Роскомнадзор рассказал журналистам, как освещать выборы и самоубийства
6 июля в Центральном Доме журналиста состоялся семинар-заседание по вопросам освещения в массмедиа острых публично-политических и социальных неприятностей с учетом действующего законодательства РФ, что был организован Альянсом издателей «НАИ» совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции при помощи Альянса журналистов Москвы.
В семинаре участвовали более 30 человек, среди которых были представители «Парламентской газеты», Интерфакса, «МК», издания «Журналист», еженедельника «Доводы семь дней», еженедельника «Мир новостей» и др. Ведущим круглого стола выступил президент Альянса Издателей «НАИ» А.В.Авдонин.
Открывая мероприятие, А.В. Авдонин подчернул, что этот семинар имеет собственной целью оказать помощь издателям и журналистам не нарушать в будущем законодательство не только в отношении освещения выборов в прессе, но и при публикациях статей публично-политической и социальной направленности, и проинформировать собравшуюся аудиторию о том, какие конкретно наказания смогут последовать со стороны осуществляющих контроль и надзорных органов в отношении журналистов и редакций.
На мероприятии выступила с докладом и ответила на вопросы участников начотдела надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора М.А.Кузнецова.
Представитель Роскомнадзора в собственном докладе детально остановилась на темах, которые связаны с освещением в массмедиа избирательной кампании и вопросов, касающихся описания суицидов.
Докладчик подчернула, что журналистами должны соблюдаться правила равенства кандидатов, достоверность распространения информации. Она обратила внимание на то, что при опубликовании статей о кандидатах не нужно додавать в текст редакционные комментарии.
Информация о кандидате обязана идти отдельным блоком в издании. Должно быть соблюдено правило о свободном, равном информировании обо всех кандидатах, без ущемления их прав.
М.А.Кузнецова в собственном докладе, основываясь на статистике зафиксированных Роскомнадзором нарушений, которые связаны с избирательными кампаниями, указала, что главной неточностью, приводящей к нарушениям редакциями законодательства, есть порядок обнародования пропагандистских материалов в массмедиа.
Вторым довольно часто видящимся нарушением есть публикация материалов вне пропагандистского периода и проведение агитации лицами, каковые не имеют права ее проводить. Представитель Роскомнадзора напомнила, что пропагандистский период образовывает 28 дней до дня голосования.
В собственном выступлении М.А.Кузнецова кроме этого обратила внимание собравшихся на то, что Роскомнадзор осуществляет мониторинг средств массовой информации и смотрит за соблюдением избирательного законодательства. Потом докладчик растолковала схему, по которой действует Роскомнадзор при обнаружении нарушений в пропагандистских материалах на примере опубликования в массмедиа опроса публичного мнения.
Выступающая заостряла внимание на том, что СМИ не должны открыто призывать голосовать за того либо иного кандидата.
Еще одним довольно часто видящимся нарушением, подпадающим под статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, есть предоставление электронными и печатными СМИ эфирного времени и печатной площади кандидатам для размещения пропагандистских материалов за плату без заключения письменного контракта. Обязательно СМИ должны публиковать расценки, единые для всех кандидатов, за исключением СМИ, каковые созданы избирательными учреждениями и партиями либо кандидатами.
Редакция в праве отказать кандидату в публикации его пропагандистских материалов, в случае если в них содержится недостоверная информация, призывы к межнациональной, социальной розни. За пропагандистские материалы ответственность несет кандидат, а не редакция.
Потом М.А.Кузнецова ответила на вопросы журналистов.
Павел Анохин, «РФ сейчас»:
— Имеют ли право издания, оплачиваемые из бюджета публиковать пропагандистские материалы за деньги?
— СМИ, соучредителем которых являются органы власти, либо те, каковые приобретают деньги из бюджета, в соответствие с законом обязаны предоставлять бесплатную площадь в собственных изданиях. В законе так же говорится, что эти издания смогут предоставлять площадь под агитацию и на платной базе.
Дарья Бурда, «Парламентская газета»:
— В случае если пропагандистские материалы об одной партии будут размещены на страницах электронного издания, а второй партии — на страницах печатного издания. Будет ли это рассматриваться Роскомнадзором как нарушение?
— Нет, поскольку место размещение пропагандистских материалов зависит от самого кандидата. Основное, дабы были опубликованы расценки на предоставление площади как печатного СМИ, так и электронного, и был уведомлен ЦИК.
Олег Говоров, «Доводы семь дней»
— В случае если издание публикует материал о коррупционере (и несколько, а целую серию статей-расследований) в пропагандистский период, и он, к примеру, выясняется участником определенной партии, не будет ли это воспринято Роскомнадзором как нарушение?
— Позволяйте различать понятия «статья» и «информирование-расследование». Вы имеет в виду, что вы информируете избирателей, что в рамках журналистского расследования обнаружились нелицеприятные факты о кандидате?
Во-первых, у вас должны быть доказательства его вины, и, во-вторых, вы должны не забывать о трех составляющих информирования: достоверность, равенство, полнота. В случае если пишите про одного кандидата, то помните и о вторых кандидатах и партиях.
Наверное, другие партии в данный же временной отрезок давали информационные предлоги. Информирование подразумевает, что вы освещаете деятельность партий.
Текст изложения должен быть без оценочных суждений.
— Как быть, в случае если оценочные суждения идут из уст спикеров? Не будет ли это расценено как нарушение?
— Нет. СМИ размещают данные и приводят цитату.
Суть информирования — довести данные до избирателя. В тексте не должно быть призывов голосовать за ту либо иную партию.
Юрий Бутунин, Альянс журналистов Москвы:
— Кандидат отвечает за то, что он публикует. Может ли редакция отказаться от публикации материала от кандидата?
И имеется ли критерии, по которым редактор определяет — может ли публиковать таковой пропагандистский материал в собственном издании либо нет.
— Запрещено публиковать материал, что несет в себе явные показатели: призывы к насилию, разжигание межнациональной розни и т.д. Все, что перечислено в 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Следующей темой доклада М.А.Кузнецовой было верное освещение в массмедиа вопросов о суициде. Она обратила внимание присутствующих на то, что пару дней назад Федеральная служба защиты прав потребителей опубликовал соответствующие советы для средств массовой информации.
Она заостряла внимание присутствующих на то, что в зависимости от того, где публикуется этот материал – в электронных СМИ либо в печатных к нему будут предъявляться различные требования.
Печатные СМИ подпадают лишь под статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» (Закон «О СМИ), в которой описываются виды злоупотреблений свободой массовой информации. В статье отсутствует упоминание о суициде.
Но эта тема, касающаяся самоубийства, видится в Законе «Об информации, информационных разработках и о защите информации» (149-ФЗ), под воздействие которого подпадают все электронные СМИ. Исходя из этого, в случае если публиковать данные о методах совершения суицида, то как раз сетевым изданиям направляться быть более осмотрительными в описаниях подробностей.
Вопрос о суициде затрагивается кроме этого 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию и здоровью», по которому дети должны быть защищены от для того чтобы рода информации.
М.А Кузнецова выделила, что ответ в отношении нарушения законодательства по данной тематике электронными СМИ принимает Федеральная служба защиты прав потребителей.
Материалы, посвященные суициду, не должны публиковаться в изданиях, направленных детям, поскольку такие издания подпадает под действия закона «О защите детей». Воздействие 149 закона на печатные издания никак не распространяется.
Для сетевых изданий, публикующих данные о суицидах необходимо помнить, что в данном материале не должно быть детальных описаний, подробностей о личности самоубийц, их других деталей и жизни, при помощи которых, читатели имели возможность идентифицировать себя с ними. Материал статьи не должен приводить к выводу о том, что суицид – это метод решения проблем, и мужественный, смелый поступок.
В конце доклада М.А Кузнецова перечислила, какие конкретно требования значительно чаще нарушают СМИ, и какие конкретно санкции следуют в отношении журналистов и редакций при нарушений ими законодательства
Потом участники семинара задали вопросы на интересующие темы.
Одной из тем, которая интересовала всех журналистов был вопрос о том, что при перепечатке и цитировании материалов с официальных сайтов смогут быть случайно опубликованы материалы, нарушающие законы.
Докладчик сказала присутствующим, что так как сетевые издания подпадают под действия закона «О СМИ», то и публиковать материалы они должны, соответственно, в рамках данного закона.
После этого М.А.Кузнецова ответила на вопросы участников семинара по данной теме.
Леонид Арих, «Новый вторник»:
— В случае если в статье рассказывается об событиях, каковые довели человека до самоубийства. Это будет принимать во внимание нарушением?
— Первое, нужно осознать, где опубликован данный материал: в печатном виде либо электронном? Второе, в случае если из текста делается понятным, что такие события подтолкнули человека к последней черте, и любому второй человек в таких же событиях так и направляться поступить, то это нарушение.
Андрей Авдонин, еженедельник «Мир новостей»:
— В случае если информация, детально говорящая о суициде, сперва была напечатана в бумажной версии, а позже размещена на сайте. Будет ли такая статья, размещенная в электронном виде, принимать во внимание нарушающей законодательство?
— Да, это подпадает под воздействие закона и возможно расценено как нарушение.
Алексей Курилов, Интерфакс:
— Довольно часто в новостях появляется информация, что кто-то покончил с собой различными методами. Где та грань, при которой определяется детальность описания суицида, к примеру, «повесился у себя в помещении» либо «выбросился с крыши»?
Что есть детальным описанием метода совершения суицида, а что есть нейтральным сообщением?
— Еще раз повторю, что решения в отношении для того чтобы рода информации принимает Федеральная служба защиты прав потребителей — и имеет суть, само собой разумеется, руководствоваться его рекомендациями. Но мы, первым делом, наблюдаем, дабы не было подробностей.
Дарья Бурда, «Парламентская газета»
— Что делать, в случае если на страницах газеты цитируются официальный источник, к примеру, пресс-релиз от властей, и в нем находятся подробные события дела? Из-за чего важное лицо не несет ответственности, а журналист несет?
— Федеральная служба защиты прав потребителей и Роскомнадзор не смогут потребовать от властей выполнять закон «О СМИ», так как они не подпадают под его действия. В случае если органы МВД издают собственные издания, и в том месте публикуют для того чтобы рода данные, тогда Роскомнадзор может указать на нарушения.
В последней части семинара- заседания выступил А.Г. Орешкин, вице-президент Альянса издателей «НАИ», что поведал журналистам о поправках, каковые планируется внести в закон «О почтовой связи».
Он увидел, что, разумеется, его разработчиками движет рвение законодательно выяснить для ФГУП «Почта России» запрет на взимание с издателей дополнительной оплаты одолжений почтового оператора по внутриобластной доставке подписных изданий. Но приходится признать, что закон в представленных формулировках не решает вопрос отмены дополнительной оплаты издателями одолжений почтового оператора по внутриобластной доставке.
Предложения законопроекта направлены на трансформацию статуса подписки с объявлением ее услугой связи. Результатом этого может стать значительный рост подписных стоимостей.
Предлагаемые в законе, внесенном парламентариями Л.Л.Левиным и О.В.Тимофеевой, трансформации в ФЗ О почтовой связи предполагают отнесение подписки к услугам почтовой связи, каковые может оказывать лишь лицензированный оператор почтовой связи. Это станет дополнительным стимулом для роста подписных стоимостей и будет содействовать превращению «Почты России» в полного монополиста на рынке подписки.
Подводя итоги семинара, А.В.Авдонин поблагодарил экспертов и журналистов за активное участие в данном мероприятии, и сказал присутствующим о том, что Альянс издателей «НАИ» собирается организовать еще последовательность подобных семинаров с представителями власти.
Журналисты высоко оценили важность поднятых тем и выделили полезность данного мероприятия, сообщил пресс-секретарь НАИ.
Просматривайте кроме этого:
Другие новости по теме «Общество»
См. все новости дня
Юрий Селиванов, Бэкграунд, выпуск № 150: \