Полёт над волной

В первый раз репортаж из Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Ростислава Евгеньевича Алексеева, был размещён в «АН» в январе 2008 года.

Именовался – «Подрезанные крылья». Тогда кудесники с волжских берегов переживали не самые лучшие времена.

Птица Феникс на Волге

Тот год был один из самых тяжёлых для ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК). Ремонт помещений не проводился с конца 50-х годов прошлого века.

Трудилось меньше ста человек. Темновато, мрачно, холодно. Прошло семь лет.

Я, памятуя прошедший опыт, оделся в поездку потеплее и, обливаясь позже, продолжительно жалел о собственной предусмотрительности.

Строение ЦКБ блещет новыми стеклопакетами, в огромных залах трудятся много конструкторов, технологов и инженеров. Самые идеальные программы, идёт уход от бумаги, кальки.

За счёт цифровых разработок прорабатываются десятки проектов.

на данный момент у ЦКБ по СПК в Нижегородской области имеются три площадки. Первая – инженерный корпус, где собрано около трёх сотен конструкторов, а всего в нём трудится более чем полутысячи сотрудников.

В столовую сотрудники ходят по графику – всем сходу уже не поместиться. В том месте я попытался, возможно, самые вкусные в мире пирожки с капустой.

Обещают, что не так долго осталось ждать наоборот входа в корпус покажется пристань с катером на подводных крыльях, сделают вертолётную площадку.

Вторая – тут же, на территории завода «Красное Сормово» – умелое производство, которое разрешает строить маленькие суда, катера. Имеется бассейн, где испытывают модели.

Третья площадка –предприятие вернуло себе «историческую» научно-производственную базу под Чкаловском на реке Троца, что в 86 километрах от Нижнего Новгорода. Именно там Ростислав Алексеев строил и испытывал собственные первые экранопланы.

Снова бурлит жизнь, строится корпус судна на подводных крыльях «Валдай 45Р». Довольно маленькое судно, на 45 человек.

На Чкаловской базе уже на данный момент большой уровень производственного оснащения: эллинги, аэродинамическая труба и взлётно-посадочная полоса со спуском на воду, что конкретно даёт возможность вести работы и по экранопланной тематике.

Но имеется и научно-производственный комплекс №2 в Петербурге. В том месте собраны конструкторы, трудящиеся по гражданской тематике, несколько аналитического маркетинга и сосредоточена вся внешнеэкономическая деятельность.

Трудятся, так сообщить, на «удалённом доступе», в защищённой от внешнего проникновения компьютерной сети, в единой программной среде. И дело не в тайнах «оборонки».

Никто не отменял таких понятий, как «ноу-хау» и «коммерческая тайна».

Экраноплан – дело страны

Помощник председателя совета директоров по маркетингу и ВЭД Сергей Королёв уверен, что экранопланы себя ещё продемонстрируют:

– Интерес к экранопланам ни при каких обстоятельствах не угасал. Существует множество компаний, каковые ведут разработки в этом направлении, например, на территории постсоветского пространства, в Соединенных Штатах, Германии, Иране, Китае, Чехии.

Отечественное предприятие в советское время занималось экранопланами только в военной плоскости. на данный момент мы ушли в гражданскую тематику, просчитываем, как внедриться с ними на рынок пассажирских и грузовых перевозок, разглядываем его поисково-спасательные возможности. Экраноплан – это неповторимое транспортное средство, базисная платформа, которая может делать сходу пара задач.

Полёт над волной

на данный момент, если судить по презентациям на выставках, ведётся активная работа над морским экранопланом «Чайка-2». Взлётная масса – 54 тонны, 100 пассажиров.

Относительно маленький аппарат если сравнивать с огромным «Каспийским монстром». Его большая взлётная масса была практически 550 тысячь киллограм. У «коммерсанта» Сергея Королёва в ответ на восторженные воспоминания о «птичке» Ростислава Алексеева имеется в полной мере прагматичный ответ:

– Нам приходят запросы из государств Юго-Тихоокеанского региона и Восточной Азии, интерес имеется. Но, дабы выстроить что-то громадное пятисоттонное, требуются участие страны либо личный инвестор. В России таковых, как я знаю, пока нет.

А мы – патриоты собственного Отечества, и желали бы видеть эти суда под отечественным флагом.

Транспортно-амфибийные платформы – ещё одна линия развития экранопланной тематики. За счёт набегающего потока воздуха формируется динамическая воздушная подушка, форма дна напоминает крыло экраноплана.

Это весьма перспективное направление – просчитаны платформы грузоподъёмностью в 700 тысячь киллограм.

на данный момент в инициативном порядке идёт работа по созданию навигационного оборудования, которое разрешит экранопланам летать ночью и над арктическими льдами, обходить торосы. Принципиально важно заблаговременно получить данные, собрать надёжную высоту, миновать препятствие и возвратиться в самый экономичный режим – на экран.

Да и в южных морях с активным мореходством экипажу экраноплана на скорости под 500 км в час нужно видеть за сотни и десятки километров вперёд по автостраде перемещения. Дабы не влепиться в маленькую рыболовную шхуну либо того хуже – супертанкер.

Говорят, такие наработки имеется.

Космический спасатель

Космодром «Восточный» достраивается. Прейдет скоро пилотируемые пуски.

Громадный отрезок траектории ракеты-носителя с кораблём проходит над водами Тихого океана и над Перу уходит в космос. Что произойди, как выручать экипаж?

Вариант – расставлять на протяжении всей автострады целую флотилию судов. Либо поднимать в атмосферу тяжёлые транспортные Ил-76 со сбрасываемым спасательным оборудованием на борту и фактически спасателями, медперсоналом и техническими специалистами, которым также нужно каким-то образом появляться рядом с капсулой терпящего бедствие космического корабля.

Их задача будет сложнейшая – состыковаться с пляшущей на волнах капсулой.

Второй вариант несложной и действенный – тяжёлый экраноплан, таковой как «Спасатель», он практически достроенный стоит в цехе завода «Волга». Кто видел эту громаду, тот ни при каких обстоятельствах не забудет.

Дабы представить его размеры, приведу всего одну цифру – он дольше сверхтяжёлого самолёта Ан-124 «Руслан» практически на пять метров.

В критической ситуации способен взять на борт до 500 человек. Осталось оснастить его всей нужной техникой, среди них и реанимационным медицинским модулем.

«Спасатель» способен скоро долететь и приводниться в любой точке океана при шторме до 5 баллов, прикрыть крылом от волн, забрать аварийную капсулу с астронавтами на сцепку, принять экипаж к себе на борт. По большому счету чем больше судно на подводных крыльях либо экраноплан, тем выше его мореходные качества.

Три-четыре экраноплана, заблаговременно распределённые по квадратам на протяжении автострады, заменят целый флот самолётов и кораблей. Но это задача, которую возможно решить только на национальном уровне.

Среди них и обеспечить тяжёлые экранопланы двигателями громадной мощности – на данный момент на «Спасателе» стоит целая батарея из 8 маломощных для его габаритов НК-87.

Бросать «Спасатель» не следует. Труд положен, логично было бы достроить экраноплан, отработать на нём варианты эксплуатации, наработать опыт.

Да, спасательные суда полным ходом идут к месту аварии. Но частенько задерживаются – классические морские суда через чур медленные, дабы скоро оказать помощь, а самолёты не могут садиться на воду.

Кроме того самолёт-амфибия Бе-200 имеет ограничение по высоте волны – не более 1,2 метра.

К слову, в ЦКБ по СПК осталось множество инженеров, технологов и конструкторов ветхой «алексеевской» школы. За одним столом перед компьютерными мониторами сидят юные продвинутые «в цифре» парни и убелённые сединами ветераны компании.

Опыт полноводной рекой перетекает в юные мозги. Своевременно спохватились, успели спасти ту самую конструкторскую школу. Ещё мало, и всё было нужно бы затевать с нуля, разбирая в архивах кальки и старые чертежи.

Отечественной огромной стране необходимы суда и на подводных крыльях, и на воздушной подушке, и экранопланы.

Сногсшибательный полет над волной


Читать также:

Читайте также: