Урбанисты: в тюмени налицо все столичные процессы, но горожане ощущают себя в провинции
тюменцев исследования и Результаты Тюмени представили на конференции (Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность в Тюменском технопарке. Тюмень стала объектом изучения для экспертов Центра прикладной урбанистики во главе с его основателем Святославом Муруновым — с позиций развитости муниципальный особенностей и среды живущих тут людей.
Прежде всего урбанистов интересовало, что являются спальными районы Тюмени. Изучение проводилось в сотрудничестве с ижевской компанией Талан, вышедшей на рынок тюменской недвижимости.
Пара месяцев городские и специалисты активисты занимались не только отдельными районами, но и разбирали факторы, воздействующие на комфортность местной муниципальный среды.
Того времени, которое у нас было для изучения Тюмени, выяснилось не хватает. Ваш город куда сложнее и противоречивее, чем может показаться, — отметил Святослав Мурунов. — Имеется чувство, что Тюмень один из крепких городов на территории бывшего СССР.
В большинстве случаев города рыхлые: ткнешь в обитателей, а в том месте лишь муниципальные пассажиры, которым ничего не нужно; ткнешь в активистов, а их двое; ткнешь в администрацию, а в том месте говорят: Это всё весьма сложно, ресурсов нет. В Тюмени, думается, у всех всё имеется и всё более-менее прекрасно.
У меня чувство, что Тюмень — это город потенциала: ко мне стекаются люди, финансы, но вы не до конца с этим потенциалом обучились трудиться.
Социологическая составляющая изучения выстраивалась по трем направлениями. Эксперты ЦПУ разбирали активность тюменцев в соцсетях, разговаривали с обладателями креативного бизнеса, представителями городских городских и организаторами событий сообществ, и проводили онлайн-анкетирование жителей — интересовались, как они чувствуют себя в городе, с какими проблемами сталкиваются и что им тут нравится.
Анкетирование прошли 400 человек. В основном опросом заинтересовались обучающиеся и студенты, инженеры, науки и представители образования, менеджмента и PR.
Возраст опрощеных — от 18 до 45 лет, женщин и мужчин было практически поровну.
Столица либо что?
При анализе анкет эксперты обратили внимание на противоречивость представлений тюменцев о себе. В анкете опрощеных просили указать, с какими словами у них ассоциируется город.
Большая часть отвечали: эргономичный, чистый, негромкий, уют, комфорт, самообладание. Вместе с тем многие подспудно оценивают город, имея в виду первые места в общероссийских рейтингах по качеству судьбы в городе, кому-то близок незабвенный слоган Тюмень — лучший город почвы.
У тюменцев сложная и увлекательная идентичность. Громадный разрыв имеется в представлении у жителей между официальными рейтингами, лозунгами и тем, что внутренне они принимают Тюмень как провинцию, негромкое и приятное место, собственный мелкий комфортный садик.
Как это совмещается? — отмечает социолог, специалист сети Центров прикладной урбанистики Мария Леонтьева.
Специалисты уверены в том, что в Тюмени присутствуют все столичные процессы: приток населения, важные амбиции, множество знаковых проектов, высокая плотность муниципальных событий. Но уровень качества этих процессов приводит к вопросам.
Имеется чувство, что Тюмени быть столицей не хочется. Ей хочется прекрасно жить. Тут идентичность торгового города проявляется весьма необычно.
Во-первых, у большинства имеется собственный дело либо они желают взять собственный дело. Во-вторых, для тюменца процесс серьёзнее результата.
Принципиально важно быть включенным в него, что-то делать, а не спрашивать себя для чего. С позиций макропроцессов, Тюмень уже столица, а с позиций того, как себя ощущают жители, пока еще провинция, — говорит Святослав Мурунов.
Торговые комплексы как сосредоточие судьбы
Исследователи заключили , что проводить свободное время тюменцы предпочитают в торговых комплексах, причем имеющихся торговых комплексов им мало. Страно, что на недочёт в городе торговых комплексов тюменцы показывали, в то время, когда отвечали на вопрос, чего им не достаточно в городе в плане социальной инфраструктуры.
Другими словами торговые комплексы для них — это не место потребления, а место, где возможно общаться, гулять, показывать себя.
В ваших торговых комплексах я замечал детей, играющих в прятки, подростков, проводящих время в самых чёрных местах, где не снимают камеры, бабушек на лавочках около фонтана, по причине того, что на улице сидеть холодно, — говорит Мурунов. — Неприятность в том, что в торговых комплексах не происходит настоящая социализация, окультуривание. В случае если я приеду из другого места и замечу торговый комплекс, как у меня в городе, то не осознаю, что такое Тюмень и какая она.
Комфортно ли тюменцам?
В Тюмени люди живут достаточно равномерно по всей территории города. Значительно, что в ЦАО жители устремляются из спальных районов, дабы отдыхать.
В общем обитатели всех административных округов оценивают уровень комфорта в городе на одном уровне (в анкете его предлагалось оценить по шкале от 0 до 5), чуть выше он был в Ленинском округе.
В понимании тюменцев комфортная городская среда это, в первую очередь, транспортная доступность (65%), безопасность (51%), культурная среда/экология (46%) и социальная инфраструктура/уровень судьбы (29%). Не такими серьёзными для жителей были люди (социальный климат, занимательные знакомства), визуальная среда и профессиональный комфорт (прекрасные виды, центр).
Среди существующих городских неприятностей, кроме ожидаемой дефицита новых публичных зелёных зон и пространств (33%), спортивных и детских площадок (21%), тротуаров и парковок (21%), назывались дефицит площадок для выгула псов (не самый популярный запрос в других русских городах) и конфликт разности среды, в то время, когда речь идет о соседстве многоэтажек и ветхих частных секторов.
Большая часть неудобств, которые связаны с судьбой в конкретных районах, относятся к вопросам дорожно-транспортной инфраструктуры (автобусное сообщение новых районов между собой и с центром, строительство тротуаров и парковок), экологии (установка контейнеров для раздельного сбора). Кроме этого тюменцы информируют о далеко не отменной работе жилищно-управляющих компаний и коммунальных служб и о проблеме вечной тюменской грязи.
Чему возможно порадоваться: совсем малый часть участников опроса отмечает, что никак не готова лично принимать участие в разрешении существующих неприятностей.
Как отметили представители ЦПУ, у обитателей районов, отдаленных от центра, имеется громадная потребность проводить выходные, не выезжая в другую часть города. В плане коммерческой инфраструктуры в собственных районах тюменцам больше всего не достаточно кафе и кофеен, магазинов с товарами для домашнего быта, спортивных центров, контор банков и банкоматов, в плане социальной инфраструктуры — антикафе/клуба для подростков, соседских/столярных центров и ландшафтных мастерских.
Спальные районы в Тюмени такие же, как по всей России. Главное назначение: мы тут дремлем, а трудиться и отдыхать ездим в центр, — отмечает Мурунов.
Согласно точки зрения специалиста, застройщикам, бизнесу, власти и жителям необходимо объединять упрочнения и согласовывать запросы еще на этапе планирования нового жилого комплекса в городе, дабы в будущем не только его обитателям всего хватало в пределах места обитания, среди них и рабочих мест, но и дабы территория имела возможность комплексно развиваться.
Тюмень — это про нефть либо про что-то еще?
Главный вопрос, что появился у исследователей на протяжении работы: разобралась ли Тюмень со своей культурой и идентичностью?
Развитие города упирается в культуру, она формирует цели, сценарии успехи этих целей. городские и Городская культура смыслы — это главный недостаток в Тюмени. амбиций и Энергии большое количество, а смысла мало. Про что ваш город?
Про нефть, освоение и газ севера? Либо имеется еще что-то? У вас имеется тюменская мода, тюменский дизайн, тюменский торт?
Так как города как угодно собственную идентичность проявляют. Всё, что на данный момент у вас происходит, это попытки ответить, где данный надбавочный элемент, — отмечает Святослав Мурунов.
Эксперт Центра прикладной урбанистики в Екатеринбурге Александр Бурцев, занимавшийся градостроительным анализом Тюмени, поведал, что в действующей стратегии Тюменской области Тюмени хоть и отводится место источника людской капитала со своим громадным архитектурным и рекреационным потенциалом, но в основном это так же, как и прежде громадный логистический узел для организации разных нефтегазовых проектов на севере.
По мысли специалистов, предстоящее благополучие Тюмени зависит от того, способна и желает ли она запускать следующий этап развития города, в частности, кроме работы в нефтегазовой отрасли, создавать постиндустриальную экономику, которая, со своей стороны, напрямую связана с созданием культуры и смыслов на местах. Оттекание креативного класса из Тюмени эксперты связывают с тем, что тут не появляется сложных креативных индустрий: киностудий, издательств, IT-компаний, музеев, каковые становились бы центром развития территории.
Из анкет урбанисты заключили, что главная неприятность у городских сообществ и креативного класса Тюмени выглядит так: высокообразованные люди с громадным опытным либо публичным опытом ощущают разрыв в это же время, что они смогут создавать и предлагать рынку, и тем, что большая часть жителей хочет потреблять.
Журналисты, дизайнеры, организаторы и фотографы событий показывают, что вынуждены делать более простые и попсовые вещи, чем желали бы. Данный разрыв принципиально важно преодолеть и насытить достаточно развитую городскую среду Тюмени сложными сценариями, воспитать жителей, каковые смогут по преимуществу оценить предпринимателей и ваших активистов, — говорит социолог Мария Леонтьева.
Варламов: \