Серый пояс развязать трудно

Серый пояс развязать трудно

В Законодательном собрании будет создана специальная рабочая группа, которая подготовит ряд предложений по использованию и вовлечению в хозяйственный оборот промышленных территорий города. Новость вроде бы хорошая, но поводов для оптимизма она даёт мало…

О том, что в городе много не используемых по назначению промышленных территорий, знают давно. Так называемый «серый пояс» возник не вчера, и проблема с годами остроты не потеряла.

Почему?

Как пояснил на специальном заседании комиссии по городскому хозяйству при Законодательном собрании города депутат Алексей Ковалёв, главное препятствие – мелкособственнические интересы. «Проблема перепрофилирования таких территорий заключается в том, что там множество земельных участков, находящихся в частной собственности. Использоваться по промышленному назначению они не могут.

Вовлечение же этих участков в хозяйственный оборот в качестве объектов для жилой и деловой застроек, для целей культуры и так далее, невозможно просто потому, что они находятся среди депрессивной территории», – пояснил парламентарий.

По его словам, чтобы приступить к решению проблемы, надо все эти участки постепенно выкупать. Кто будет это делать?

Естественно, город, считает депутат. «Собственник не может перевести их в жилую зону, не может продать участок, находящийся где-то на набережной Обводного канала, среди заводов. И никакой глобальный инвестор не пойдёт на то, чтобы реновировать такую огромную территорию.

Поэтому возможно только комплексное решение проблемы – по примеру других стран, где муниципалитет выкупает огромные территории бывших промышленных зон, реновирует их и потом продаёт под застройку», – уверен Алексей Ковалёв.

И всё вроде бы правильно, и опыт других стран уместен, но сможет ли Петербург с его дефицитным бюджетом найти многомиллиардные средства на выкуп столь масштабных территорий?

На этот вопрос ответа дать не может сейчас никто. Лишних денег у города нет.

Бюджет на ближайший год свёрстан практически полностью. А значит, реальное решение проблемы откладывается вновь.

А ещё есть примета, что, когда начинают говорить о «комплексном решении», значит, речь идёт об очень продолжительных сроках и далёком будущем.

Тем не менее иного пути, кроме как выкуп всех этих земель, у Петербурга нет. Вот только что с ними делать потом, городские власти тоже не очень хорошо представляют.

Даже если предположить, что собственники депрессивных промышленных участков расстанутся со своими владениями и «серый пояс» получит нового хозяина в лице государства, то что делать со всем этим богатством потом?

Каких-либо чётких планов и даже вразумительных представлений о способах преобразования «серого пояса» ни у кого нет. Только намерения и желания. В виде исключения есть проект «Измайловская перспектива», но он вызывает яростные протесты петербургских градозащитников.

Они считают проект недоработанным и опасным для целого ряда исторических памятников. Протесты общественников и простых горожан понять можно – там, где когда-то стояли пусть заброшенные, но все же красивые заводские корпуса, сегодня возводятся безликие, а иногда просто уродливые коробки.

Многоэтажные муравейники начали наступать на центр города и с юга и с севера. Градозащитники обращают внимание на строительство в зоне Обводного канала, на Петроградской стороне и в других местах.

Градостроительные регламенты там менее жёсткие, чем, например, в Центральном районе, поэтому ведётся подчас бессистемная застройка, и ни о какой эстетике при таком строительстве речи не идёт. В результате одна депрессия сменяет другую.

Есть ещё и экономический аспект в этом вопросе. Застроить промзоны жильём – задача иногда трудновыполнимая, т. к. найти подходящих инвесторов в условиях экономического кризиса будет сложно, даже несмотря на низкую обеспеченность граждан жильём и страстным желанием купить хоть что-то.

К тому же вот так просто взять и построить дома на месте бывшего завода, не всегда можно, потому что многие территории заражены и надо проводить дорогостоящие работы по их очистке.

И наконец, проблема транспортная. Если промзоны застроить тем же жильём – город просто встанет, уверяет известный петербургский бизнесмен Игорь Тупальский.

Он напоминает об отсутствии необходимой инфраструктуры и приводит пример насыпных территорий на Васильевском острове, где, по словам бизнесмена, транспортный коллапс, после того как Морской фасад построят, будет неизбежен. Ситуация в центральных районах ещё хуже – здесь плотность населения и так очень высока.

Ещё одно препятствие – экономическая целесообразность перепрофилирования бывших промзон. В последнее время всё чаще раздаются голоса о том, что совсем необязательно превращать промышленные территории в непромышленные (жилые, деловые, культурные и т.д.).

Современное производство, как правило, не требует больших пространств, гигантских заводских корпусов и дымящих труб. Современные автосборочные предприятия в пригородах Петербурга служат ярким примером компактности и экологичности.

А ведь есть и другие виды индустрии, легко вписываемые в структуру города.

Но чтобы эти индустрии развивать, нужен привлекательный инвестиционный климат и уверенный экономический рост. А в этих сферах прогнозы не слишком радужные.

Что получаем в итоге? В итоге есть осознание проблемы и есть желание эту проблему решать.

На большее пока рассчитывать не приходится.

10 ЖИВОТНЫХ, В СУЩЕСТВОВАНИЕ КОТОРЫХ СЛОЖНО ПОВЕРИТЬ


Читать также:

Читайте также: