Середина мира

Середина мира

С каждым годом социологи стабильно фиксируют в Сибири более низкий, чем в других федеральных округах, уровень межнациональной напряжённости. Пара дней, совершённых в Иркутской области, дают чувство, которое лучше любых цифр отвечает на вопрос, из-за чего тут всё складывается как раз так, а не в противном случае.

Больше ста лет в Иркутске существуют синагога и мечеть – причём на одной улице в 10 минутах ходьбы друг от друга. И в отличие от Западной Европы в Сибири никому кроме того в голову не приходит заподозрить в этом возможно страшное соседство.

Тут не забывают и гордятся первым губернатором края Карлом Львовичем фон Фрауендорфом. К слову, лютеранином, что в России XVIII века виделось нечасто.

Не первую сотню лет на Иркутской почва живут русский и буряты. Конечно же, с покон веков большое количество смешанных браков.

А понимаете, как именуют тут людей, во наружности которых видны и славянские, и азиатские черты? БРАТСКОВАТЫЕ!

От слова «брат», другими словами похожие на братский народ. Причём братом этим возможно как бурят, так и русский.

Этим отношениям много лет. Отыщем в памяти феномен уроженца этих мест святителя Иннокентия (Вениаминова) – миссионера, потрясающего лингвиста, переводчика Библии на языки Аляски и народов Сибири, этнографа, чьи труды актуальны до сих пор.

Тогдашние учёные западной школы фиксировали обычаи и нравы вторых народов холодно, отстранённо и пара надменно, дескать, дикари! Совсем по-иному Иннокентий обрисовывает встреченные им племена – с немыслимой любовью, как равных, особых, но изначально хороших уважения.

И это, возможно, не только следование новозаветным заповедям, где «нет ни эллина, ни иудея» и «все перед Всевышним равны», а ещё и традиция места, где появился и был воспитан святитель, – Восточной Сибири.

Создать такие неповторимые отношения между людьми за год-два нереально, но возможно сохранить, осмыслить и подарить остальному миру, и в первую очередь тем регионам, где градус нетерпимости зашкаливает за 50%. И думается, опыт данный по сокровищу сравним со ценой недр щедрой во всех отношениях Сибири.

Но не следует забывать, что у этого опыта имеется и вторая, кого-то сейчас пугающая сторона. Сибиряки – люди дружелюбные, но в любую секунду готовы жёстко поставить на место зарвавшегося нахала, что нарушает сложившиеся тут взаимного уважения и правила общежития.

Один из примеров того, как это происходит, определила от обладателя придорожного кафе на паромной переправе с байкальского острова Ольхон на материк. Не редкость, что в ожидании парома на дороге скапливается целая вереница автомобилей.

Время от времени находятся наглецы, каковые пробуют очередь миновать. Дабы нахал не попал на паром, местные дамы, не позволяя проехать, ложатся под колёса, а мужики и тут из вторых автомобилей подоспеют: отмутузят безобразника, а машину его в лучшем случае на обочину скинут, в противном случае и в Байкал.

Нарушитель затем плетётся как миленький в хвост очереди – урок выучил.

Жёстко? Согласна. Но скоро и действенно. И по солидному счёту это так как одна из форм саморегуляции гражданского общества, которая не разрешает без всяких последствий нарушать нормы общежития и проявлять неуважение к вторым.

Случаи такие редки, но их со хохотом пересказывают друг другу, и заезжим гостям. И это также элемент воспроизводства традиции, дабы никому впредь не повадно было.

Так стоит ли затем пугаться цифр, что именно в Сибирском федеральном округе достаточно большое количество людей, готовых силовым путём отстаивать интересы собственной этнической группы?

Как раз о нарушении приезжими мигрантами «норм сибиряков» говорили журналисты на недавнем форуме «Байкальская пресса – 2015». Сделали вывод, что пора начать сказать об данной волнующей людей проблеме открыто, а не скрывать, прикрываясь фальшивым понятием о толерантности.

Сибирь неизменно по-хорошему принимала приезжих из мира и разных концов России, но устанавливать тут собственные порядки гостям никто не разрешит – темперамент у местных не тот.

Но придумать и воплотить что-то душевное и объединяющее – это пожалуйста! Обратите внимание, что именно Сибирь дала всей стране два потрясающих по собственной красоте публичных проекта. «Бессмертный полк» – придумали в Томске, а «Тотальный диктант» – в Новосибирске!

А в Иркутске на частном канале уже не первый год выходит программа «Середина мира», где говорят о жизни, а также этнической, не только Иркутской области, но и Бурятии, Саха (Якутии), Монголии. Из-за чего?

По причине того, что тут вычисляют себя серединой Евразии и честно желают знать, как и чем живут соседи. К тому же тут принято систематично приглашать этих самых дорогих соседей к себе домой.

Сравнительно не так давно тысячи людей различных национальностей съехались на V Интернациональный этнокультурный фестиваль кочевых игры и «народов Евразии – 2015» в Ольхонский район Иркутской области. Это необычные Олимпийские игры народов Центральной Азии, где соревнуются в скачках на лошадях, национальной борьбе, стрельбе из лука и выполнении одической поэзии, выбирают самых прекрасных девушек.

На этот раз, взявшись за руки, участники устроили пара кругов хоровода около горы Ехе Ёрд. Кстати, дабы охватить эту гору всецело по периметру, необходимо 700 человек.

Игры проходят раз в два года, и в нынешней непростой для всех экономической ситуации Иркутская область, возможно, имела возможность бы определить причину и отказаться от их проведения. Но тут такое и в голову никому не пришло – темперамент не тот.

Не принято тут нарушать сибирские нормы добрососедства.

Музей Середина мира, экватор, Кито, Эквадор


Читать также:

Читайте также: