Огненный шторм

Огненный шторм

Козырь в марсианской гонке

РЯДОМ с полигонами ракетчиков – поселок муниципального типа Прибрежный, в Российской Федерации более известный как Город мастеров. Дорогу ко мне знают торговцы запасными частями для машин со всей страны.

Мужская часть города занимается восстановлением вазовских «железок». Мастера экстра-класса, оставшись без дохода на испытательных полигонах и оборонных предприятиях, нашли использование своим навыкам в гаражах, оснащенных оборудованием и станками по высшему разряду.

Тем и живут.

Потом лес, неприметные ворота КПП, и узкая разбитая асфальтовая дорожка выводит к циклопическим стендам для «огневых» опробований ракетных двигателей. Снизу до верху – 14 уровней.

Тяга у ЖРД НК-33 – до 200 тысячь киллограм! Прочность конструкции обязана ей соответствовать.

Он фактически втрое замечательнее двигателей РД-107 и РД-108 конструкции академика В. Глушко, каковые сейчас выводят «Альянсы» в космос. Дабы люди не пострадали в море огня либо при взрыве, выстроены бункеры с многометровыми стенками.

Стекла амбразур способны выдержать прямое попадание артиллерийского боеприпаса. К опробованиям все готово.

Российской космонавтике приходится торопиться – Марс и Луна снова стали объектами космической гонки. Еще в самые сжатые сроки нужно вывести на орбиту десятки спутников собственной глобальной навигационной совокупности ГЛОНАСС.

Эта космическая группировка призвана обеспечить функционирование Армии РФ в условиях, в то время, когда от точного оружия зависит безопасность страны. Ну не будут же пилоты ВВС России пользоваться американской совокупностью позиционирования?!

То же возможно сообщить и о РВСН.

Малейший путь на орбиту лежит через модернизацию комплекса «Альянс». «Альянс-2-3» с двигателями НК будет способен выводить в космос до 16 т нужной нагрузки, а пилотируемая космонавтика возьмёт просторный и комфортный корабль нового поколения, не чета нынешним.

Одни сохранили, другие испытали

ДВИГАТЕЛЬ НК-33 создавался как раз под пилотируемые космические полеты. Подход, по сути дела, летный – многоразовость и надежность.

Разъясняется это легко. У главного конструктора Н.Д. Кузнецова подход к ракетной технике был летный – школа, ничего не сделаешь.

Не напрасно же летный долгожитель НК-12 (стратегический ракетоносец Ту-95, транспортный Ан-22) вот уже 56-й год правильно проходит службу в дальней авиации и на пенсию не просится. Под «лунную» программу СССР конструктор авиационных и ракетных двигателей Николай Кузнецов создал НК-33.

Увы, королев­ская ракета Н-1 так и не достигла Луны, но ее двигатели остались непревзойденным шедевром.

Потому НК-33 еще именуют «лунником». Эти двигатели безотказные, замечательные и экономичные. И никакого гептила – очень токсичного и ядовитого ракетного горючего.

Лишь кислород и керосин в качестве окислителя. Последние три года совместно с ракетчиками из «ЦСКБ-Прогресс» проводятся работы по применению НК-33 для полетов в качестве «движителя» новой ракеты-носителя «Альянс-2-3».

Именно на полигоне СНТК Н.Д. Кузнецов 35 лет назад «запрятал» от уничтожения эти прекрасные двигатели. Не обращая внимания на приказ ЦК КПСС – «Утилизировать!» – по окончании провала лунной программы. Их тайно законсервировали и отыскали в памяти спустя десятилетия.

Три экземпляра НК-33 сверхуспешно прошли опробования в Соединенных Штатах и России в 1995 и 1998 годах. И подтвердили – они лучшие в собственном классе.

Одна из наибольших компаний США «Аэроджет» приобрела 47 ракетных двигателей НК и внесла предложение подписать лицензионное соглашение на их производство в Штатах.

на данный момент остатки – около 70 двигателей – так и скрываются в закрытом ангаре заросшего лесом полигона. Некая часть на склад не поместилась, и ракетные дюзы со снятыми турбокомпрессорами стоят, как вигвамы индейцев, среди юный осиновой поросли. «Космический» пейзаж.

Не обращая внимания на маленькую охрану, сборщики металла НК-33 не трогают. Не смотря на то, что в них содержится куча и бронза вторых полезных элементов. «Генерал (Н.Д. Кузнецов) сумел «испечь» таковой состав, что эти элементы двигателя смогут употребляться многократно.

Но вот поделить его на составляющие никому, слава всевышнему, не удалось. Для ворья он ненужен», – растолковал директор полигона Андрей Сартаков.

Как утверждает Валерий Данильченко, основной конструктор по ракетным двигателям СНТК им. Н.Д. Кузнецова, в мире до сих пор нет равноценного двигателя для пилотируемой космонавтики.

И по надежности, и по отработанности. «В советское время столько затратили на это средств, что на данный момент и не снилось. Об этом я доложил главе Роскосмоса Анатолию Перминову в середине октября».

Прекрасно, что данный этап пройден давным-давно, двигатель «вылизан». В него ставят заряды 34-летней давности, резинотехнические изделия того же возраста – и все трудится!

Громадный вопрос, сможет ли на такие траты пойти современная Российская Федерация?

Тогда создавалась многоразовая совокупность, талантливая не зависеть от влияния внешней среды. Исходя из этого двигатели без трансформаций сохраняют собственные свойства долгий срок.

В мире таких прецедентов не было и нет.

Двигатель не презерватив, одноразовым и быстропортящимся быть не должен. Из этого и у ракетного «НК» неповторимый запас прочности.

Три с половиной десятилетия консервации "настойчиво попросили" замены только 4 второстепенных подробностей (действительно, направляться отметить, в космосе «второстепенных» подробностей не бывает). И «отправились!».

Отправились!

СИРЕНА! – Душераздирающий вой Это десятиминутная готовность. Все должны перейти в бункер либо покинуть испытательный стенд.

Трехкратное завывание свидетельствует, что до «огневого опробования» осталась 60 секунд. Но оказалось, что вой сирены – это лишь цветочки.

Через 60 секунд гул «лунного» двигателя услышали кроме того за 40 км – в Тольятти.

Энергия ракетного двигателя завораживает. Человеческий организм кроме воли ощущает эту циклопическую мощь. Думается, что вибрирует любая клетка. Желудок «прогибается» от волн, каковые, как круги на воде, расходятся от сверкающего неистовым пламенем столба.

Повело «лоток» – чашеобразную площадку, куда упирается реактивная струя. Многотонные чугунные плиты не выдержали напора.

И это при том, что крошку НК-33 (его личный вес менее 1400 кг) ограничили в силе. Он выдал «всего» около 115 т тяги – так решили инженеры.

О надежности агрегата говорит да и то, что ракетчики и специалисты полигона собрались на соседнем стенде. Оттуда, с мизерного с позиций безопасности расстояния – 300–400 м, – смотрели за «огневыми опробованиями».

Сирена взвыла два раза – «шоу» завершилось. Сейчас инженерам предстоит проанализировать все, что записала аппаратура. Но на первый взгляд «старик» НК-33 отработал по-молодецки.

Присутствующие женщины позже резюмировали коротко: «Аборты делать может!» От его звукового напора у наблюдателей нескоро покажется возможность слышать окружающий мир – уши как будто бы забиты ватой.

Большинство двигателей, каковые сохраняются на складе, «огневые опробования» прошли давным-давно. Затем были три цикла очистки – сперва вручную, спиртом, от нагара.

Позже добела, сверхчистым бензином, и, наконец, в вакуумной «сушилке». Дальше были годы забвения, и лишь в то время, когда американские ракетчики показали неподдельный интерес к «лунникам», к НК-33 появился интерес и на Родине.

Как говорят специалисты, приобретение американцами 47 ракетных двигателей НК-33 и НК-43 «имела целью в первую очередь выведение этих двигателей с внутреннего рынка России». До тех пор пока мы сами не опомнились и радуемся, как папуасы, каждому доллару от экспорта.

Прекрасно, все реализовать опоздали. В 1996 г. они «гоняли» НК-33 у себя на полигоне, в Сакраменто.

И были поражены его великолепными характеристиками и надёжностью.

Сегодняшние опробования необходимы были чтобы лишний раз убедиться: творение генерала Кузнецова – лучший на сегодня инструмент для лидерства в космосе. Неизвестно, будет ли выстроен многоразовый космический «челнок» «Клипер», но то, что сама ракета-носитель «Альянс» в далеком прошлом испытывает недостаток в модернизации для увеличения грузоподъемности, – это факт.

Лишь затем станет вероятно сказать о новых пилотируемых совокупностях.

Кстати

У Начальника опробований под рукой имеется лишь 2 большие кнопки. Надавишь на первую – будет прекращена подача горючего в двигатель.

На вторую – включится азотная совокупность пожаротушения. Но для конструкторов занимательнее дать движку, даже если он начал разрушаться, отработать до конца и лишь позже искать обстоятельства неполадок.

К слову, при опробованиях НК-33 ни на первую, ни на вторую кнопки давить не приходилось. До сих пор на стенде полигона как монумент генерал-лейтенанту Н.Д.

Кузнецову стоит с 1974 г. «лунный» двигатель, что по программе опробований должны были довести до разрушения. Он «наработал» больше десяти мин..

Уничтожить его так и не смогли. По окончании этих «огневых пусков» программа была закрыта.

Огненный Шторм и Флэш


Читать также:

Читайте также: