель совета директоров Росатомфлота Вячеслав Рукша. – В советские годы мы перевозили 7 миллионов тысячь киллограм грузов, к концу века – всего 1,4 миллиона. Сейчас грузопоток превысил 2 миллиона и увеличивается.

Кто осуществляет контроль грузопотоки, тот обладает Арктикой. Стоит России отойти в сторону, её место займут соперники.

Об этом нужно не забывать.

Атомоход выведут из отстоя

Станислав Головинский, помощник председателя совета директоров Росатомфлота, на открытом заседании «Арктическая транспортная совокупность как фундаментальный фактор развития региона» сообщил прессе, что в 2012 г. в эксплуатацию на Северном морском пути будет введён ещё один ядерный ледокол. Значит, в Арктике не так долго осталось ждать будут функционировать 6 ядерных богатырей.

– Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы вводим в эксплуатацию ядерный ледокол, что пребывал в отстое, – сообщил Головинский. – Это ледокол «СССР». Переименовывать его не будем. – А первый ядерный ледокол нового проекта будет выстроен в 2017 году.

Строительство серии из трёх таких судов начнётся уже в 2012 году. Бюджет принят, деньги выделены.

Цена строительства – 32 млрд. рублей.

Ледокольный флот, по признанию С. Головинского, делает сейчас всё больше работ на коммерческой базе.

– Мы стремимся к тому, дабы ядерный ледокольный флот получал себе на судьбу сам. Но не повышением тарифов, а их понижением, – поведал С. Головинский. – Росатомфлот сумел расширить коммерческую выручку за три года вдвое.

Но ядерный ледокольный флот так же, как и прежде решает и национальные задачи. Главные из них – аварийно-операции по спасению, участие в работах по определению границ шельфа, другими словами, по сути, определению границ русском экономической территории.

И ещё совместно с Росгидрометом Росатомфлот занимается мониторингом погоды, и доставляет (и забирает) экспедиции на Северный полюс.

35 рейсов по Севморпути

Нужно подчернуть, что Росатомфлот сейчас начал весьма деятельно осваивать транзитные перевозки. И в случае если в 2009 г. по автостраде Северного морского пути был всего лишь один транзитный рейс из Европы в Азию, то в 2010?м таких рейсов было 4, а в 2011-м г. –

уже 35! За счёт этого Росатомфлот и приобретает собственные доходы.

– В ледовой ядерной энергетике мы – монополисты, – с гордостью говорит С. Головинский.

Попытки создать замечательное судно с ядерной установкой были у американцев: они строили ледокол «Саванна». Немцы строили ядерный пароход «Отто Ган». Японцы – «Муцу». Но все они продемонстрировали собственную неэффективность.

А ядерный ледокольный флот у нас трудится! И трудится уже более полувека. Напомним, это ледоколы «Российская Федерация», «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». Из резерва выходит «СССР». Ещё у нас имеется ядерный лихтеровоз «Севморпуть».

И скоро покажутся новые, ещё более замечательные ядерные богатыри с ядерной установкой РИТМ-200. И никакие соперники в Арктике нам будут не страшны.

Крейсер «Богатырь». Масштаб 1:42 [World of Warships]


Читать также:

Читайте также: