Парадоксы белорусской любви к алексиевич — «наука»

Парадоксы белорусской любви к алексиевич - «наука»

Как написал когда-то русский поэт Евгений Евтушенко, «поэт в Российской Федерации — больше чем поэт». А в Белоруссии? А отмеченный высшей в мире литературной призом?

Иначе, наподобие уже во всем мире прошли те времена, в то время, когда писатели были властителями дум, по влиянию сравнимыми с правителями. Да, Нобель Алексиевич позвал искреннюю и бурную эйфорию.

Но публично высказывали ее не миллионы а также не много тысяч. А как к этому событию отнеслись миллионы?

Вопрос об отношении к Нобелевской премии, взятой их соотечественницей, задавался респондентам на протяжении декабрьского 2015 года опроса НИСЭПИ. На закрытый вопрос, в который предлагались три варианта ответа, ответы распределились следующим образом: «Это предмет гордости для белорусов, мировое признание таланта С. Алексиевич» — 57%, «Это малозначительное явление, одна зарубежная премия среди других» — 20%, «Это попытка Запада навредить России и Белоруссии» — 10%, уклонились от ответа — 13%.

57% от всего взрослого населения — это не сообщество в «Фейсбуке» «Празднуем Нобеля совместно», не узкий круг ценителей красивой словесности, это почти 4 миллиона белорусов.

мягкость и Критика

Neue Zuercher Zeitung14.12.2015Белорусский выговор нобелевской речи

Белорусские новости14.12.2015Алексиевич сочли несознательной

Белорусские новости09.12.2015О чем говорили до Алексиевич?

Белорусские новости08.12.2015Действительно, в то время, когда речь идет о таких массовых проявлениях чувств, неизменно возможно задать вопрос, а знают ли люди что-нибудь о предмете собственной гордости. Имеет место такая вещь, как национальная солидарность.

Белорусы — исторически по большому счету нация, не через чур избалованная победами, а тут — победа. Вот Дарья Домрачева стремительнее вторых на лыжах бегала, метче стреляла и победила. Ура! Отечественная победила. Алексиевич писала, писала и премию взяла.

Ура! Отечественная победила. А что она в том месте писала…

Данных по Белоруссии не видел, по России Левада-центр по окончании сообщения о награждении Алексиевич премией совершил опрос и узнал, что приблизительно две трети россиян по большому счету ничего не знают о белорусской писательнице, и вдобавок 17% слышали о ней, но не просматривали ее книг. Прямо экстраполировать итог на Белоруссию сложно по обстоятельству разнонаправленных «но».

С одной стороны, писательница все же белорусская, собственные про собственных знают больше. Иначе, уже много лет Алексиевич по большому счету не издают в Белоруссии, но издают в Российской Федерации, белорусскому читателю ее книги попадают либо из России, либо через интернет.

С третьей стороны, Российская Федерация громадна, и из того, что ее издают в Москве, не нужно, что ее книги имеется где-нибудь в деревне под Челябинском.

Но возможно и экстраполировать и признать, что для многих белорусок и белорусов гордость за Нобеля Алексиевич — это легко гордость за успех соотечественницы. Но растолковать все лишь этим механизмом не разрешают кое-какие особенности обстановки.

Про Домрачеву российские СМИ не писали, что она русофобка, да и не спортсменка в действительности, а медали ей дали, дабы насолить Путину. А про Алексиевич писали.

И устами собственных пропагандистов, и устами собственных далеко не последних писателей — З. Прилепина, Э. Лимонова, Т. Толстой. Ну само собой разумеется, с кампанией травли, развернувшейся по окончании Нобеля Солженицыну и Пастернаку, не сравнить, но подобные голоса в Российской Федерации звучали, пожалуй, громче, чем противоположные мнения.

Но на оценки белорусов столичное «фэ» никак не повлияло.

Стоит кроме этого отыскать в памяти искреннюю публичную эйфорию президента Александра Лукашенко по поводу побед Домрачевой. В отношении лауреатки он был, мягко говоря, значительно более сдержан, реакция варьировалась от доброжелательной констатации факта получения премии до замечания в адрес лауреатки, что негоже поливать грязью собственный Отечество.

А ведь вывод президента для многих белорусов что-то, а также очень многое, значит. Для многих.

Значит. А тут не сработало.

В случае если взглянуть на споры, каковые велись в Байнете около награждения Алексиевич, то в них основной линией поляризации была чисто политическая. Была и еще одна, так сообщить, по поводу национальной идентичности, но мейнстримом было — ты за белых либо за красных, грубо говоря.

Создатель пенталогии о «красном человеке» — она как бы против «красных», ну и отправилась рубка между «красными» и «белыми», между теми, кто за Запад, и теми, кто за Россию.

В это же время, к счастью, Байнет — это не вся Белоруссия. И не только в том смысле, что вся значительно больше, а и в том, что вся она устроена в противном случае, она думает и оценивает в противном случае, чем жители Байнета.

Это подтверждают кроме того уже социально-демографические параметры группы тех, кто выказал гордость премией Алексиевич, отвечая на вопрос НИСЭПИ. То, что среди дам, гордящихся премией, больше (63%), чем среди мужчин (50%), ясно — не только же соотечественница взяла верх, но и собственная сестра-дама.

А вот с возрастом — уже менее ясно. Самый большой процент гордящихся — среди стариков, 60 лет и старше, самый низкий (53%) — среди молодежи (18−29 лет).

Так так как старики — это как бы тот самый «красный человек» и имеется. Ну вот как-то так. Для кого-то из них она, быть может, коммунистический автор, автор их молодости. Пускай кроме того и антисоветский, но коммунистический.

Быть может, умудренные и битые судьбой люди легко лучше способны осознать ужасные книги Алексиевич.

Еще один парадокс — сообщение с образованием. Наивысшая степень гордости — среди опрощеных с начальным образованием (61%) и с высшим образованием (63%).

Выясняются совместно самые простые и самые непростые, так сообщить. Простые не хватает образованы, дабы принимать в расчет нападки на писательницу, обладатели университетских дипломов достаточно образованы, дабы критически относиться к этим нападкам.

Ну а при изучении зависимости отношения к Нобелю Алексиевич от политических установок парадоксы становятся, как говаривала Алиса в Стране чудес, «все страньше и страньше». Вы за интеграцию с Россией либо с европейским союзом?

Из тех белорусов, кто за Россию — горды премией Алексиевич 59%, из тех, кто за ЕС — 54%. Это как?

В сети же все по-второму, и напротив, и покруче. А тут отличия практически нет, а вдруг и имеется, то приверженцы интеграции с российской федерацией кроме того больше гордятся «русофобкой», чем адепты евроинтеграции.

А это не интернет, это общество.

Либо вот сакраментальный русский вопрос последних двух лет — «Крым отечественный»? Среди тех, кто вычисляет присоединение полуострова к РФ империалистическим захватом, гордятся премией Алексиевич — 61%, среди трактующих это как честное возвращение русских земель — 57%.

Ну тут отличия по очень мере логичны, но совсем незначительны если сравнивать с ожидаемыми, среди них и с учетом личной позиции писательницы по данной острой проблеме. «Крымнаш» (в смысле их, русских), а Алексиевич — отечественная гордость — вывод более чем половины отечественных «крымнашистов». Ну и наконец, президент, сообщивший собственный веское слово.

Среди доверяющих ему гордятся премией Алексиевич — 55%, среди не доверяющих — 59%. Да что ж за народ таковой, забудь обиду Господи, мы ж тут в соцсетях и на форумах мешками виртуальную кровь льем на виртуальных баррикадах, а они… Мирком да ладком. Причем в обе стороны.

Те, кто за Европу, за Запад, так поголовно наподобие должны гордиться премией, которую Запад и дал. Неа, не поголовно гордятся. И напротив: как человек, радеющий душой за Россию, может гордиться «клеветником России»? Может.

Может, не вычисляет клеветником, может по другой причине.

Но, кое-какие политические вопросы на отношение к Нобелю Алексиевич все же воздействуют. Скажем, среди приверженцев размещения в Белоруссии русском авиабазы гордится писательницей 51%, среди соперников — 69%.

Воздействует на отношение и оценки к информации русских каналов. Но в этот самый момент сообщение парадоксальная. Среди тех, кто вычисляет данные новостных русских каналов ТВ совсем объективной, гордятся писательницей 45% (что также много).

Среди тех, кто считает, что эта информация «в основном объективна», гордятся Алексиевич 62%, среди вычисляющих РоссТВ «в основном необъективным» гордятся Нобелем 58%, а среди совсем не верящих в объективность русских каналов горды соотечественницей 60%. Практически о влиянии, да и то очень относительном, возможно сказать лишь в отношении первой группы, свято верящей в слово Москвы.

А потом — и не весьма верящие, и совсем не верящие в собственном отношении к лауреату совсем однообразны.

Все эти парадоксы нуждаются в объяснении. Было бы естественным, если бы гордость за Алексиевич была большой и среди приверженцев Лукашенко, и среди тех, кто за Россию в каком угодно смысле (хотя бы по обстоятельству вышеупомянутого механизма национальной солидарности — отечественная победила), но среди прозападной части белорусского общества эта гордость была бы еще выше.

Все же представляется натуральным, что неспециализированные политические взоры с писателем склоняют, при других равных, к громадным симпатиям и к его творчеству, и к его удачам.

Отчего же этого не происходит, из-за чего показатели гордости фактически совпадают у политических антагонистов? Дело, "Наверное," в дополнительных факторах противохода, в факторах, каковые отвращают часть «евробелорусов» от лауреатки и завлекают к ней часть «белороссов».

Для части тех, для кого Запад — святой Грааль, а отечественные палестины, в особенности в их советском изводе — целой беспросветный кошмар, Алексиевич — через чур советская, она сама тот «красный человек», которого она и проклинает, и обожает. А они — лишь проклинают.

Так чем тут, на их взор, гордиться? «Совковой» экзотикой? Как раз такое видение писательницы, ее творчества, ее мировоззрения отбирает у нее часть «голосов» прозападной Белоруссии.

А иначе похожий механизм — додаёт. «Красный человек» ощущает, что она ж его и обожает. Ну да, про политику она, с его точки зрения, что-то не то говорит, но в неспециализированном-то отечественный так как человек.

Ну и не обожает нас, и проклинает, а разве мы сами себя любим и не проклинаем?

Итог встречного действия этих разнонаправленных политико-психологических механизмов ведет к тому, что антагонисты в собственном отношении к Алексиевич видятся в одной точке.

Но, возможно усмотреть в ситуации более глубочайший суть. Общество, литература — это не совокупность ПВО «собственный-чужой».

И настоящий автор, великий автор больше, сложнее собственной политической позиции и отнюдь к ней не сводится. И народ в оценках собственных писателей, собственных победителей руководствуется не только политической злобой дня а также не столько ею.

Быть может, это как раз с Алексиевич так? Что она объединяет людей поверх политических барьеров, поверх баррикад.

Ее Нобель это, сделал очевидным. Быть может, это теперешнее единство и дальше как-то сохранится.

Все же, видно, в отечественных краях и правда «поэт больше чем поэт».

Парадоксы теории возможностей


Читать также:

Читайте также: