Вкус к жизни с ноткой тмина
В деревне Сигово Печорского района Псковской области в последние дни лета прошёл этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Домашние встречи». Он традиционно сходится с главным праздником сетоского народа – днём Успения Богоматери .
Данный сутки кроме этого есть главным праздником Псково-Печерского монастыря, где предки современных сето когда-то приняли православие, не смотря на то, что по сию пору почитают не только Троицу, но и таинственного всевышнего Пеко.
Древесная фигурка этого языческого божества имеется в сиговском музее, а сам он по преданию отыскал упокоение в Псково-Печерском монастыре. Исходя из этого ежегодные главные сетоские торжества начинаются именно там, а уже позже перемещаются на поляну в Сигово.
В этом случае отчизну предков, либо Сетомаа, как её именуют сами сето, в составе официальной эстонской делегации посетили более 300 человек, и ещё как минимум столько же эстонских сето побывали на фестивале в частном порядке.
Вдвойне бережёные
На российской стороне сейчас осталось 187 представителей сето, а в Эстонии их живёт практически 10 тысяч: причём большинство – недавние переселенцы. Они перебрались из Псковской области к родственникам в Эстонию по окончании развала СССР.
В той же деревне Сигово в начале 90-х годов насчитывалось 102 коренных обитателя, а сейчас зимует всего одна русская дама, да и та переехала из Петербурга.
Кличут её Татьяна Николаевна Огарёва, а ещё именуют «берегиней сетоской культуры». Так как в то время, когда она в конце 80-х годов прошлого века обжилась в этих местах, то была так очарована собственными сетоскими соседями, что создала у себя в сарае посвящённый им музей.
музей -усадьба сето как филиал музея-заповедника «Изборск» открылся в деревне Сигово намного позднее. В нём хозяйничают три представительницы народа сето, а также сравнительно не так давно принятая на работу 19-летняя Мария Кюлаотс –потомок бывших хозяев усадьбы, в которой и разместилась музейная экспозиция.
Ветхий сарай, он же личный музей Татьяны Огарёвой, в далеком прошлом уже стал Меккой для финно-угров со всего света, каковые приезжают к ней, чтобы налюбоваться на настоящие сетоские народные костюмы и «боговы» полотенца. А музей сето в Сигово славится тем, что реконструирует национальную сетоскую кухню и раз в год собирает русских и эстонских сето на фестиваль, по-сетоски – «кирмаш».
Всё смогут короли
Сегодняшний кирмаш по традиции начался с торжественного шествия, которое возглавила новоизбранная сетоская королева.
Сето – монархисты, но монархия у них выборная. Собственных августейших особ переизбирают раз в год – в Сутки Королевства. Выборы проходят демократично: кандидаты на «корону» становятся на пеньки, по окончании чего за каждым из этих пеньков выстраивается очередь.
За кем больше народу поднимется – тот и король!
В текущем году Сутки Королевства сето отмечался 1 августа на эстонской стороне. И второй раз подряд сето выбрали себе не короля, а королеву.
Послушались совета собственной бывшей королевы Аннелы Лаанеотс и вручили знак королевской власти – киёр (древесный посох, обвязанный многоцветными плетёными ленточками. – Прим. ред.) Яне Вабарне.
В случае если бывшая сетоская королева удостоилась народного доверия за то, что организовала в Таллине сетоскую школу, то новую почитают за унаследованный от предков редкий дар. Она – правнучка известной исполнительницы национального сетоского эпоса Анне Вабарны, которой в Эстонии кроме того поставлен монумент.
Новая королева трудится худруком женского народного хора в доме культуры эстонского посёлка Вярска. В то время, когда она поднялась на пенёк, то за ней выстроилась очередь из 826 человек, тогда как за её соперником, школьным преподавателем, – меньше четырёхсот.
Это вследствие того что в собственной предвыборной программе Яне дала обещание сородичам всеми силами беречь и возобновлять сетоскую культуру. И ещё вследствие того что она совместно со собственными двумя дочерьми уже и без того делает для этого всё от неё зависящее.
А также придумывает песни, как её прабабушка. Исходя из этого в Сигово все с нетерпением ожидали, в то время, когда же она наконец поднимется на сцену.
Королева не подвела собственных подданных, и сетоский праздник в псковской глубинке в очередной раз удался на славу. Кроме того не обращая внимания на ливень.
Моление о чаше
В приз самых именитых гостей, и в первую голову королеву, одарили узорчатыми варежками ручной вязки.
Псковские сето, как неизменно, напекли для гостей больших морковных пирогов, насолили известных изборских огурцов (таким же малосольным огурчиком, в случае если не забывайте, тут когда-то угощали и президента Путина) и наделали горы самого главного местного лакомства – неповторимого сетоского сыра с тмином.
А на закуску глава Совета сетоских волостей Эстонии Маргос Тиммо поведал сородичам сказку про пожилую сетоскую даму, которая в один раз пригласила к себе на чаепитие столько односельчан, что ей не хватило чайного сервиза и было нужно выставить на стол самые различные чашки. До тех пор пока гости выпивали чай, она замечала, кто какую чашку выбрал, и убедилась, что любой попытался забрать себе посуду подороже и прекраснее.
В то время, когда все всласть напились чаю, задала вопрос, для чего они так придирчиво выбирали чашки: разве от этого зависит вкус напитка?
По словам Маргоса, в то время, когда нам нужно будет испить чашу нашей жизни до дна, мы совершенно верно так же вынуждены будем признать, что вкус судьбы нисколько не зависел от качества чаши. Не имеет значения, сообщил он, как у вас богатый дом, какой марки машина а также как много у вас на груди серебра.
Основное – обучиться ощущать вкус к судьбе, а не тревожиться, что у соседа чашка дороже.
Похоже, что для его народа это не безлюдные слова. У большинства сето в семьях сохраняются передаваемые много поколений древние украшения.
А также сыльг – массивная нагрудная серебряная чаша. Считается, что её размер зависел от достатка семьи.
Перевезти через границу настоящий сыльг сложно, исходя из этого эстонские сето в большинстве случаев приезжают на кирмаш в Сигово в посеребрённых современных копиях собственных фамильных сокровищ.
Я разговорилась с двумя сёстрами из Тарту, привлечённая тем, что и у той и у второй на груди красовались как раз такие железные воронки необычайной красоты: у Аннеле – побольше, у Айли – мельче. Задаю вопросы: «Это что же значит: одна из вас богаче, а вторая беднее?» – «Нет, легко Аннеле лучше!» – захохотала Айли.
Королевский диплом
Выпускница журфака МГУ Полина Константинова получила красный диплом бакалавра, фотографируя представителей народности сето. За что сето устроили ей первую в её жизни персональную фотовыставку. А сетоская королева лично ввела в высшее сетоское общество.
А всё началось с верно выбранной темы диплома.
– Мой учитель дал совет выбрать такую тему, которая была бы связана с моей родной Псковской областью, – говорит Полина. – И внес предложение, к примеру, изучить, как происходит сотрудничество русских и эстонцев на приграничных территориях. Он не слыхал про сето, но я сразу же сделала вывод, что попытаюсь написать собственный диплом как раз про них, не смотря на то, что и не знала, как к этому делу подступиться.
Так как сето – народ закрытый. Прекрасные народные праздничные дни, каковые они время от времени устраивают для всех, кому увлекательна их неповторимая культура, – это только малая часть их жизни.
Полина, конечно же, начала с того, что отправилась в Сигово и подружилась в том месте с местной жительницей Ниной Константиновной Петровой, которая и открыла перед ней ворота в Сетомаа. Позже она отправилась сперва в Вярску, позже в Обинитсе, а по окончании и в Таллин, где определила большое количество нового о том, как живут-поживают современные эстонские сето – потомки псковских.
Столичная студентка практически весь год фотографировала представителей народа сето. И в следствии написала неординарную дипломную работу. Полина не планирует останавливаться на достигнутом:
– В текущем году собираюсь побывать в Красноярском крае у сибирских сето, переехавших в том направлении ещё в начале XX века. А помимо этого, желаю продолжать съёмки сето в Эстонии и на псковской почва.
Лучшая медитация Возвращения Вкуса к Судьбе!