«Перемога» украины на евровидении-2016: все еще не европа для европы — «общество»
В понедельник, 16 мая, европейские СМИ оживленно комментировали результаты прошедшего конкурса Евровидение-2016. Довольно часто комментарии размещались не в разделах культуры, а в новостях текущей политики.
Комментаторы задавались вопросом: как именно мотивированная политическая предвзятость имела возможность оказать влияние на итоги голосования при определении победителя массового телевизионного шоу — конкурса поп-музыки (!). С уверенностью возможно констатировать, что политическая горячка, ранее отмечавшаяся и уже не в качестве феномена на стадионах с матчами национальных сборных по игровым видам спорта — футболу, хоккею, баскетболу и т. д., перекочевала на подмостки состязаний исполнителей несерьезного в художественном замысле, действительно, довольно часто очень основательного в денежном отношении жанра.
В прошлую субботу поздно вечером Украина была заявлена победителем в 61-м конкурсе «Евровидения». Воображавшая Украину участница конкурса — крымская татарка со сценическим псевдонимом Джамала (Сусанна Алимовна Джамаладинова) взяла верх, собрав более чем 500 пунктов за выполнение песни о депортации в 1944 году крымских татар из Крыма.
Основной интригой финала Евровидения-2016 стала победа Джамалы над бесспорным фаворитом и «российским исполнителем» конкурса — Сергеем Лазаревым. Яркое противостояние между украинским и русским исполнителями и их сценическими номерами стало главным фактом Евровидения-2016.
Телезрители и жюри в итоге не дали победить Лебедеву и блистательной Дами Им из Австралии.
Оценки в западных СМИ — от нейтральных, с удивлением по предлогу политической ангажированности, до торжествующих и обвинительных в адрес России. Так, к примеру, английское издание «i» опубликовало комментарий под заголовком «Подняв флаг татар, победа на Евровидении стала сокрушительным поражением для Путина». «Победа Джамалы — без политики не обошлось», — признает, в собственную очередь, германское издание Deutsche Welle.
Постоянный германский телевизионный комментатор на Евровидении-2016 Петер Урбан в интервью этому изданию констатирует: «Само собой разумеется, смогут появиться определенные аллюзии, которые связаны с актуальной политической обстановкой, но они не очевидны, в случае если мы заберём текст сам по себе, что именуется, в чистом виде». Но потом Петер Урбан, тем не меньше, даёт предупреждение: «Запрещено смешивать политику, которую проводит то либо иное правительство, с шоу поп-музыки, с конкурсом песен».
Меньше, «Евровидение» — это развлекательное шоу, а не избирательная политическая кампания и не политическая трансляция смыслов и определённого рода идей. В левом английском издании Guardian колумнист Мэри Дежевски в собственной статье называющиеся «Как народ наблюдает на Россию», напротив, находит в итогах политизированного шоу обнадеживающие для России моменты. «Украина взяла верх, но народное голосование предложило более узкий взор на Россию, чем довольно часто предполагалось», — утверждает она.
Так как телезрители с маленьким перевесом, но все-таки отдали предпочтение россиянину Сергею Лазареву. Исходя из этого результат голосования телезрителей, думает английский колумнист, распознал не русофобию, в действительности присутствующую в Европе, а что-то прямо ей противоположное.
Так как возможно, исходя из вопроса музыкального вкуса, предположила Дежевски, по всему европейскому континенту Российская Федерация взяла больше голосов от несложных телезрителей, чем от ангажированных участников национальных жюри конкурса «Евровидения». Они показали те же политические инстинкты, что и на прошлых конкурсах.
Они предпочли Украину, а не Россию. Но народ был храбрее. Вместо того, дабы выбирать между Россией и Украиной, люди голосовали за обе страны сходу.
Меньше, на Евровидении-2016 победила дружба, думает Дежевски.
Снаружи только думается, что Россия и Украина поделили мнения в Европе. Для многих голосовавших выяснилось сложно выяснить, чью сторону им направляться поддержать.
В результате до самой последней 60 секунд шоу многим было неясно, какой конкретно участник из этих двух государств победит.
В текущем году на «Евровидении» действовала новая совокупность голосования, в то время, когда оценки национальных жюри и телезрителей в государствах-участницах подсчитывались и объявлялись раздельно приятель от приятеля. Это было сделано для сохранения в относительной тайне от телезрителей до финиша состязания интриги, кто в конечном итоге окажется победителем конкурса.
По плану устроителей Евровидения-2016, подобная организация подсчета голосов должна была сделать состязания более зрелищными. В результате последующего сложения баллов в прямом эфире голоса телезрителей изменились в неспециализированном итоге, благодаря голосованию национальных жюри.
По голосам телезрителей Лебедев лидировал, но национальные жюри независимо от них предпочли Джамалу. И без аналогичных результатов итоги Евровидения-2016 объяснимы и очевидны.
Не обращая внимания на обновленную совокупность голосования, конкурс обнаруживает прошлый национальный спортивный интерес в пристрастиях телезрителей.
К моменту нынешнего конкурса всем компетентным европейским комментаторам и мало-мальски внимательным зрителям было разумеется, что европейские государства, участвующие в конкурсе Евровидения, условно поделены на группы с внутренними антипатиями и региональными симпатиями. Всего среди национальных участников Евровидения насчитывают восемь региональных групп, в рамках которых антипатии населения и зрительские симпатии отдельных государств смогут идти по геополитическим линиям разделения в Европе.
Перечислим их, разглядев статистику национальных предпочтений прошедших конкурсов Евровидения за последнее десятилетие. Вот эти регионы: 1) Север Европы (Скандинавские государства), 2) Запад Европы (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды); 3) Центр Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия); 4) Юг Европы (Италия, Испания, Греция, Кипр, Мальта), 5) Юго-Восток Европы (страны бывшей Югославии плюс Албания и Румыния, т. е. Балканы); 6) Восток Европы (Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Украина); 7) Евразия (Российская Федерация, Армения, Азербайджан, Грузия).
Евразия и Восток Европы довольно часто тесно взаимодействуют. Участники региональных групп смогут делиться симпатиями как в группы, так и со государствами, пограничными к данному региону.
К примеру, Венгрия и Румыния статистически относятся к различным регионам на Евровидении и по судьбе. Государства являются давешними соперниками и имеют прикрытый спор за территорию. Помимо этого, румыны и венгры имеют этнические предубеждения друг против друга.
Но на конкурсах «Евровидения» Румыния, к примеру, может давать высокую оценку участнику конкурса из Венгрии за счет голосования представителей венгерского этнического меньшинства.
Второй пример. При проведении этого и предшествующих конкурсов «Евровидения» было подмечено, что телезрители Ирландии и Великобритании значительно чаще голосуют взаимно солидарно за собственных исполнителей, не обращая внимания на глубоко укоренившуюся в истории и быту обоюдную этническую отвращение между ирландцами и англичанами.
Но дальше увлекательнее. Довольно часто к Ирландии и телезрителям Великобритании при оценке их исполнителей присоединяются при голосовании телезрители с Мальты, т. е. из Южного Средиземноморского региона.
В прошлом Мальта до собственной независимости была английской колонией и военно-морской базой. Разумеется совместное имперское прошлое до сих пор формирует культурную идентичность мальтийцев в части приязненного отношения к современной Англии.
Помимо этого, в далеком прошлом было увидено, что телезрители из Кипра и Греции неизменно солидарно голосуют за собственных — греков, но неизменно против каких-либо турецких исполнителей, будь они кроме того гениальны. На фоне перечисленных выше регионов на конкурсах «Евровидения» особенно выделяются «солидарностью» телезрители, голосующие за «собственных», из трех больших регионов.
1. Северная Европа — скандинавские государства с очевидным среди них фаворитом в лице Швеции (и это, не обращая внимания на нехорошие отношения датчан к шведам). К данной группе в собственности и Финляндия, которая голосует за Швецию, но равнодушна к вторым скандинавам.
2. Юго-восточная Европа — это страны бывшей Югославии + Албания и Румыния, т. е. Балканы;
3. Региона бывшего СССР, включая Прибалтику и бывших восточно- и центральноевропейских сателлитов СССР. Последние довольно часто ситуативно на «Евровидении» голосуют, глядя на восток, а не на запад Европы.
У этих трех региональных групп имеется одно общее по разделу «геополитика» — это их периферийное положение довольно конкретного ядра Европы, которое представлено территорией бывшей каролингской Европы, опирающейся, в собственную очередь, на исторические территории западных провинций бывшей Римской империи. на данный момент это ядро Европейского союза именуют «ветхой Европой». На конкурсах «Евровидения» телезрители из государств «ветхой Европы» демонстрируют иные культурные реакции, чем из государств ее периферии.
По солидному счету, массовому зрителю популярного шоу из страны «ветхой Европы» страсти с их антипатиями и симпатиями на периферии непонятны и скучны.
Вот, к примеру, результаты голосования на Евровидении-2016 по государствам «ветхой Европы» по трем высшим местам, оцениваемым соответственно 12, 10 и 8 баллами. Голосование отражает большие конкурсные предпочтения телезрителей из государств «ветхой Европы».
Австрия: Польша, Украина, Российская Федерация;
Бельгия: Польша, Нидерланды, Франция;
Англия: Литва, Польша, Болгария;
Германия: Российская Федерация, Польша, Швеция;
Дания: Швеция, Австралия, Бельгия;
Ирландия: Литва, Польша, Российская Федерация;
Испания: Болгария, Франция, Российская Федерация;
Италия: Украина, Польша, Российская Федерация;
Мальта: Австралия, Российская Федерация, Болгария;
Нидерланды: Бельгия, Польша, Армения;
Норвегия: Литва, Польша, Австралия;
Франция: Армения, Украина, Австрия;
Швеция: Австралия, Польша, Российская Федерация;
Швейцария: Сербия, Австрия, Германия.
Разумеется, что в рассмотренной группе государств «ветхой Европы» региональные «антипатии» и геополитические симпатии на прошедшем конкурсе проявились в самой малой степени у тамошних телезрителей. В замысле России они отметили второй и третьей позицией оригинальность номера и мастерство исполнителя.
Только в случае с Нидерландами и Бельгией возможно заметить местную «привязанность», разумеется, обусловленную валлонским причиной. У Дании, как в большинстве случаев, в случае со Швецией сработал скандинавский фактор, не смотря на то, что датчане на бытовом уровне ревниво относятся к шведам.
В большинстве случаев телезрители из государств «ветхой Европы» голосовали из мыслей симпатий к исполнителю. Из государств «ветхой Европы» за исполнителя Украины на Евровидении-2016 самую максимально высокую оценку — 12 баллов дала только Италия (к ней возможно плюсовать и проголосовавшее подобным образом маленькое Сан-Марино).
Подобным образом за российского исполнителя высшим балом из «ветхой Европы» проголосовала одна только Германия.
Статистика конкурсов Евровидения, проводимых с 2006 года по 2015 год, свидетельствуют, что ни одна из государств «ветхой Европы», за исключением периферийной Португалии, не давала в период с 2006 по 2015 год по первой десятке максимума голосов исполнителям из Украины. Большая часть государств (см. приложение внизу), голосовавших на Евровидении за Украину, в большинстве случаев относились к бывшему СССР.
Напомним, что подобная «исключительность», но в самой большой позиции (12 баллов) совпадет в группе с результатом Евровидения-2016. Напомним, что подобным образом подобное событие относится и к России со 100 процентным попаданием в 2016 году — это снова же Германия.
В период 2006—2015 гг. из государств «ветхой Европы» только одна Германия голосовала за представителей России на конкурсе. Остальные нередкие статистические «симпатизанты» России и Украины за период 2006—2015 года в 2016 году переместились в группу, давшую исполнителям из этих государств большой балл —12.
Их география очевидна — это страны бывшего СССР либо его бывшие сателлиты, плюс Финляндия — тут не исключение в группе, памятуя Великое княжество Финляндское в царский период, конфликт «Зимней войны» и «финляндизацию» — в коммунистический.
В целом, нужно констатировать, что конкурсы Евровидения демонстрируют, что культурная идентичность населения периферии за культурными пределами «ветхой Европы» реализуется пара в противном случае, чем в центре данной самой «ветхой Европы». Тут другие «собственные», которых возможно либо обожать, либо недолюбливать.
Частично это наглядно подтверждает правоту ветхой европейской точки зрения, что Европа заканчивается на берегу Эльбы и за восточной заставой Вены. Понятие «собственные» на периферии Европы имеет иное культурное наполнение, чем у населения «ветхой Европы».
Периферия — это ментально не совсем Европа, не смотря на то, что нас и пробуют переубедить в обратном, указуя на географию «до Урала».
Конкурс Евровидение-2016 с его страстями на восточной периферии Европы показал, что эти части либо не совсем Европа, либо же совсем не Европа. Это с какой точки зрения взглянуть.
Исходя из этого будем с уверенностью ожидать следующего конкурса в 2017 году, на данный раз в Киеве, на котором телезрители Украины с громадной степенью возможности, которую подтверждает десятилетняя статистика, дадут собственные зрительские симпатии в самой верхней приоритетной по баллам группе участникам — поп-певцам из бывших советских республик. Конкурс Евровидение по окончании его расширения на Центральную и Восточную Европу принес местные страсти и до сих пор демонстрировал ветхую идентичность «собственных» у населения постсоветского мира.
Украина — не исключение в подобном культурном раскладе, пускай затрагивает он и ориентирующуюся на США современную массовую культуру.
«Перемога» Украины на Евровидении-2016 не расходится с показателями статистики предпочтений предшествующего десятилетия. В этом отношении в 2016 году ничего не изменилось. Украина — все еще не Европа для Европы.
Но, поражение России на Евровидении-2016 года в очередной раз показало, что настоящие европейцы не вычисляют за таковых россиян.
* * *
Приложение
• Страны, участники из которых на конкурсах Евровидения с 2006 по 2015 год приобретали по статистике больше всего пунктов от телезрителей Украины: Азербайджан, Российская Федерация, Беларуссия, Грузия, Армения, Молдавия, Болгария, Норвегия, Швеция, Австрия.
• Страны, участники из которых на конкурсах Евровидения с 2006 по 2015 год взяли больше всего пунктов от телезрителей России: Азербайджан, Армения, Бельгия, Украина, Грузия, Беларуссия, Молдавия, Эстония, Австралия, Болгария.
• Страны, телезрители из которых на конкурсах Евровидения с 2006 по 2015 год дали больше всего пунктов исполнителям Украины: Беларуссия, Молдавия, Азербайджан, Российская Федерация, Грузия, Армения, Латвия, Израиль, Португалия, Литва.
• Страны, телезрители из которых на конкурсах Евровидения с 2006 по 2016 дали больше всего пунктов исполнителям из России: Беларуссия, Армения, Эстония, Израиль, Молдавия, Латвия, Украина, Литва, Азербайджан, Германия.
* * *
• Джамале — исполнителю из Украины в 2016 году на конкурсе «Евровидение» дали пункты: Польша (12), Сан-Марино (12), Финляндия (12), Венгрия (12), Италия (12), Азербайджан (10), Российская Федерация (10), Латвия (10), Молдавия (10), Литва (10), Беларуссия (10), Болгария (10), Армения (10), Грузия (10), Австрия (10), Хорватия (10), Франция (10), Австралия (8), Израиль (8), Эстония (8), Черногория (8), БиГ (7), Кипр (7), Швеция (7), Сербия (7), Нидерланды (7), Словения (7), Испания (7), Албания (6), Германия (6), Греция (6), Англия (5), Дания (5), Ирландия (4), Мальта (4), Норвегия (4), Швейцария (4), Бельгия (2). По трем первым позициям (12-8 баллов): страны «Ветхой Европы» — 44 балла, постсоветские страны — 88, экс-советские сателлиты —34, экс-Югославия — 18 баллов.
• Сергею Лебедеву — исполнителю из России в 2016 году на конкурсе «Евровидение» дали пункты: Армения (12), Азербайджан (12), Беларуссия (12), Украина (12), Болгария (12), Молдавия (12), Сербия (12), Эстония (12), Германия (12), Латвия (12), Кипр (10), Словения (10), Сан-Марино (10), Греция (10), Венгрия (10), Израиль (10), Мальта (10), Черногория (10), Австрия (8), Хорватия (8), Испания (8), Финляндия (8), Польша (8), Ирландия (8), Швеция (8), Литва (8), Италия (8), Грузия (8), Англия (7), Исландия (7), Албания (7), Бельгия (6), БиГ (6), Норвегия (6), Франция (6), Австралия (5), Дания (4).
По трем первым позициям (12-8 баллов): страны «Ветхой Европы» — 44 балла, постсоветские страны — 100, экс-советские сателлиты — 30, экс-Югославия — 30 баллов.
• Телезрители Украины в 2016 году на конкурсе «Евровидение» дали пункты: России (12), Азербайджану (10), Польше (8), Армении (7), Грузии (6), Латвии (5), Австралии (4), Литве (3), Болгарии (2), Швеции (1).
• Телезрители из Российская Федерация в 2016 году на конкурсе «Евровидение» дали пункты: Армении (12), Украине (10), Австрии (8), Кипру (7), Азербайджану (6), Польше (5), Австралии (4), Франции (3), Швеции (2), Латвии (1).
Европейская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Театр вздора: как РФ не имеет возможности пережить победу Джамалы на Евровидении — Гражданская защита, 24.05