Остров невезения
Ольхон в последние три-четыре года очень на слуху. Остров стал весьма популярным направлением для туристов со всех стран и узнаваемым местом на планете, где вовсю снимают рекламу.
Но Ольхон прославился не только благодаря неповторимой байкальской природе и неповторимой энергетике. О последствиях антропогенной нагрузки, которую испытывает эта территория, также трубят на всю землю.
Безрадосно, но экологические неприятности решаются не так скоро, как создаются. Ученые дают предупреждение: в случае если в скором будущем ничего не предпринять, загадочная красота Ольхона будет погублена.
Всем миром на Ольхон
Еще 12 лет назад на наибольшем и единственном населенном острове Байкала не было не только сотовой связи, но кроме того круглосуточного электричества. Только в 2005 году тут показались элементы цивилизации, без которых на материке люди судьбы не воображали.
На Ольхон и тогда ехали туристы, но их было как минимум раза в два меньше. В начале 2000-х, в то время, когда переправу обслуживал лишь один паром, он делал за навигацию 1,5 тыс.
рейсов. на данный момент курсируют три, а это практически в 5,5 раза больше рейсов.
В 2006 году с материка на Ольхон переправились 58,3 тыс. человек, в 2014-м — 90 тыс., в 2015-м — 100, в 2016-м — 110 тыс. Эти предоставило Восточно-Сибирское речное пароходство.
В том месте подчернули, что цифры примерные, правильных нет, по причине того, что, в то время, когда случаются форс-мажорные обстановки, паромам приходится трудиться вне замысла. Но то, что турпоток на Ольхон ежегодно растет минимум на 10 тыс. человек, это конкретно.
Громадной популярностью остров пользуется у туристов из Китая. Как говорит директор отеля в Ольхонском районе Марина Григорьева, на Байкале «им лишь остров нужен», только в крайнем случае — при отсутствии мест на турбазах Ольхона — они согласны остановиться на Малом море.
Согласно данным Ростуризма, в первом полугодии 2017 года в Иркутскую область по безвизовому каналу приехали 8,5 тыс. китайских туристов, это на 15% больше, чем за тот же период прошлого года.
какое количество туристов пытается на остров, идеально продемонстрировала недавняя очередь на переправе, которая появилась из-за поломки третьего парома. В последние дни июля вереница из желающих перебраться с острова на материк растянулась не меньше чем на три километра, в ней стояло порядка 800 автомобилей.
Время ожидания доходило до суток. Люди скандалили, прокалывали шины тем, кто норовил проскочить без очереди, забрасывали в соцсети ролики с рассказами о том, как у них на глазах мучаются астматики и грудные дети, призывали блогеров распространять эти сообщения для привлечения внимания к проблеме.
Оставшиеся два парома просто не справлялись с потоком. Многие туристы увидели, что в прошлые годы, в то время, когда третьего парома по большому счету не было, таких очередей не наблюдалось.
По причине того, что людей ехало меньше.
По окончании нас хоть потоп
— В то время, когда запустили третий паром, было ясно, что поток туристов возрастет, и все закончится коллапсом, по причине того, что нагрузка на остров не контролируется, — говорит начальник гостевой усадьбы в Хужире Наталья Бенчарова.
Неконтролируемый туризм порождает экологические неприятности, каковые усугубляет отсутствие инфраструктуры. На Ольхоне нет очистных сооружений и катастрофически не достаточно площадок для сбора мусора.
Ни поселковые администрации, ни национальный парк не справляются со вывозом и сбором отходов. Им на помощь приходят добровольцы, каковые каждую весну вывозят с берегов Байкала тысячи мешков с мусором, но наступает туристический сезон, и Ольхон, а вместе с ним и другие популярные места отдыха, снова утопают в свалках, по причине того, что далеко не все турист готов увозить собственный мусор с собой.
О сознательности туристов защитники Байкала смогут лишь грезить. Отдыхающие, каковые приезжают с палатками, моют посуду прямо в озере, тут же купаются.
На автомобилях ездят, где вздумается, почему Ольхон покрылся сетью стихийных дорог.
Дискотеки и кальянные на берегах Байкала стали таким же простым делом, как восхождения туристов на сакральную Шаман-гора, куда забираться не разрещаеться. В случае если поток туристов на Шаманку не остановить, то мыс Бурхан обрушится, дают предупреждение ученые.
Сотрудники Университета изучения экосистем Кильского университета имени Кристиана Альбрехта с сотрудниками из ИГУ изучили процессы деградации земель на Ольхоне.
— Мы заявили, что влияние туризма существенно поменяло внешнюю среду. Самый изменения ландшафта уничтожения и разительный пример почв — это то, что на данный момент происходит на самом священном месте острова, мысе Бурхан, — говорит директор Университета изучения экосистем Андреас Мит. — Тут, на месте проложенных в советское время подъездных дорог, каковые туристы на данный момент применяют как тропы к горе Шаманка, образуются глубокие овраги.
Обстоятельство образования оврагов — скопление дождевой воды в местах, где нарушен почвенный покров. Вода приводит к эрозии и все больше смывает землю, так что на месте канав образуются глубокие ямы.
В случае если данный процесс не остановить, в течение нескольких лет появится угроза обрушения мыса, так что попасть к горе не так долго осталось ждать будет нереально.
Экологи бьют еще одну тревогу: в погоне за эффектным фото туристы уносят с берегов камни, из которых выкладывают собственные имена либо заглавия городов. Очевидно, обратно камни никто не возвращает.
Хрупкая растительная экосистема не выдерживает давления и на месте камней остаются проплешины, трава в том месте уже не растет.
Но в текущем году на Ольхоне хотя бы удалось сократить количество квадроциклов. На 70%, согласно данным «Заповедного Прибайкалья».
В случае если раньше они вольно гоняли по нацпарку, уничтожая природу острова, сейчас за поездки штрафуют на 3-4 тыс. рублей.
Выручать, пока не поздно
Но борьба с квадроциклами — это ничтожная часть того, что необходимо сделать для спасения Ольхона. Сейчас общество разделилось на два лагеря: одни уверенны, что остров необходимо закрыть для туристов, другие поддерживают регулирование турпотока.
Согласно точки зрения Натальи Бенчаровой, нужна комплексная программа по защите острова, ученые должны высчитать, сколько человек в один момент может в том месте пребывать, и взятую цифру нельзя превышать. Необходимо четко прописать для туристов правила поведения: где возможно ходить, куда — запрещено, где возможно ставить палатку, где — нет.
Количество палаток должно быть ограничено.
— Должны быть проложены тропинки, установлены аншлаги, указатели, поставлены контейнеры и туалеты для сбора мусора, — говорит начальник отеля .
Предприниматель, специалист Общероссийского народного фронта Александр Деев также ратует за мониторинг и регулирование турпотока на Ольхоне. В частности, регистрация визитёров разрешит отслеживать число приезжающих, а строгие правила дисциплинируют отдыхающих.
Согласно точки зрения Александра Деева, на острове нужно создать транспортную инфраструктуру для доставки туристов к местам и посёлкам отдыха, дабы персональный транспорт люди оставляли на материке, а по Ольхону перемещались островным. Необходимо наладить процесс уборки мусора.
Но ответ всех инфраструктурных вопросов на Ольхоне упирается не столько в деньги, сколько в природоохранное законодательство. Как говорит Марина Григорьева, через чур очень многое оно запрещает делать на Байкале, кроме того, как ни парадоксально, строить полигоны для мусора и очистные сооружения, каковые помой-му, напротив, должны помогать природе.
Но законодательство противоречиво и само испытывает недостаток в трансформации, перед тем как эти трансформации начнут происходить на Ольхоне. И это вопрос федеральной повестки.
Специалисты уверенны, что принимать решения по поводу будущего острова необходимо на высоком уровне и без всяких отлагательств.
Остров невезения