В лидеры — на вертолётах
Российские компании привычно стонут – дорогое аэропортовое обслуживание, керосин, недостаток пилотов. И идут по не меньше привычному пути – перекладывают собственную неэффективность, монополизм аэропортов, топливозаправочных комплексов и многомиллионные затраты на содержание собственных «топ-менеджеров» на кротких пассажиров.
Попутно пробуют подоить государство – субсидирование авиаперевозок и другие приятные мелочи типа госконтрактов. Самая наглая компания – «национальный авиаперевозчик» Аэрофлот.
Цена билетов заоблачная, питание на борту – сиротское. Наряду с этим беспрекословно, по команде сверху, получает всегда ломающиеся «Суперджеты» и избавляется от отечественных «Ту». «Национальный перевозчик» стоит в очереди за новенькими боингами и эрбасами, но не забывает обдирать как липку соперников и вносить в собственную кассу роялти за пролёт над русским территорией самолётов зарубежных авиалиний.
Но имеется одна компания, которая сумела хорошо наладить бизнес магистральных авиаперевозок, стабильно начинается и без почётной приставки «национальный» обновляет парк воздушных судов. И есть наибольшим в Российской Федерации оператором вертолётов.
Наибольшие в мире
До недавнего времени «ЮТэйр – вертолётные услуги» входила в пятёрку наибольших вертолётных компаний мира. Просматривай – пятая, это как в спорте: вошёл в десятку – значит, десятый, в восьмёрку – восьмой.
Но, быть может, я не прав, и «ЮТэйр» уже всемирный фаворит – деятельно приобретаются новые вертолёты, в особенности лёгких типов. Приятно констатировать, что база парка из более чем трёх с половиной сотен автомобилей складывается из отечественных Ми-8, Ми-17 и их модификаций.
В противном случае, что по тоннажу, грузоподъёмности вертолётам «ЮТэйра» нет равных, во многом заслуга 25 сверхтяжёлых Ми-26Т. Грузоподъёмность каждого из гигантов – 20 тысячь киллограм.
В этом сегменте соперники отдыхают. на данный момент вертолётные «дочки» «ЮТэйра» присутствуют на четырёх континентах. Вертолётчики снабжают миссии ООН в Африке – возят гуманитарные грузы, выручают миротворцев.
Поразили канадцев грузовыми возможностями Ми-26. Отечественные нефтегазовые добывающие компании уже не воображают, как возможно обойтись без вертолётов «ЮТэйра», – смена персонала на буровых, доставка техники с одной скважины на другую.
И всего этого имело возможность бы не быть, если бы не два столпа, на которых стоит компания, – «ЮТэйр-Центр» и «Инжиниринг подготовки персонала».
На «том свете» темнота
В том месте, где многие компании избавлялись от всего непрофильного – мол, «отечественное дело летать, возить пассажиров и грузы», «ЮТэйр» собирает и из рук не производит. Посетив в Тюмени «Центр подготовки персонала», я прекратил удивляться, из-за чего у «ЮТэйра» такие красивые бортпроводники.
Оказывается, конкурс – три человека на место, имеется из кого выбирать. Для девушек (их, сами осознаёте, большинство) профессия стюардессы – выбор довольно часто романтический.
Действительно, познакомившись с учебной программой поближе, начинаешь осознавать серьёзность: занятия по аварийно-спасательной подготовке на настоящих трапах, в бассейне и в полноценных макетах кабин лайнеров – не прогулки по подиуму. Как подать тёплые напитки и не ошпарить пассажиров, успокоить страдающих аэрофобией, оказать первую медпомощь.
В аварийной ситуации необходимо мочь функционировать строго по руководствам, дабы спасти себя и пассажиров. Для этого зубрят инструкции и таблицы – как добыть воду в пустыне, выстроить ледяное убежище иглу в тундре, животных и каких змей нужно беспокоиться, как отличить съедобные растения от ядовитых и разжечь пламя.
Расписано всё, до каждой мелочи.
Клянусь, с этого дня на стюардесс начал смотреть с особенным уважением – оказывается, привычная процедура предполётной демонстрации аварийных выходов, ремней безопасности и кислородных масок – только малая толика умений и навыков. В других классах и на вторых тренажёрах инженерно-технический персонал погружается в блоки, двигатели и «агрегаты в разрезе», учит формы и регламенты обслуживания.
Инструктор по авиационной безопасности вынудит выучить, как найти запрещённые предметы, и продемонстрирует типы взрывных и стреляющих устройств – от самодельного пистолета до противопехотной мины. Учат стропальщиков, как верно цеплять груз на внешнюю подвеску вертолёта – это целая наука.
Действующие лётчики переучиваются на новую для них технику. Это, пожалуй, самое увлекательное в знакомстве с центром. Тренажёры, созданные в Петербурге компанией «Транзас», по утверждению пилотов-инструкторов, мирового уровня.
Неповторимый, уникальный, для Ми?26. Ко мне приезжают на переподготовку пилоты всех эксплуатантов этих автомобилей, кроме того лётчики завода-изготовителя из Ростова-на-Дону. Имеется для старенького Ми?8Т и для экспортного (с английской кабиной) Ми-171.
Рабочие места пилота, навигатора, бортинженера, сообщение – всё настоящее и трудится в зависимости от погодных условий, места полёта. Инструктор, пребывав в соседнем помещении, способен осложнить жизнь любому асу – отказ двигателя на взлёте, снежный заряд, утрата связи, турбулентность.
Мне позволили попытаться себя в роли пилота самолёта (имеется тренажёр для турбовинтового ATR-42) и пилота Ми-8. Иллюзия безотносительная – полное чувство крена, думается кроме того, что перегрузка вдавливает в кресло.
Компьютерные симуляторы по окончании для того чтобы – игрушки для дошколят. И что принципиально важно, как и в настоящем полёте, нет «пяти» судеб в запасе.
Я «летал» над Сочи, «приземлялся» на муниципальный стадион.
Инструктор сообщил: «Через чур быстро руководишь, так виражи закладывают армейские пилоты». И внес предложение стать камикадзе – протаранить громадный Boeing в аэропорту.
Протаранил – страшно! Неприятно верещит сигнализация, всё убыстряясь, с безумным скоростью надвигается борт лайнера – и передо мной чернота.
Но выяснил, как выглядит «тот свет». Прислушался к собственному организму – пульс, как по окончании забега на 100 метров.
И самая основная цифра – через стенки центра прошли 18 тыс. человек, снабжают экспертами и «материнскую компанию», и сторонних клиентов.
Инжиниринг невольно
Тут же, в Тюмени, уже 80 лет трудится «ЮТэйр-Инжиниринг» – правопреемник авиаремонтного предприятия «Завод №26». Эксперты на разных площадках каждый день обслуживают более 300 воздушных судов.
В 2012 году на предприятии были отремонтированы 67 вертолётов Ми-8 разных модификаций, освоены капитальный ремонт и технологическое обслуживание новых типов вертолётов зарубежного производства. В Тюмени нет авиационно-технического института, и эксперты собраны со всей страны.
Многие уезжают на учёбу, дабы позже возвратиться. Тут не делают капитальный ремонт всего двух больших и редуктора и – ответственных агрегатов двигателя.
Неприятности, как и у всех эксплуатантов отечественной техники, – в комплектующих для ремонта. Промышленность не снабжает полностью поставку запчастей, резинотехнических изделий, важных подробностей на вертолёты ветхих серий.
Было нужно налаживать и сертифицировать восстановительный ремонт узлов и деталей, да и новые «расходники» создавать самостоятельно. Сперва казалось – дорого.
Но сейчас в Тюмень летят обретать вторую жизнь «Ми» кроме того из соседних стран – дополнительный доход и никаких контрафактных подробностей с происхождением и неизвестным ресурсом. И собственные, «ютэйровские», автомобили неизменно на ходу.
Контроль за ремонтом снабжает работа ОТК, их прозвали «неприятелями производства». Главный метод начального обучения – наставничество, среднетехнические заведения также канули в Лету.
Сперва, совсем простым показался пошивочный цех – швейные машинки, чехлы на пассажирские кресла, привязные ремни, обивка, халаты, салфетки, одеяла а также тапочки. Но выяснилось, в авиации всё не так легко.
Американцы из «Боинга» "настойчиво попросили" совершить аудит и сертифицировать производство чехлов. Документы, инструкции, требования на английском, персонал обязан трудиться с ними на языке оригинала. Что делать?
Ничего не придумали, было нужно учить швей британскому.
Весьма интересно, компании из америки также разламывают головы, как собственными силами отремонтировать и оснастить технику, подготовить экспертов – от электрика до лётчика? На фоне того, что заметил, уже не удивляюсь, что в Российской Федерации дают «зелёный свет» пилотам-гастарбайтерам.
Не у всех же авиакомпаний имеется такие, как у «ЮТэйра», подпорки.
В первую очередь вертолёты | Вертолеты России