Врач от бога и для людей

Врач от бога и для людей

В год 150-летия Евгения Сергеевича Боткина отечественные медики снова поднимают вопрос о канонизации доктора, не покинувшего на пороге смерти семью Романовых, которой он являлся верой и правдой 10 лет.

Зарубежная Православная церковь уже канонизировала Евгения Сергеевича Боткина в лике мученика. Это случилось ещё в 80-е годы, в один момент с канонизацией в Европе убиенного коммунистами последнего императора России, участников его семьи и пребывавших с ними в доме Ипатьева слуг.

И вот сейчас российское врачебное сообщество напоминает РПЦ, которая думает о канонизации Боткина уже не первое десятилетие, о необходимости для того чтобы же шага. Вопрос о посмертной судьбе представителя врачебной семействе Боткиных, правдой и верой являвшихся российской практике и медицинской науке, был поднят на IV Общероссийском межрегиональном Конгрессе «Балтийский медицинский форум», прошедшем в Санкт-Петербурге в последних числах Июня.

В начале пути

Сын Сергея Петровича Боткина начал собственный опытный путь в первой половине 90-ых годов XIX века по окончании Медико-хирургической академии. Трудился доктором-помощником в Мариинской поликлинике для бедных, стажировался в Европе, был доктором придворной капеллы, позже снова трудился в Мариинской поликлинике в качестве сверхштатного ординатора.

В первой половине 90-ых годов девятнадцатого века блестяще защитил диссертацию , которую посвятил отцу (официальным оппонентом Боткина на защите был Иван Павлов), снова отбыл в командировку за границу… Во второй половине 90-ых годов XIX века Евгений Боткин приступает к выполнению обязанностей приват-доцента в альма-опытен.

В то время, когда началась Русско-японская война, отбывает добровольцем на театр боевых действий – управляет медицинской частью Русского общества Красного Креста в Маньчжурской армии, но неоднократно не редкость на передовой как несложный фельдшер.

Излагать собственные мысли и эмоции на бумаге у образованных людей того времени считалось нормой, и не чуждый пера Боткин делится раздумьями и своими впечатлениями о войне в книге «Свет и тени Русско-японской войны 1904–1905 гг.: Из писем к жене»: «Удручаюсь всё более и более ходом отечественной войны, и потому больно… что целая масса отечественных бед имеется лишь итог отсутствия у людей духовности, эмоции долга, что небольшие расчёты становятся выше понятий об Отчизне, выше Всевышнего». Книга эта была прочтена императрицей Александрой Фёдоровной, и по окончании смерти Густава Гирша как раз Боткину, известному в Санкт-Петербурге своим талантом клинического мышления, было предложено место лейб-медика. «Собственной добротой они сделали меня своим рабом до конца дней моих», – позднее сообщит Боткин своим родным.

А генерал Александр Мосолов, глава канцелярии Министерства Императорского двора, отметит: «Он был, непременно, преданный Их Величествам слуга». Все эти слова нашли подтверждение в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге

Актуально наравне с

Само собой разумеется, и кроме посмертной судьбы Евгения Боткина вопросов для дискуссии на Балтийском медицинском форуме хватало. К примеру, по словам президента конгресса, академика РАН, главного терапевта Петербурга Вадима Мазурова, случились трансформации в перечне заболеваний – фаворитов по заболеваемости.

Сердечно-заболевания органов и сосудистые заболевания дыхания сохранили второе и первое места соответственно, а вот на третье место вместо патологии пищеварительного тракта сейчас вышли заболевания опорно-двигательной совокупности, каковые в силу долгого течения и прогрессирующего характера довольно часто приводят к инвалидизации больных.

В рамках конгресса обсуждали бронхиальную астму, сердечную недостаточность, остеоартроз, ХОБЛ, гипертонию, сахарный диабет, псориаз и ещё множество болезней, разглядывать каковые (и форум не первый раз призывает к этому докторов) сейчас направляться с учётом коморбидности, т.е. течения конкретной заболевании на фоне иных хронических болезней, имеющихся у больного.

Кроме тысячи зарегистрированных в Санкт-Петербурге участников к совещаниям форума примкнула огромная интернет-аудитория медиков в регионах: выступления докладчиков, среди которых были академики Евгений Насонов, Владимир Ивашкин, Александр Чучалин, транслировались на просторах Глобальной сети. Кстати, как раз основной терапевт-пульмонолог Минздрава, директор университета пульмонологии ФМБА России А. Чучалин открыл секционное совещание, посвящённое личности Евгения Боткина.

Докладами освещались опытная научная и практическая деятельность лейб-медика Романовых, его отношения с конкретными людьми и всей русским медициной начала ХХ века. А одно из сообщений было сделано протоиреем Сергием Филимоновым, являющимся доктором наук медуниверситета им.

И.П. Павлова. Он-то и повествовал о нравственных качествах личности Евгения Сергеевича Боткина, за которого сейчас медики «просят» РПЦ

Кто виноват?

Отчего же на протяжении медицинского форума внезапно заговорили о личности, отстоящей от сегодняшнего дня на 100 лет? Из-за чего на форумах людей, занимающихся естественными науками, до этого времени отрицавшими божественное, всё чаще звучат голоса представителей церкви?

Светила отечественной медицины утверждают: здоровье больного постоянно зависит от первичного звена здравоохранения. «Врачом можешь ты не быть, но терапевтом быть обязан» – это истина, которой в далеком прошлом пренебрегли в Соединенных Штатах и во многих государствах Европы. Терапевтические азы – это то, что есть базой медицинского образования, это широчайшие знания, касающиеся всех областей медицины.

Как раз они разрешают обнаружить логические связи между симптомами, объединять симптомы в симптомокомплексы, разглядывать целый организм как объект страдания от той либо другой болезни. А ещё сравнительно не так давно казавшаяся идеалом узкая специализация как правило ведет к утрата главного качества хорошего доктора – клинического мышления, традиционно взращивавшегося в отечественных врачах.

Но, взращивалось в них и понятие о врачебной этике и опытном долге, которое сейчас стало чуть ли не мифом. пациента и Отношения врача сейчас сводятся к минимуму: какое в том месте платоновское «вылечить душу» – стетоскопом лёгкие некогда прослушать А без контакта с больным, душа которого требует участия, без понимания собственного опытного назначения стать доктором в высоком смысле этого слова нереально! Нынешние же доктора обычно уподобляются конвейеру, машине по сортировке больных: о назначениях и нет времени задуматься.

Несомненно, обвинить в этом возможно государство, министерство, убогое финансирование, бездушные распоряжения и подушевой учет, но антропогенный-то фактор никто не отменял: врач Боткин без всякой зарплаты покинул семью и принял смерть со собственными больными Перебор с пафосом, сообщите вы? А в противном случае запрещено.

В то время, когда атеисты спят, церковь не спит

Вы думаете, в наше время докторов учат долгу в университетах наравне с медицинскими дисциплинами? Академик Александр Чучалин говорит, что необходимые в период СССР предметы «история религии», «этика и» история «медицины и деонтология врачебной деятельности» в далеком прошлом изъяты из учебной программы медицинских институтов.

Эти дисциплины давали когда-то исчерпывающие знания о развитии медицины, о становлении профессии доктора, о религиозных, философских и исторических её качествах, о врачебном моральном кодексе, и обучение им должно в обязательном порядке входить в тот постоянный цикл, о котором говорит доктор наук Мазуров. В противном случае сохранить историческую память докторов об их месте в социуме вряд ли удастся. И мучиться от этого будем мы – больные

Какой суть сетовать, что выпускники медвузов рассеиваются по окончании выпуска по частным клиникам либо вовсе уходят из профессии? Какой суть укорять старшее поколение докторов, измотавших нервы и силы при выполнении стандартов и разнарядок и в далеком прошлом забывших о собственном высоком назначении?

Время продемонстрировало, что «врач – также человек» и он наравне со знаниями ищет напоминания о собственной опытной значимости. Вот РПЦ сейчас и занимает медлено покинутые (по непонятным обстоятельствам) образовательные позиции: вместо трёх правильных предметов ведёт на медицинской базе беседы о душе.

Официальная медицина и не противится: в случае если государство худо-бедно сейчас обретает новую идею-идеологию, медицина всё ещё «блуждает в потёмках бездуховности» В данной ситуации канонизация Боткина, создание яркого образа доктора-мученика, бесплатно выполнявшего собственный долг до последнего момента, – легко свет в окне. Как больной прошу: канонизируйте – может, спасём отечественную медицину, а?..

Цитата

«В то время, когда вы входите в палату, вас встречает весёлое и приветливое настроение – драгоценное и сильное лекарство, которым вы часто значительно больше поможете, чем порошками и микстурами… Лишь сердце для этого необходимо, лишь искреннее сердечное участие к больному человеку.

Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно необходимо. Так отправимся с любовью к больному человеку, дабы совместно обучаться, как ему быть нужным».

Е.С. Боткин

Правило 5 секунд (VR)


Читать также:

Читайте также: