Условие, выгодное для всех
Сейчас страна каждый год расходует в рамках двух законов, регулирующих госзакупки, около 30 трлн рублей (8 трлн – в рамках ФЗ №44 «О контрактной совокупности в сфере закупок товаров, работ, одолжений для обеспечения национальных и муниципальных потребностей» и около 22 трлн по ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, одолжений отдельными видами юрлиц».
Сумма большая, но, как говорилось в известной комедии Эльдара Рязанова, «а кто его знает, что в том месте имеется?» – осуществления госзакупок и публичность планирования обсуждается уже не первый год. И первые, кто заинтересован в таковой прозрачности, это предприниматели всех мастей – малые, средние и большие, многие из которых сейчас делают на государственный заказ ставку.
«Мы в далеком прошлом просили отечественных сотрудников из администрации, дабы предприниматели имели возможность заблаговременно видеть на сайте замысел госзакупок, сроки их планирования, начальную цена услуг и товаров, описание характеристик и параметров в возможности закупаемых товаров. Это необходимо чтобы возможно было делать выводы об обоснованности закупок, корректно составить техзадание, дабы механизм обратной связи трудился до начала торгов», – говорит Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты.
Он утвержает, что ещё годом ранее на просьбу предъявить перечень государственного заказа, в горадминистрации предъявляли талмуд на пятьсот страниц. Разобраться в нём было нереально – кто (какой орган власти), что и в то время, когда закупает, и госслужащие говорили, что материально-техническое обеспечение информации по государственному заказу нереально.
Сейчас же с 2016 года в Северной столице законодательно предписано нормировать закупки, да и публичность их планирования не так долго осталось ждать станет необходимой, и Санкт-Петербург снова был в числе пионеров – просьбу предпринимателей и живой диалог с ними поддержали горком по госзаказу Петербурга и СПб ГУП «Информационно-методический центр».
«Государственный заказ оказывает определяющее влияние на работу предпринимателей города, на её возможность, на создание в городе условий работы для фирм: всё на данный момент подстраивается, редактируется под потребности той экономики, которая сейчас начинается. В текущем году в комитете по государственному заказу в Санкт-Петербурге с далека распоряжение №643 от 16 июля с примерным порядком осуществления закупок по ФЗ №223 и начали вводить в эксплуатацию новую информационную платформу, электронный магазин для госзаказчиков, для систематизации национальных закупок, понимания их аналитики.
Но дабы реализовать данный проект, всем клиентам будет необходимо подробно прописывать коды товаров, определяющие требования к ним. Администрировать эту площадку будет правительство города.
Мы также желали бы видеть конечные товары, услуги, закупки, каковые нормируются, обосновываются, подробно прописываются в техзадании, чтобы выяснить в будущем, что борьба вероятна только по цене», – комментирует событие Дмитрий Сачков, глава комитета по госзаказу.
Вправду, сейчас многие учреждения образования, здравоохранения, да и других отраслей всегда жалуются на уровень качества используемых уже на практике материалов, пособий, лекарств: в конкурсах обычно побеждают не те предприниматели, каковые смогут закупать качественные товары по минимальной цене, а по той же минимальной – бросовые. Это прежде всего причиняет непоправимый ущерб пользователям данной продукции на местах, а во вторую – предпринимателям, лишённым возможности соперничать в равных условиях.
С возникновением же перечней требований и госзакупок к конкретным позициям игра на рынке может наконец появляться честной.
Артём Гусев, председатель совета директоров СПб ГУП «Информационно-методический центр», осуществляющего названный проект, говорит: «Аккредитоваться на ресурсе возможно уже на данный момент, так же, как возможно зайти в электронный магазин и проверить его работу: процесс достаточно простой, но без цифровой подписи (криптографическая защита на протяжении сделки на сайте предусмотрена. – Прим. ред.) аккредитацию пройти нереально. Маленькая анкета по физическому лицу и организации, важному за организацию, поступает на рассмотрение в соответствующий отдел, что и принимает ответ.
На ресурсе имеется как реестр клиентов, так и реестр закупок, что поступает ко мне машинально (видеть в режиме онлайн возможно и само предложение, и количество, и цена товара). До тех пор пока мы автоматизировали целый товарооборот по закупкам малого количества, осуществляемым в рамках ФЗ №44.
Предприниматели-поставщики тут смогут предложить и собственный товар со всеми чертями, и это предложение заметят клиенты. Это первый ход на долгом пути перевода всех закупок в автоматизированную совокупность, следующим будет автоматизация закупок в рамках ФЗ №223».
На логичный вопрос, из-за чего работа по открытию реестров была начата в рамках ФЗ №44, а не ФЗ №223 либо обоих законов совместно, глава комитета по национальным закупкам Дмитрий Сачков ответил следующее: «Более конкретным, более детальным и более «свежим» есть 44-й ФЗ: он прописывает всю процедуру госзакупок. А 223-й ФЗ достаточно «ветхий», он состоит всего из восьми статей – словам в нём тесно, а мыслям просторно, что допускает различные толкования».
Вот и выходит снова, что обстоятельство отечественных бед не исполнители, а законодатели: им бы также нужно собственные «коды» прописывать стремительнее да аккуратнее, в противном случае хорошие идеи в Отечестве будут и дальше тормозить.
Депозит в банке: на что обратить внимание при подписании контракта, как выбрать лучшие условия.