Свадебный переполох

Свадебный переполох

В первых числах Августа в Самаре в первый раз было организовано такое национальное торжество, по исконным белорусским традициям. Сочетались браком заместитель и руководитель начальника молодёжного отделения Самарской областной публичной организации белорусов «Русско-Белорусское Братство 2000».

Юлия Теплянская и Георгий Курмаков сами сделали вывод, что обряды выкупа невесты, регистрация их брака и сама свадьба будут от и до в соответствии с их национальной культуре.

В год 15-летия организации «Русско-Белорусское Братство 2000» невеста и жених решили так устроить праздник и себе, и всему обществу белорусов в Самаре. Влюблённых легко поддержали и помогли организовать красочное и запоминающееся торжество в самой организации, а также в «Доме дружбы народов».

На помощь пришёл и загс Самарского района.

По белорусской традиции у главного входа в Дом дружбы народов выставили «свадебное деревце», тем самым оповестив о начале свадьбы. Данный ответственный атрибут свадебного обряда символизирует момент «перехода» – разрыв с девичеством и создание собственной семьи.

Выкуп невесты – опробование для жениха

Как говорят молодожёны, самым броским в их свадебном торжестве был выкуп невесты. Это один из самые эмоциональных моментов свадьбы

Подготовились продолжительно и шепетильно: подружки невесты в белорусских костюмах с хороводами и песнями сперва нарядили невесту в свадебный костюм, надели на неё фату (вэлюм) и сверху намерено изготовленный к этому дню венок. После этого с прибаутками и шутками вышли встречать жениха с приятелями на украшенное крыльцо Дома дружбы народов.

Как раз у крыльца жениху Георгию предстояло пройти первое опробование – позвать невесту так, дабы она выглянула в окно. В ответ на его звонкое признание: «Юля, я цябе кохаю!» невеста не смогла не отозваться и выглянула из окна.

А потом были хоть и шуточные, но важные опробования.

Шаферки заставляли жениха произносить нежные слова для любимой на белорусской мове, отыскать неточность в приветственных словах, размещённых на ограждении крыльца. Шафера просили поведать о его достоинствах и женихе, пройти последовательность проверок и заданий, где и жених обязан показать собственные ум, силу и смекалку.

Действительно, при провале заданий шаферу и жениху приходилось откупаться сладким, спиртным либо денежками.

Под шутки и смех подружек невесты их условия выполнить женихом песню либо же станцевать Георгий с друзьями неспешно приближался к месту, где ожидала его невеста, – офису организации «Русско-Белорусское Братство 2000». Удачно пройдя последнее выкупное задание, Георгий вручил Юлии свадебный букет.

Кстати

Белорусских молодожёнов в данный незабываемый сутки поздравили кроме этого представители вторых национальностей Самары – «Культурный центр «Дагестан», «Лига азербайджанцев Самарской области», «Армянская национально-культурная автономия «НАИРИ». Пришло поздравительное письмо и от Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации Игоря Петришенко.

Юные прошли через врата бессмертия

Позже по традиции молодых благословили родители невесты – папа опоясал собственную дочку рушником, трижды по солнцу обвёл её около стола и повёл к порогу, около которого уже стоял жених. После этого мать и отец невесты забрали в руки по мелкому караваю, завернули их в красные финиши рушника с двух сторон, которым папа только что выполнил ритуальное воздействие.

Одной рукой родители держали хлеб, а второй немного подняли рушник в виде подковы. Юные прошли через врата бессмертия, пригнув головы, другими словами поклонившись порогу – старой территории захоронения предков.

По окончании рассаживания всей свадебной процессии по автомобилям папа невесты с иконой Иисуса Христа, держа в руках две зажжённые свечи, обошёл около свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала целый кортеж зерном.

Так они «замкнули» участников свадебной процессии в волшебный круг, дабы по пути до загса и обратно никто не смог навредить молодым.

В загсе белорусскую несколько уже ожидали для регистрации брака. По словам начальника отдела загс Самарского района Юлии Буровой, мысль сделать праздничную церемонию бракосочетания ещё более красочной и запоминающейся, совершить её с классическими белорусскими обычаями была поддержана всеми и подготовлена общими усилиями.

И вот в первый раз за многие десятилетия в Самаре были представлены белорусские свадебные обряды и звучали белорусские свадебные песни. Это бракосочетание, без сомнений, запомнится не только молодожёнам, но и всем гостям.

На пороге загса Георгия и Юлию встречали задорной и радостной песней «Бульбачка» в исполнении подружек невесты – солисток белорусского певческого ансамбля «Каданс». Позже под марш Мендельсона молодожёны спустились по лестнице в зал бракосочетания и по белорусскому обычаю ступили на рушник, под которым был красный пояс с двумя бронзовыми пятаками.

Их, как знак радостной супружеской жизни, жених с невестой будут хранить всю собственную совместную судьбу.

Позже был обмен кольцами, и молодым, усадив их на скамью, покрытую овечьим тулупом, перевязали руки вышитым рушником – дабы шли по судьбе рука об руку. Девушки-подружки преподнесли паре зажжённые на мелком каравае и соединённые совместно две свечи, по традиции это обряд – «Зажжение домашнего очага».

И опять звучали белорусские песни.

Прямая речь

Президент СООО «Русско-Белорусское Братство 2000» Ирина Глусская:

«В Самарской едним данным переписи 2010 года, живёт 9 тысяч 231 человек белорусской национальности. В Самаре – около 4,5 тысячи человек и в Тольятти – 4,3 тысячи. Остальные живут по области и в сельской местности.

Притока белорусов нет. Всё больше уезжают на историческую отчизну.

Главные цели организации: содействие формированию дружественных и деловых контактов между организациями и гражданами Самарского региона и организациями России и Самарского региона и организациями и гражданами Республики Беларусь в сфере культуры, образования, науки, спорта, средств массовой информации, привлечение к региону и Самаре внимания Белорусской общественности, предприятий и властей.

На белорусских свадьбах бьют посуду

Под звонкое «Віншуем!» («Поздравляем!») молодую супружескую несколько на выходе из загса осыпали пшеницей и лепестками роз. Это делается у белорусов, дабы брак был прочный, продолжительный и хороший.

Дальше были поздравления друзей и отъезд в дом жениха, где молодоженов ожидал ещё обряд – встречи родителями. И тут, по белорусским обычаям, жены, выходя из автомобиля, ступили не на землю, а на домотканую дорожку и овчинные тулупы.

Родители с беспокойством ожидали Георгия и Юлию.

Папа жениха вынес графин с медовухой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить, но они два раза выливали спиртное через левое плечо, а на третий раз кинули рюмки за пояснице.

Посуда бьётся – к счастью. Но не только для этого на белорусских свадьбах бьют посуду, но и чтобы разглядеть её осколки. По поверью осколки – вестники того, кто будет в семье первенцем, большие – к рождению мальчика, а небольшие – к девочке.

У Юлии и Георгия, если доверять предсказаниям, первым будет мальчик!

Мать жениха преподнесла молодым каравай, а они с поклоном, поцеловав его, откусили от него куски, больше кусок был у Георгия – ему и быть главой в новой семье! Отведав хлеба с солью от свежевыпеченного каравая, юные услышали пожелания счастья и хороша от своих родителей.

Мать жениха по белорусской традиции сняла с Юлии фату и повязала ей фартук и платок – атрибуты женской полноценной хозяйки и доли в новой семье.

Родители радушно пригласили молодых и всех гостей к себе в дом. И опять прекрасно был представлен обычай – вносить невесту в дом на руках. Предки белорусов полагали, что невеста будет лакомой и лёгкой добычей для злобных духов.

И как раз исходя из этого жених брал собственную любимую на руки и нёс, чтобы избежать порчи, которую наводили эти духи.

Родительский дом встретил молодых свадебным столом с множеством блюд белорусской кухни – от драников и блинов до бульбы и картофельной бабки под зеленью с запечённой свининой.

Свадебный переполох (The Wedding Planner, 2001) — трейлер на русском


Читать также:

Читайте также: