Вот и нет летнего сада
По окончании трёхлетней реконструкции в Петербурге открылся Летний сад. Произведена перепланировка, настоящие мраморные статуи заменены копиями из полимерных смол, вместо цветочных клумб – фонтаны, на протяжении аллей – живая изгородь, обнесённая зелёными древесными решётками.
Стал ли от этого Летний сад лучше либо хуже?
Представьте себе, что вы, по окончании разлуки, решили посетить собственную старенькую маму. Она у вас хроменькая, не хорошо видит, всё больше лежит да просматривает, но так же обаятельна и умна, а основное – вы её ласково любите. А дверь вам открывает светская женщина без единой морщинки, с пышными наращёнными волосами, очень сильно перетянутая в талии и с ослепительными зубами во рту. «Мама, где моя мама? – кричите вы в тоске и ужасе, а чудище, скалясь, отвечает: – Что ты, сынок/дочка, это я – твоя мама!»
Так вот, Летний сад не стал ни лучше, ни хуже. Летнего сада больше нет.
В 2003 году, в трёхсотлетие Петербурга, нет ничего, что предсказывало беды. Сад был приведён в полный порядок, разве что ветхие деревья нуждались в постоянном внимании, но это простая практика.
Добрый, «прозрачный» (просматривался со всех сторон), с наивными лебедями в пруду и другими птицами – коих в наше время нет ни одной! – Сад был действительно публичным. Он сохранял культурную память города, поскольку это был тот самый Сад, где гулял Пушкин.
Тот Сад, что прославляла Ахматова. Да что в том месте давить авторитетами – это был Сад миллионов ленинградцев-петербуржцев, имеющих собственную историю, собственную память.
По данной памяти и проехали танком.
Начнём со скульптур. Само собой разумеется, они терпели невзгоды от климата города. Имели пятна, трещины, сколы. Это их никак не портило – чего мещанам, помешанным на всём новеньком и блестящем, просто не осознать.
Ленинградцы спасли их в блокаду, закутав, зарыв от бомбёжек, и ещё живы люди, каковые это видели и не забывают. Возможно, драгоценные статуи 100 лет простоять не могли, но при существующих разработках консервации лет 25–30 – мне думается, имели возможность. (Стоят же они в Венеции, где также климат не презент.) Пускай в потёках, в трещинках – но настоящие, настоящие, обласканные взорами, прославленные поэтами, практически живые!
И ещё одно-два поколения имели бы шанс ощутить вкус настоящего и настоящего. В нынешней войне варварства и культуры, где все преимущества на стороне варварства, это много. Да хоть бы 10–15 лет продержался отечественный Сад, всё подмога, всё защита.
Возможно, учёные за это время открыли бы ещё чего-нибудь по части консервации и реставрации. Может, власти бы образумились и осознали, что кроме того руины настоящего – неизмеримо лучше новодела.
А основное – нам, бывшим юным пионерам СССР, дали бы погибнуть нормально, со своим родным Летним садом.
Мы, претерпевшие такие исторические передряги, имеем, линия вас побери всех, право на эвтаназию! На то, дабы уйти из судьбы, окружёнными тем, что мы обожали, что ценили, к чему прилепились сердцем навеки!
Кстати сообщить, статуи из Летнего сада на протяжении реконструкции я видела под открытым небом, сгружёнными на заднем дворе Русского музея. Никто очень не волновался об их сохранности от непогоды
Их давали слово перевести в Михайловский замок, но садово-парковая скульптура может полноценно жить лишь в парках и садах, она не смотрится в закрытом помещении. А копии – что копии?
Бездушные белые пластмассовые куклы. Ни пятнышка, ни трещинки – фотографируйся какое количество влезет. Не так долго осталось ждать ко мне свадьбы попрутся бурным потоком. Эдакий мещанский эдем – чистенько, фонтанчики.
И решётки, решётки, решётки! Ну прям Версаль.
Действительно, Летний сад в далеком прошлом не дворцовый, а публичный, и укрытия – боскеты для бесед и любовных утех ему полностью ни к чему. Да и размеры у него не версальские. Но разве архитектора, взявшего бюджет, что-то может остановить?
Несложнее остановить игрока, у которого отправилась карта.
Решётки в дальней возможности обещают убрать, во что не верится никак. Так как ими обнесли кроме того пруд у Южного входа, тот самый, где когда-то плавали лебеди, и граждане находились у самой воды, не ведая преград. Пруд-то для чего оградили, какой суть?
Дедушку Крылова гуляющие ищут напряжённо, чуть не с фонарями – монумент хорошо обнесён боскетами и отыскать его непросто. Сидит закрытый, дети около него уже не гуляют – около пустота, кроме того без цветочков – и скептически наблюдает в собственную сатирическую вечность.
Но в Летнем саду показался хозяйственный павильон, для потребностей администрации. Это серый одноэтажный кошмар длиной метров 60, рядом с кафе.
Про кафе писать нечего – мерзость с белыми столиками и стуликами, она и имеется мерзость, и её в Новой России навалом. Цены, натурально, заоблачные.
Летний дворец Петра Великого закрыт, и в то время, когда откроется – неизвестно: деньги наподобие как закончились. Фонтаны, сделанные не по чертежам (их нет), а по каким-то наброскам и рисункам XVIII века, очень не впечатляют: для любования фонтанами у нас имеется Петергоф.
Слева от Невского входа сооружён якобы исторический пруд, совсем пустой. Действительно, натыканы мелкие домики – по всей видимости, для будущих каких-то птиц.
Да, быть может, будут новые птицы, новые люди приведут в данный сад новых детей, и лет через 100 и данный Сад обрастёт какой-то историей, впитает чьи-то восхищение и любовь. Возможно.
А до тех пор пока я, грезящая заметить не «как было в восемнадцатом веке» (это всё равняется поразительно), а «как было в 1965 году», задаю вопросы. Для чего были израсходованы огромные деньги и растоптана память миллионов людей?
А для того, что у нас большое количество энергичных, амбициозных людей, каковые, как коммунисты в своё время, весьма желают прочно навязать людям собственные галлюцинации. Мысль реконструкции Сада по каким-то мифическим наброскам XVIII века начала наливаться грозной силой тогда, в то время, когда Летний сад ушёл в подчинение Русскому музею (это случилось в нулевые годы отечественного века).
Как раз директор музея В. его заместитель и Гусев В. Баженов взяли на себя историческую ответственность за подмену одного Летнего сада вторым. Забрали – пускай несут.
Если они в состоянии безмятежно дремать ночью по окончании того, что свершили, – Пушкин и Бог им судьи.
Худо то, что никто этого не остановил. Одинокие голоса защитников города потонули в пустыне равнодушия.
А ведь в случае если вероятно такое – вероятно что угодно. Да, нужно подготовиться к тому, что эвтаназии не будет, и у бывших пионеров СССР отберут всё. Век доживать будет необходимо среди ненавистной среды и чужой, чужой и ненавистной псевдокультуры.
Мужество, мужество, не покидай меня, не покидай нас.
В Летнем саду остались всё-таки ветхие деревья. Их возможно погладить, постоять около них. Поплакать
«Но выкипела, не дойдя до глаз, глаза мои не освежила влага» (Ахматова).
Обновленный Летний сад