При виде идолов — кричите!
– Вот они, вот они, мои хорошие. Ожидают нас, перезимовали, не потемнели, праздника ожидают, людей к себе домой, – живописец Николай Аношкин активизирует ход, пробираясь среди сухоцвета и высокой травы к древесным фигурам, стоящим среди поля.
Мы находимся в Лукояновском этнопарке, посвящённом эрзянской культуре, и идолы встречают нас, готовясь поделиться собственными секретами.
Две хорошие новости, каковые стоит определить о Музее эрзянской культуры в городе Лукоянове. Первое: он существует, что само по себе много, поскольку это единственный в Российской Федерации музей, посвящённый только эрзянам – части мордовского народа.
Второе – воздух в том месте до того сказочная, что в то время, когда попадаешь на территорию, думается, что время остановилось и ты был в чистом поле среди древних языческих идолов, каковые внимательно следят за тобой, оценивая, что за смертный к ним заявился.
На этом, действительно, сказка заканчивается и начинается проза судьбы. Музей находится в Нижегородской области, в маленьком городе Лукоянов, единственной примечательной вещью в котором есть то, что Александр Сергеевич Пушкин был когда-то помещиком как раз местного уезда.
Сейчас к достопримечательностям добавились единственные в Российской Федерации музей и этнопарк, посвящённые народу эрзя. Последнее, по утверждению его создателя, Николая Ивановича Аношкина, в должной мере не ценится местной властью.
– До 7 лет, пока не настала пора в школу идти, я ни слова не знал по-русски, – говорит он, – появился и вырос в эрзянской деревне Шерстино Гагинского района, что неподалеку от Лукоянова. В советское время трудился живописцем-оформителем, а в перестройку мы вместе с режиссёром Михаилом Савлевым решили попытаться создать эрзянский музей.
Первые экспонаты помогали собирать нижегородские этнографы и местные краеведы.
Музей был создан в первой половине 90-ых годов двадцатого века и продолжительное время существовал при Лукояновском Доме культуры. Но несколько лет назад его перенесли, сделав частью местного этнографического музея, где сейчас и ютится Николай Иванович совместно со собственными экспонатами, сиротливо и хорошо развешанными в коридорах помещения. обереги и Деревянные маски, костюмы и детские игрушки, приворотные травы а также эрзянские утюги – это неполный перечень экспонатов, представленных на выставке.
Уже больше двух лет экспозиция будет в состоянии вялотекущего переезда, и, как признаётся её создатель, чуть ли в этом помещении удастся разместить всё. Но художника и этнографа это не останавливает, и Николай Иванович планирует продолжать собственные изыскания, дабы и дальше пополнять коллекцию.
Солидную часть оформления – картины, древесные рамы, стенды а также копии ритуальных предметов он сделал собственными руками. Экспонаты для коллекции собирал много лет, по всей Нижегородской области, где испокон века живёт мордва.
Добираться до этих уникальностей – опробование для сильных духом. В общем итоге дорога от Нижнего до музея займёт около четырёх часов, а до этнопарка – ещё продолжительнее. Выезжать лучше в начале утра.
Электричка в Лукоянове – зверь невиданный, так что ехать будет необходимо около трёх часов на маршрутном автобусе. А дабы заметить не только музей, но и этнопарк, нужно будет пересесть на автобус в сторону села Новосёлки.
Остановки около этнопарка нет, он появляется нежданно на обочине дороги, так что смотрите пристально и, по совету служащих музея, заметив идолов, кричите водителю, дабы остановил.
Выйдя из автобуса, вы окажетесь в чистом поле, попав под прицел десятков вырезанных в дереве глаз. Эрзянские идолы уже вас приметили и ожидают, в то время, когда вы подойдёте ближе.
Тут статуя и эрзянской Жанны д’Арк – Алёны Арзамасской, и других национальных героев, и монумент духам предков а также сам главный всевышний Инешкипаз со собственными ассистентами.
Около десяти лет Николай Аношкин вырезал их вместе с сыном. Ежегодно древесная компания пополняется новыми участниками. В июле тут проходит праздник-фестиваль эрзянской культуры «Лисьмапря» («Эрзянский родник»).
Местность оглашается песнями, хохотом, музыкальными переливами. Гостей угощают блюдами эрзянской кухни, знакомят с традициями, музыкальной культурой и обрядами этого старого русского народа.
В другое же время в этнопарке пустынно. Колышется на ветру трава, чирикают птицы среди редких берёз на обочине.
Иногда останавливаются автомобили, местные обитатели приезжают ко мне, дабы собрать воды из родника, что находится прямо на территории музея-заповедника. Говорят, местная вода не только весьма вкусная, но и владеет целебными особенностями, и придаёт энергии и путнику сил.
Утолив жажду, садишься у подножия одной из древесных фигур либо легко в колкую, выгоревшую траву и прислушиваешься. Дремотное чувство спокойствия охватывает уже через пара мин., и думается, что духи эрзянских предков негромко перешёптываются между собой и с природой, зорко глядя около, защищая эту почву от всякого лиха. – «Наблюдай, хороший символ, – Николай Иванович говорит о трясогузке, усевшуюся на голове у Алёны Арзамасской, – видишь, сидит, не улетает?
Это значит, что духи тут, парят над нами, оберегают».
Маленькая птица наблюдает на нас снизу вверх, крутится на все четыре стороны и чирикает отрывисто, существенно, словно бы растолковывая что-то.
ЧАЙКИ НЕ КРИЧИТЕ , СЕРДЦУ БОЛЬНО АВФ