Россия потерпела очередную неудачу в космосе

Россия потерпела очередную неудачу в космосе

Во вторник утром Роскосмос сказал: два спутника связи — «Экспресс-МД2» и Telkom-3, посланные со стартовой площадки Байконур ракетой-носителем «Протон-М» прошлой ночью, — не вышли на расчетную орбиту. Запуск «Протона» состоялся в штатном режиме, он прошёл в 23.31 мск 6 августа, отделение космического аппарата Telkom-3 от разгонного блока «Бриз-М» ожидалось в 8.44 мск, а спутника «Экспресс-МД2» — в 9.14 мск.

Но из-за нештатной работы разгонного блока спутники были утрачены.

«По предварительной оценке, аварийная обстановка случилась на участке работы разгонного блока «Бриз-М» производства Центра имени Хруничева. Два включения разгонника, прошли штатно, а третье так и не произошло», — огласил предварительную версию неудачи источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли.

Эксперты сохраняли надежду, что спутник еще возможно вывести на расчетную орбиту. Над этим трудилась особая рабочая группа на Байконуре, складывающаяся из представителей Роскосмоса, и компаний, участвующих в запуске.

Но утром эксперты были вынуждены признать, что аппараты не спасти.

«Спутники можно считать потерянными», — заявил собеседник агентства.

Источник РИА «Новости» в космической отрасли подчернул, что потерянные аппараты смогут воображать опасность для других космических объектов на орбите, каковые трудятся в штатном режиме: «Исходя из имеющейся и до тех пор пока самой предварительной информации, по окончании сбоя в работе разгонный блок со спутниками стал неуправляемым. Космическая головная часть превратилась в космический мусор, возможно угрожающий вторым космическим объектам».

Что имело возможность стать обстоятельством аварии, экспертами еще предстоит узнать, но уже имеется предварительные предположения случившегося. «Ясно, что к несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока имела возможность привести неточность в совокупности управления аппаратом, почему он отклонился от курса и случилось аварийное выключение двигателя, или в самом двигателе имела возможность случиться какая-то непредвиденная обстановка», — отметил источник «Интерфакса» в космической отрасли. Собеседник агентства не исключил и «антропогенный фактор», в частности, неточность в циклограмме полета. «Само собой разумеется, в том месте все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел», — выделил он.

Спутник связи «Экспресс-МД2» предназначался для круглосуточной ретрансляции информации в России, он создан в Центре имени Хруничева в кооперации с зарубежными космическими компаниями, например, с итальянскими подразделением Thales Alenia Space. Он должен был получить часть обязаностей аппарата «Экспресс-АМ4», не вышедшего на расчетную орбиту по окончании неудачного запуска в августе 2011 года.

Telkom-3 создан в другом конструкторском бюро — «Информационные спутниковые совокупности» имени академика Решетнева: над его разработкой трудились как российские, так и западные эксперты, а запуск производился по заказу индонезийской компании Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Аппарат предназначался для обеспечения телевизионного вещания в Индокитае.

По данным РИА «Новости», «Информационные спутниковые совокупности» несут ответственность за разработку аппарата, доставку его на орбиту, создание наземного сегмента управления, и предоставляет оператору услуги по технической поддержке и обучению персонала в ходе эксплуатации спутника.

Запуск спутников первоначально планировался еще на май этого года, но много раз переносился. Одна из последних дат старта — 26 июля, но тогда он не состоялся, поскольку «при сборке головной части была обнаружена неисправность и для ее ремонта было нужно отстыковать космические аппараты», пояснял тогда источник «Интерфакса».

Неприятности были именно с разгонным блоком «Бриз-М», говорят в отрасли.

Утрата «Экспресс-МД2» и Telkom-3 продолжила начавшуюся в 2011 году череду неудач для отечественной космической индустрии. Два из пяти ЧП прошлого года случились из-за неисправности техники, созданной в Центре им. Хруничева.

В феврале 2011 года был выведен на нерасчетную орбиту геодезический аппарат армейского назначения «Гео-ИК-2» — запуск проводился ракетой-носителем «Рокот» и разгонным блоком «Бриз-КМ». В середине августа 2011 года был потерян спутник «Экспресс-АМ4» с ракетой-носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М».

Очередная авария случилась 24 августа: тогда ракета-носитель «Альянс-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура, но в связи с аварией двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту; его обломки упали в Алтайском крае.

До выяснения обстоятельств аварии запуски ракет-носителей с блоками «Бриз-М» приостановлены. Денежные утраты еще предстоит выяснить.

Цена двух аппаратов образовывает порядка 5—6 млрд рублей, предполагает источник в космической отрасли.

Роскосмос за конструкторские просчеты может выгнать с работы начальника Центра имени Хруничева Владимира Нестерова, пишет «Интерфакс» ссылаясь на личный источник.

По словам собеседника, ранее управлению центра удалось избежать наказаний за прошлые аварии. Это первая для России космическая авария по окончании того, как Роскосмос организовал на фирмах отрасли собственную приемку ракетно-космической техники и повысил требования к предстартовой подготовке.

Неприятности с выводом на орбиту спутников связаны с недоработками разгонного блока «Бриз-М», уверен занимаюший ранее пост начальника управления средств командно-измерительного комплекса Военно-космических сил Владимир Бердниченко.

«Данный разгонный блок время от времени вычисляют четвертой ступенью ракеты-носителя. И он, по всей видимости, не отработан: масса аварий, каковые произошли в последние пара лет, случились как раз из-за «Бриза-М», — отмечает специалист.

Он не исключает, что конструкторские недоработки позваны неопытностью экспертов Центра им. Хруничева в области разработки разгонных блоков для «Протона-М» — этим, в большинстве случаев, занималась ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Репутация русских геостационарных спутников на сегодня низкая, и очередная авария очков в копилку отечественной космической отрасли не прибавит, уверен Бердниченко. «Мы трудимся со многими операторами сотовой связи, и они предпочитают выбирать в качестве космического сегмента как раз зарубежные спутники, в первую очередь Intelsat и Eutelsat. Так происходит вследствие того что нет свободных емкостей для производства аппаратов, а большая часть из действующих русских спутников имеют недостатки.

К тому же фактически отсутствуют гарантии, что при отказа спутник заменят. А переход на другой аппарат — сверхтяжелый процесс», — говорит Владимир Бердниченко.

Тайные аварии и космические полёты в космосе


Читать также:

Читайте также: