Судебный кинопроцесс

Судебный кинопроцесс

8 августа – 140 лет со дня рождения одного из родоначальников российского кино Александра Ханжонкова. А ещё в текущем году – 90 лет суду, на котором Ханжонков был среди подсудимых.

Скандал

В 1926 г. в советской киноотрасли вспыхнул скандал. 24 киноработника, а также 16 начальников наибольших киноорганизаций – «Госкино», «Культкино» и «Пролеткино», – были арестованы по обвинению в служебных злоупотреблениях.

Дело возбудило Экономическое управление ОГПУ. Интеллигенция шепталась (а сегодняшние историки допускают как одну из предположений), что всё не просто так, очевидно в подоплёке «политика» – разногласия между наркомом просвещения Анатолием Луначарским (последовательность подсудимых были его выдвиженцами) и «металлическим» Феликсом Дзержинским.

Последний управлял не только ОГПУ, но и «Общество друзей советского кино».

О «политике» в данной истории мы ещё скажем. Однако – в первую очередь обращение вправду шла о хозяйственных правонарушениях. известный тогдашний кинодеятель А. Шуб писал, что «процесс () осветил страшные и отвратительные факты, характеризующие преступную вакханалию на кинопроизводстве».

Сценарий ?фильма «Шея»

Просматривая сейчас судебные отчёты, в самом деле вспоминаешь И. Ильфа и Е. Петрова. А конкретно – эпизод из «Золотого телёнка», в то время, когда Остап, сочинив за ночь сценарий звуковой народной катастрофе «Шея», реализовывает его за 300 рублей Черноморской кинофабрике.

Наряду с этим никто писанину Остапа просматривать не планирует, папка с текстом тут же исчезает неясно куда…

300 рублей? Из дела: сценарий картины «Блуждающие звёзды» обошёлся Одесской кинофабрике в 100 тыс. руб. – и был запрещён к постановке Главполитпросветом. На фильме «Предатель» перерасход составил 87 535 руб. (при начальной смете в 47 тыс.).

На фильм «Кирильчио» по смете заявлялось 13 тыс. рублей, а ушло в два раза больше, на фильм «Мабул» – 10 тыс. по смете, 200 тыс. по факту. По окончании съёмок в Сибири сцен фильма «Ленский расстрел» (израсходовано 68 415 руб.) из отснятых 1500 метров плёнки пригодной была только треть Ну и т.д.

По сути вопроса

Сейчас события этого процесса изучены и историками разведслужб (к примеру, О. Капчинским), и киноведами. Сверяя различные публикации, можно понять сущность вопроса.

Единой структуры киноотрасли тогда не было. «Пролеткино», «Культкино» и другие конторы со схожими заглавиями – акционерные общества, создававшиеся на паях различными ведомствами и советскими организациями. С одной стороны, предполагалось, что кино – дело удачное, кинофирмы станут коммерческими структурами, приносящими прибыль.

С другой – ребёнок рождался без любви, по указанию сверху, акционерам и собственных забот хватало. У семи нянек дитя бегало без глазу и, будучи побочным и нелюбимым, особенной ласки не знало (нескончаемые реструкуризации, слияния, деления и пр.).

Но жить-то ему нужно было! И кинофирмы исходили из несложной логики – проектов нужно затевать побольше, в смету сперва закладывать мельче, а по ходу дела искать дополнительное финансирование.

Наряду с этим идеологию также никто не отменял: в 1925 г., к примеру, из 24 закупленных сценариев 22 по различным обстоятельствам были запрещены.

Другими словами зыбкая земля, на которой стояло строение, – одна неприятность. Вторая – кадры. А также не творческие.

Мы – про начальников отрасли.

В случае если магнаты Голливуда, что ни скажи, сами приходили в кинобизнес, сами строили собственные империи, рисковали собственными деньгами, то у нас Вот, к примеру, глава «Пролеткино» тов. И. Бурсак.

Известен тем, что в Гражданскую, будучи красным начальником Иркутска, расстрелял Колчака. Скоро, но, его делали выводы по обвинению в хищении сокровищ из эшелона адмирала, приговорили к расстрелу, тут же простили и направили сражаться с Унгерном.

Шёл по делу и управделами «Пролеткино» И. Дукор. Это бывший адъютант Бурсака. Следствие отмечало, что шеф предпочитал держать под контролем человека, не забывавшего плохую историю с колчаковскими сокровищами, – и на очень многое закрывал глаза

Большая часть вторых арестованных были людьми того же типа: ветхие революционные деятели «с заслугами», которых партия кинула «на кино». Дальше – по-различному.

Кто-то , разглядывая назначение как синекуру. Кто-то пробовал вникнуть в дело, но не имел возможности разобраться.

Но имеется в перечне подсудимых одно имя-исключение – Александр Алексеевич Ханжонков, заведующий производственным отделом «Пролеткино». Тот самый, которому сейчас поставлено пара монументов

джентльмен и Офицер

Ханжонкова именуют первым русским продюсером, одним из отцов отечественного ещё дореволюционного кинематографа.

В 1905 г. 28-летний подъесаул Ханжонков, уходя в отставку по состоянию организма, взял компенсацию – 5 тыс. рублей. Солидная сумма!

Быть может, не на безлюдном месте появились легенды, подъесаул покинул работу не просто так, он «пострадал на работе» – то ли провалился под лёд на протяжении Японской войны, то ли кого-то провалившегося спас. В любом случае Ханжонков тогда заболел.

Заболел физически – полиартритом, в результате которого позже всю жизнь мучился с ногами (и в итоге был в инвалидной коляске). Но заболел и новым делом – «синематографом».

Компенсационная выплата стала начальным капиталом.

Опустим предстоящие «этапы громадного пути». Принципиально важно, что перед 1917 годом компания «Ханжонков и Ко» была явным фаворитом отечественной кинопромышленности. Её хозяин сочетал интеллигентность и предприимчивость, честность и хватку, он сам выступал сценаристом, режиссёром, актёром, собрал неповторимую творческую команду, сделал звёздами Веру Холодную, Мозжухина, Полонского

В Гражданскую был в Крыму. В случае если не забывайте «Рабу любви» Н. Михалкова, прообраз Южакова (храбрец О. Басилашвили) – Ханжонков.

С белыми ушёл в эмиграцию. Но попытки развернуть хоть какой-нибудь кинопроект в Берлине закончились ничем, а коммунисты кликали эмигрантов «с именами» назад.

В 1923-м Ханжонков возвратился в Москву. Луначарский отправил ему приветственную весточку, а Бурсак, под началом которого Ханжонков в итоге был, вмиг забыл классовую неприязнь – кроме того помог взять дачу.

Советские киноначальники сохраняли надежду: в случае если посредством Ханжонкова, специалиста экстракласса, на десять провальных фильмов удастся снять хоть один хороший и кассовый, – всё окупится, всё простится.

Лишь кто б ему разрешил сделать таковой фильм – хороший и кассовый! Заглавия тогдашних картин «Пролеткино» говорят сами за себя. «Из искры – пламя». «Красный тыл». «Остров красных пионеров». «Расплата» (это не про революцию, а про водителя, что заболел гонореей, но лечиться отправился не к врачу, а к знахарю – и в итоге заразил жену, появился больной ребёнок).

И хорошо? И шут с ним? Плюнь на всё, сиди тихо? Да, вероятно. Не смотря на то, что возможно представить, что думал Ханжонков – человек могший вычислять деньги – видя, как под подобные «проекты» направо-налево рассылаются экспедиции, как за счёт «собственных людей» раздуваются штаты, как «гуляются» банкеты (до 54% трат «Пролеткино» уходило на «накладные затраты»).

На суде ему инкриминировались два момента – вышеупомянутая запоротая на «Ленском расстреле» история и плёнка с фильмом «Мабул». На «Мабуле», видя, что неопытный режиссёр проваливает съёмки, Ханжонков вскипел и сам доснял необходимые сцены.

На что формально – «технический эксперт»! – права не имел. Плюс – огромный перерасход средств по картине. Но тут весьма интересно разобраться. «Мабул» снимался уже давно. Может, деньги успели распустить и без Ханжонкова?

А запоротая плёнка Вообще-то, по логике, вина тут командированного на съёмки оператора (также судившегося), Ханжонков только был по должности его главой.

Поворот

В это же время власть начала смягчаться. Люди-то заслуженные! Часть арестованных отпустили до суда, по другим темперамент обвинения изменился – это не вредительство, не халатность, легко «если бы обвиняемые показали громадную хозяйственность, то прибыль имела возможность бы быть выше». Дальше по мелочам: данный показал легкомыслие, тот раздувал штаты

Дело слушалось Столичным губернским судом. 22 апреля 1927 г. был зачитан решение суда: восемь человек оправданы, остальным – сроки от двух месяцев до года (год – это Бурсаку).

Через месяц Президиум ЦИК решил «о неполном применении меры соцзащиты к осуждённым, имеющим революционные заслуги». Все вышли на свободу.

Ну а Ханжонков? Он же не имел революционных заслуг?

Не имел. Потому и оплеух взял больше всех. «Наибольший капиталист» «Бывший есаул» В юности «принимал участие в кровавом и ожесточённом подавлении восстания в Персии» – по всей видимости, служил в шахской «казачьей бригаде», некогда организованной Тегераном по русскому примеру с русскими инструкторами («АН» № 7, 2011).

Мы упомянули о «политике» на ходе – похоже, главным политическим грехом обвиняемых стало то, что они связались с Ханжонковым.

Действительно, делать крайним немолодого человека в инвалидной коляске также было некомфортно. Ханжонкова приговорили сперва к полугодовому заключению, но высвободили «по состоянию организма». Наряду с этим с работы выгнали, гражданских прав лишили.

Пациент, униженный, он уехал в Ялту – город, где заложил когда-то будущую Ялтинскую киностудию. Жил в том месте с семьёй на грани нищеты.

Дойдя до края, в 1934-м умоляющим письмом (см. справку) напомнил о себе главе советской кинематографии Б. Шумяцкому. К эргономичной дате – 15-летию советского кино – был прощён, кроме того взял маленькую персональную пенсию.

И забыт.

Погиб в Ялте 26 сентября 1945 года.

Процесс ~2013~ Мелодрама онлайн, наблюдать русские ф?


Читать также:

Читайте также: