Битва за статус
1 марта 2018 года министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень подписал приказ о создании коммисии, которая займётся рассмотрением предложений по разработке нового закона «Об архитектурной деятельности». Чем нехорош сейчас действующий закон и из-за чего, согласно точки зрения профильного ведомства, назрела необходимость что-то поменять?
Сейчас работу русских инженеров-проектировщиков в строительной отрасли регламентирует закон «Об архитектурной деятельности в РФ», что был принят ещё в 1995 году в совсем иных экономических и технологических реалиях. Документ, с учётом массы поправок, является настоящим лоскутное одеяло.
И, согласно точки зрения специалистов, устарел так, что практически был негодным в наше время.
Достучаться до небес
Разглядим главные претензии, каковые предъявляются к действующему закону. Во-первых, в нём зафиксирован низкий статус архитектора в общей совокупности архитектурно-градостроительной деятельности.
На архитектора возложено множество требований при минимуме полномочий, каковые разрешили бы их реализовать.
Он не участвует в приёмке готового объекта, данный процесс всецело осуществляет контроль клиент. Совершенно верно кроме этого не смогут архитекторы оказывать влияние на градостроительную политику города – это прерогатива мэрии.
Но всемирный опыт, на что у нас так обожают оглядываться, совсем второй. К примеру, в Италии для постройки строения площадью более 400 квадратных метров необходимо обязательно приглашать архитектора.
Во Франции эта планка задана ещё тверже – в том месте архитектор нужнее уже при постройке объектов от 150 квадратных метров. Площадь средних размеров коттеджа.
В Российской Федерации нормативов на данный счёт нет.
Практически архитектурное сообщество до сих пор не имеет рычагов влияния на итоговые результаты градостроения. Вид русских городов формируют по собственному усмотрению госслужащие, состоятельные застройщики и активные публичные организации, каковые в собственной работе далеко не всегда демонстрируют объективность и профессионализм.
В итоге архитекторы, ГИПы и ГАПы рассматривались клиентом как исполнители их «хотелок», а нормы градостроительного законодательства, как неудобные препятствия, каковые возможно и необходимо обходить.
Второе замечание не меньше значительно. Архитектурная деятельность сейчас регламентирована огромным числом законов и нормативных актов, обычно конфликтующих между собой.
Требуют уточнения такие главные понятия в архитектуре, как, к примеру, «дизайн», что в переводе на русский язык практически свидетельствует проектирование. В это же время, ландшафтная архитектура, в соответствии с общероссийским классификатором профессий по образованию, почему-то представлена в разделе «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Новый документ, согласно точки зрения части опытного сообщества, обязан охватывать все архитектурные профессии: архитектора-реставратора, ландшафтного архитектора, архитектора-планировщика и без того потом. Пока же в этом вопросе отмечается разнобой.
Наконец, уже много раз говорилось о том, что уровень качества проектной документации не радует. Желание клиента сэкономить на проектировании и инженерных изысканиях, продавить собственные недорогие и сердитые ответы вопреки дорогостоящим, но надёжным, ведет к закономерному итогу – падающим домам и кровлям, в которых нереально жить.
Обстоятельства этого не только чисто рыночные, но и законодательные. К примеру, эксперты отмечают, что налицо неестественное занижение реализации проекта стадий и необходимого количества разработки.
О том, что обстановку необходимо коренным образом поменять и одними косметическими правками ветхого закона не обойтись, заговорили уже и на самом большом федеральном уровне. В декабре 2017 года в Кремле на классическом совещании президентского совета по искусству и культуре почётный президент Альянса архитекторов России Андрей Боков заявил, что нужно возвратиться к пересмотру закона об архитектурной деятельности.
Основной суть, пояснил Андрей Владимирович, должен быть в выведении градостроительства и архитектуры из-под твёрдого контроля застройщика. Кроме этого главные архитекторы должны взять больше полномочий на уровне муниципалитетов и регионов.
Президент предложение поддержал. Так, разработка нового закона об архитектуре взяла официальное «добро» Владимира Владимировича Путина, а уже через три месяца соответствующее министерство приступило к практическим шагам.
Опытная инквизиция
Опытное сообщество ожидало этого события уже давно, причём, не на уровне благих пожеланий, а деятельно формируя собственные предложения. Застрельщиком выступило Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ).
Так, ещё 25 июня 2015 года в Совфеде произошло совещание коммисии по подготовке законопроекта «О внесении трансформаций в закон «Об архитектурной деятельности в РФ» и отдельные законы РФ».
В состав коммисии вошли специалисты НОПРИЗ, профильных комитетов Совета Федерации, Государственной думы, Минстроя и Министерства экономики, представители Альянса архитекторов России, архитектурных палат Столичной области и Северо-Западного федерального округа РФ.
В то время госслужащие уже создали для архитекторов собственную версию документа, в котором изложили собственное видение неприятности. К сожалению, законотворческая идея и на этот раз отправилась по самому несложному пути создания и закручивания гаек административных барьеров.
Вместо того, дабы повышать статус архитекторов и проработать фактически механизмы усиления роли специалистов в градостроительной деятельности, в проекте закона показались обременения и новые наказания. Такие как установление уголовной ответственности, разделение деятельности в области архитектурно-строительного проектирования на две сферы, либо введение параметров отбора архитекторов.
Таковой подход встретил критику сообщества и был назван попытками введения «опытной инквизиции». Как заявили на совещании представители НОПРИЗ, решения, каковые будут приняты, должны быть организованы так, дабы в итоге не взять противоположный желаемому итог.
Значительным недочётом представленного к дискуссии документа стали те его формулировки, каковые предполагают реализацию разнонаправленных целей, не исключают вероятность нескольких трактовок.
«Корректировка закона «Об архитектурной деятельности» непременно нужна, но самым главным в данной работе есть конкретизация и чёткое определение прав и обязанностей архитектора, проектировщика, каждого участника и застройщика процесса включая муниципалитеты. Вот тогда закон будет вправду действенным», – было отмечено на встрече.
Осуждаешь – предлагай
НОПРИЗ отправился По другому пути. Была организована коммисия, куда вошли представители Национального объединения, Альянса архитекторов России, Национальной палаты инженеров, строительных академии наук и Российской архитектуры.
Её задачей стал обсуждение и сбор предложений, на базе которых была организована концепция закона.
Так, оказавшийся документ вобрал в себя принципиальные замечания от опытного архитектурного сообщества. Согласно точки зрения экспертов, в первый раз за последние годы в опытном сообществе было достигнуто единство позиций в отношении фундаментальных положений концепции закона, что повышает значимость и ценность данного документа в диалоге с органами власти в связи с продвижением и разработкой будущего закона.
Первая версия документа была представлена годом ранее, 18 апреля на совещании президиума Альянса архитекторов России. В его базу положили следующие правила.
Во-первых, защита статуса архитектора. В концепции прописано, что регулирование правового положения архитектора в РФ должно определять следующие неспециализированные условия получения титула (статуса) архитектора, либо иными словами, права на опытную деятельность в области архитектуры: наличие высшего архитектурного профобразования; наличие стажа работы по архитектурной профессии; прохождение квалификационного экзамена.
Помимо этого, регулирование правового положения архитектора в РФ должно кроме этого определять следующие неспециализированные условия осуществления деятельности архитектора: членство в опытном объединении архитекторов; наличие полиса страхования опытной ответственности архитектора; исполнение программы опытного развития.
Во-вторых, защита профессии архитектора. Под этим термином во всемирной практике подразумевается установление обязательности привлечения архитекторов для осуществления инвестиционно-строительных проектов.
Иными словами, в законе должно быть закреплено право на профессию конкретного физического лица. Сейчас вместо этого в Российской Федерации действует право на соответствующую деятельность проектной организации (личного предпринимателя), наряду с этим участие в реализации проекта как раз тех лиц, на основании документов о опытной квалификации которых организации были выданы соответствующие допуски, ничем законодательно не закреплено и на практике не гарантировано.
Третье принципиальное положение – страхование опытной ответственности архитекторов, которое будет необходимым механизмом, закреплённым на законодательном уровне. В большинстве случаев, страхование опытной ответственности теснейшим образом связано с наличием в законодательстве зарубежных строителей ответственности и стран архитекторов за недочёты, распознанные по окончании сдачи в подлежащие и эксплуатацию объекта устранению в течение действия необходимых гарантийных сроков.
Наконец, последнее в перечне, но не по значению. В законе, согласно точки зрения представителей сообщества, должны быть решены проблемы ценообразования на архитектурные услуги.
По запросу основных архитекторов городов опытным объединением архитекторов смогут создаваться архитектурные консультации для обеспечения потребностей муниципалитетов в качественной муниципальный среде. В архитектурных консультациях обязаны оказывать на опытной базе архитектурные услуги архитекторы – члены опытного объединения архитекторов, зарегистрированные на территории соответствующего муниципалитета.
Порядок финансирования архитектурных консультаций должен быть установлен в законе, источником финансирования смогут быть муниципальные бюджеты, и межбюджетные субсидии, выделяемые на цели увеличения архитектурного качества строений и муниципальный среды.
Всё перечисленное – лишь каркас, базисные положения, каковые в будущем обрастали предложениями от русских проектных организаций, общественников, отдельных специалистов отрасли.
О возможностях
Попытку архитекторов донести собственную точку зрения до отметки принятия ответов возможно назвать успешной. 13 ноября 2017 года на заседании у главы Минстроя России Михаила Меня прошло заседание по вопросу технического задания и рассмотрения концепции на разработку законопроекта «Об архитектурной деятельности».
На данной встрече были приняты следующие ответы: в целом дать согласие с концепцией законопроекта, созданной НОПРИЗ, создать коммисию по разработке законопроекта под управлением министра. От проектировщиков и Национального объединения изыскателей в состав коммисии были представлены следующие кандидатуры: Алексей Воронцов, Сергей Кононыхин и Михаил Посохин.
Напомним, что процесс работы над документом идёт не так скоро, как хотелось бы разработчикам. Первоначально предполагалось, что экспертиза на уровне смежных ведомств и Минстроя состоится уже с сентября по декабрь 2017-го, а до мая этого года документ будет представлен в государственную думу РФ.
При таком графике, с учётом всех процедурных вопросов, закон должен был совсем вступить в силу в октябре нынешнего года. Разумеется, что сроки сдвинулись, как минимум, на 6 месяцев, что не страно.
Через чур много заинтересованных сторон, интересы которых затрагивает новый закон. Это и большие застройщики, которым совсем не радуется возросшая роль архитекторов на стройплощадке.
Это и региональные госслужащие, привыкшие фактически бесконтрольно распоряжаться в градостроительной сфере.
Однако, медлительно, но правильно работа движется к завершению. Её главным результатом стало то, что удалось организовать закон не «дарованный сверху», а созданный при полной помощи и участии таких опытных сообществ, как НОПРИЗ, Российская архитекторов академия и Союз России строительных наук и архитектуры.
Другими словами, созданный с полным пониманием русских запросов и реалий отрасли.
Битва за статус лучшего стуломета в ДВФУ