Острая кромка страны

Острая кромка страны

Завершается северный завоз. Ещё мало, и лёд перекроет дорогу судам, исходя из этого необходимо торопиться.

Мероприятие грандиозное. В 2014 г. по замыслу в общем итоге нужно перебросить с Громадной почвы на севера 1,5 млн. т грузов.

Включая 740 тыс. т солярки и бензина, 372 тыс. т угля. Ещё на Север необходимо доставить 300 тыс. т продовольствия. Снабжение Крайнего Севера каждый год обходится в 400 млрд. рублей.

Возить дорого и сложно, но, если не успеть, без тепла и еды останутся 10 млн. человек.

Село Караул

Север – это вся верхняя кромка России, от Архангельска на западе, через Норильск, до Чукотки на крайнем востоке РФ. Территория протяжённостью более 10 тыс. км – четверть оборота планеты! Северяне – особенные люди, и их много.

Если судить по цифрам Росстата, население районов Крайнего Севера – более 10,124 миллиона. Любой четырнадцатый. Думаете, Север вымирает?

С 2005 г. в эти края приехали 1,5 млн. человек.

Как живут? Чем дышит настоящий российский Север, можно понять из местных новостей. Само собой разумеется, больше всего обсуждают недавний «презент» правительства – отмену северных надбавок.

Волна поднялась в октябре 2014 г., в то время, когда стало известно: Минэконом негромкой сапой перекроил экономическую карту страны. Население огромных территорий, включая Новосибирскую, Омскую и Кемеровскую области, желают исключить из льготников, приобретающих зарплаты с северным коэффициентом.

А это – от четверти до половины заработной плата. Народ на местах настроен серьёзно.

Как водится, одни призывают митинговать, другие – валить.

О северных льготах отдельный разговор. На втором месте в местных новостях – северный завоз.

Вопрос более чем насущный: что кушать, чем греться полгода. Поставки пора завершать, холода уже нагрянули. В иных местах события разворачиваются драматически. В этом сезоне нежданно и очень сильно обмелела река Лена.

По ней везут по 150–180 тыс. т угля и еды в якутию и Иркутскую область, главная точка – Осетровский порт. Дабы суда прошли по обмелевшей реке, было нужно грузить лишь на 40%.

В следствии завоз чуть не сорвался.

В 2014 г. Якутии по большому счету было нелегко. Отопительный сезон в регионе начался 9 сентября. Уже в октябре в Ленском и Колымском районах ударило минус 23, в Оймяконе жахнуло минус 47! Вот из-за чего для данной территории северный завоз начинается в мае, завершается к 1 ноября.

Позже реки мёрзнут, огромная территория, по площади равная трети Европы, на 6 месяцев отрезана от Громадной почвы.

На Чукотке, где кроме того летом воздушное пространство чуть прогревается до 12 градусов, разгар северного завоза – июнь. Этой осенью самое обсуждаемое событие в этом регионе – запрет на поставку американских куриных окорочков.Голода не опасаются, но на всякий случай запасаются олениной.

В отличие от другой России данный регион не отказался от окорочков Буша. По причине того, что от Анадыря до Аляски рукой подать, каких-то 200 километров.

А до центра страны с пересадкой лететь около дней. Так что выбор поставщиков у местного торгового гиганта – Чукотоптторга – небольшой. Яблоки, картошку и курятину возят из Анкориджа. Всё равняется выходит дико дорого, цены на Чукотке самые высокие в Российской Федерации.

Эти ценники лучше не показывать людям с больным сердцем: помидоры по 800, российский сыр по тысяче и выше, самые простые макароны по 200–300 рублей. Заветная мечта обитателей края – туннель через Берингов пролив. какое количество было шума и надежд, в то время, когда в бытность губернатором Чукотки Р. Абрамович приобрёл самую громадную в мире туннелепроходческую машину.

В итоге послал её трудиться не на Чукотку, а в Сочи.

Ледяная Пясина

Отдельная статья – Таймыр. Местное плато Путорана размером с Британию поразительно красиво, входит в известный перечень Глобального наследия ЮНЕСКО.

Его второй рекорд: из всех тысяч мировых объектов наследия – данный один из самых малопосещаемых. Попытайтесь добраться, в то время, когда наибольшие реки Хатанга и Пясина мёрзнут в последних числах Сентября.

Наряду с этим известному 60-градусной зимний период краю довелось приютить один из немногих заполярных городов в мире – Норильск.

Куда без северного завоза денется его 176-тысячное население? Дабы накормить Норильск, три недолгих летних месяца суда с продовольствием и топливом из Красноярска проходят 2 тыс. км вниз по Енисею. Время поджимает – уже в октябре на реке не разгуляешься.

Пример: сравнительно не так давно замёрз во льдах зерновоз. Команду эвакуировали в Туруханск, неуправляемое судно продолжительно дрейфовало по реке.

По большому счету приток Енисея – впадающая в него Дудинка – известен одноимённым портом. Согласно точки зрения местных, жить тут ещё ничего. Летом, хоть и редко, не редкость кроме того 15–20 градусов.

Другой раз шутят: у нас тут курорт. Но дальше на север начинается настоящий край земли. Один из центров таймырского северного завоза – село с говорящим заглавием Караул. В том месте кроме того в июле не теплее 10 градусов.

Кругом бескрайняя тундра, вся местная индустрия – цех по копчению рыбы. В то время, когда население Караула сократилось до 800 человек, его лишили статуса районного центра. Чуть севернее совсем радостно. На самом срезе материка – посёлок Диксон.

Живут в нём менее 700 человек. Тут уже не до шуток, в июне в этих краях – около нуля.

Лёд стоит так продолжительно, что навигацию на Диксон открывают только в августе.

Далеко не все судно доходит до порта назначения: северные реки капризные. Колыма и Индигирка вдобавок мелководные, на перекатах легко сесть на мель.

Иногда застревают караваны из десятка судов, как случилось в 2005 году. Так и загорали семь дней, пока краевые депутаты не обратились с челобитной к тогдашнему главе РАО «ЕЭС» А. Чубайсу.

Он дал отмашку, Колымская ГЭС скинула воду, наполнив реку и высвободив суда из плена.

Так что товары в этих краях двигаются небыстро. Летом приходят в порт Певек, дальше водных дорог до больших посёлков нет. Исходя из этого в Певеке тысячи тысячь киллограм груза ожидают зимы, только тогда снова отправляются в путь.

Главный транспорт – сани! Зная это, с ухмылкой вспоминаешь слова Г. Грефа. «Уже к 2013 году регионы Дальнего Востока, в частности Чукотка и якутия, забудут о проблеме северного завоза», – заявил он в марте 2007 года.

Если бы так! К примеру, отдалённые гарнизоны на Дальнем Востоке в прошедшем сезоне взяли последние партии продуктов и топлива лишь к декабрю.График сорвали, к концу осени Восточному армейскому округу подвезли лишь 60% плановых грузов.

В 2014 г. Минобороны отрапортовало о обычном завершении северного завоза. Дескать, всё по графику. Но имеется сомнения.

Несладко и на Камчатке, в особенности в бывшем Корякском независимом округе. Что ни год, горючее в деревнях кончается стремительнее, чем успевают поставить спасительные дороги-зимники, по которым может прийти подмога.

Дизели замирают, тысячи людей остаются без тепла и света. Прекрасно – систематично выручает чудесным образом сохранившийся у местного отделения МЧС ветхий вертолёт Ми-26.

В то время, когда приходят сигналы бедствия, машина привычно пускается в путь, развозит по деревням солярку.

Страна – целой Север

На Колыме, где отопительный сезон начинается в сентябре, что год подряд вымерзают пара посёлков. Не смотря на то, что топлива в крае достаточно. Докеры местного порта кроме того установили общероссийский рекорд.

Монопольный кемеровского угля в регион – теплоход «Золотая Колыма». В большинстве случаев разгрузка для того чтобы судна занимает семь дней, но в Магадане обучились управляться за двое дней.

Всё для того, дабы корабль успел сделать как возможно больше рейсов за навигацию (любая ходка в порт Ванино – 14 дней). По причине того, что в декабре Охотское море покроется льдом, а ледоколы – это дорого.

Всё ничего, лишь пара лет назад паводком снесло единственный мост, соединявший регион с одним из районов – Тенькинским. Мост так и не вернули, исходя из этого уголь в отрезанный от мира район не попадает.

Наподобие организация северного завоза – задача федерального масштаба. Тем интереснее таковой факт: ещё девять лет назад федеральный центр самоустранился, обрезал финансирование северного завоза до нуля и переложил его на плечи местных бюджетов. Как это удалось?

В 2003 г. на правительственном заседании по проблемам Крайнего Севера выступил тогдашний заместитель министра экономразвития М. Циканов. Он показал превосходную карту, на которой практически вся Российская Федерация, не считая маленьких клочков почвы на юге и западе, была закрашена фиолетовым цветом.

Он означал территории, приравненные к Крайнему Северу.

Многие регионы в тот момент вправду перестарались в деле выбивания себе статуса приравненного к северному. Всё для надбавок, каковые в тот момент выплачивал бюджет страны.

В следствии границы русского Севера достигли южных широт. А также заветный статус взяли Алтайский край, Вологодская, Курганская, Оренбургская области и Башкортостан.

Всего – 40 регионов, не смотря на то, что по настоящим климатическим показателям на статус Крайнего Севера смогут претендовать лишь четыре. Дотационные выплаты по северным статьям достигали 195 млрд. руб. в год.

В правительстве решили – бюджет не резиновый, и прикрыли лазейку. Может, и верно.

Но заодно прихлопнули федеральное финансирование северного завоза.

С того времени регионы справляются сами. В целом хорошо, лишь тратят приличные средства.

К примеру, Иркутская область и Ненецкий независимый округ тратят на северный завоз по 1 млрд. руб. в год, Хабаровский край выделил 1,3 млрд. рублей. Целый Дальний Восток расходует на эти потребности менее 30 млрд. рублей.

Само собой разумеется, федеральный центр оказывает помощь. Но лишь только нужными рекомендациями. К некоторым, кстати, стоит прислушаться. Главная неприятность – ошеломляющая цена северных грузов.

К примеру, тонна местного, камчатского, угля обходится в 4,5 тыс. руб., привозного – в 12 тысяч. Цена перевозки горючего в рамках северного завоза довольно часто в 1,5–2,5 раза выше, чем стоит само горючее.

В следствии переплата – много миллиардов.

Что в итоге? В масштабах страны северный завоз идёт круглый год. Не смотря на то, что самое жаркое время – с лета по ноябрь. какое количество бы ни стоило снабжение этих территорий – бросать людей запрещено.

В замыслах – создание с Китаем глобального «шёлкового пути», где Северный морской путь будет чуть ли не главным, золотым звеном.

ЧТО ГОВОРЯТ ПРО ЮРИЯ ДУДЯ? ОСТРОЕ Вывод О ГЛАВНОМ ИНТЕРВЬЮЕРЕ СТРАНЫ.ЮРИЙ ДУДЬ КТО ОН?


Читать также:

Читайте также: