Обсе: между миротворчеством и ангажированностью
Совсем сравнительно не так давно Организация по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ), претендующая на роль арбитра планеты, дала русскому миру надежду на справедливость. На сайте ОБСЕ был опубликован доклад украинской миссии, где сообщалось: удар по строению администрации Луганщины нанесён с воздуха (а не ополченцами с почвы, как утверждает украинское правительство).
Это означало, по сути, признание киевского режима преступным.
Мир замер в ожидании предстоящих действий ОБСЕ, и они не вынудили продолжительно ожидать. Данные на сайте отредактировали: утвердительный тон сменился выражением «имеется основания полагать»
О том, что такое эта интернациональная организация и каковы её отношения с Россией, читателям «АН» говорит доктор наук РГГУ Владимир ПРЯХИН – первый русский дипломат, пробившийся на руководящий пост в ОБСЕ. С 2003 по 2007 год он возглавлял миссию в Армении, а после этого, до 2009 года, в Таджикистане.
Великое отступление
— Что такое ООН – все более-менее знают: некое подобие мирового совещательного органа. А что представляет собой ОБСЕ?
— Отличие имеется, и очень значительное. В большинстве случаев историю ОБСЕ (изначально – СБСЕ, заседание) ведут от подписания Хельсинкского Последнего акта в 1975 году.
Но уже в середине 60-х тогдашний глава министерства внешей политики СССР Андрей Громыко направил патнер из Евросоюза первое письмо с предложением о созыве заседания на сотрудничества и тему безопасности в Европе. Это не было только альтруистической задумкой.
Основной целью Москвы сначала было зафиксировать итоги Второй мировой. Имелась в проекте и завёрнутая конфетка: СССР желал отдалить США от Западной Европы.
Но, как ни заворачивали конфетку, Европа ее сходу раскусила и объявила, что без США на какой-либо контакт с нами не отправится (исходя из этого в европейской, казалось бы, организации присутствуют не только страны Европы). По окончании продолжительных размышлений западные партнёры пошли на диалог с Москвой, но со своей конфеткой: положениями о гражданских свободах и правах человека.
В этом случае продолжительно думала советская сторона и в итоге дала согласие. В будущем это сыграло для СССР роковую роль.
До 1975 года интернациональные отношения развивались в рамках так называемой Вестфальской совокупности, сложившейся ещё в семнадцатом веке, по окончании Тридцатилетней войны. В соответствии с соглашениям, заключённым в Оснабрюке и Мюнстере, в интернациональном праве закрепилась строгая норма (jus cogens): нет ничего выше суверенитета страны.
Другими словами Саддам Хусейн «был в праве» кататься на танке по головам зарытых в песок людей и на замечания со стороны других государств отвечать: это моё внутреннее дело. А в 1975 году в Хельсинки участники СБСЕ дали согласие: этому больше не посещать.
Суверенитет страны не имеет возможности закрывать правонарушения против нарушения и человечности фундаментальных демократических прав граждан. Страны-участники СБСЕ есть в праве вмешаться во внутренние дела страны-нарушителя.
Объективно говоря, сам по себе данный принцип хороший (ещё Протагор сообщил: «Человек имеется мера всех вещей»). Но его использование выяснилось неоднозначным.
— Из-за чего для СССР создание СБСЕ в итоге сослужило плохую работу?
— Закрепление границ СССР, которым похвалялся Брежнев (мол, ни при каких обстоятельствах советская дипломатия не достигала для того чтобы успеха), выяснилось дутым. В документы СБСЕ Запад протащил любопытную вещь: допускаются мирные трансформации границ стран.
Это разъяснялось тем, что поделённая Германия непременно обязана объединиться. Этот пункт обсуждался довольно продолжительное время.
Но в Кремле в то время царила эйфория от победы над США во Вьетнаме и от взлёта стоимости одного бареля нефти. И решили: возможно подписать, ничего ужасного.
— Казалось бы, с распадом СССР должна была закончиться история СБСЕ за её ненадобностью.
— Да, но тут начались занимательнейшие вещи. Западные деятели – не все, но многие, такие как Бжезинский, к примеру, – восприняли победу народовластия в государствах Варшавского блока как победу Запада над соперником.
Российская Федерация сообщила: Варшавский блок распущен, настала пора распустить НАТО и решать все вопросы безопасности в рамках Заседания по сотрудничеству и безопасности в Европе. Но не тут-то было.
Западу казалось, что осталось только установить комендатурский режим в государствах СНГ. А для этого именно и решили применять СБСЕ.
В первой половине 90-ых годов двадцатого века в следствии Будапештского саммита оно из «бродячего цирка», из заседания, превратилось в солидную интернациональную организацию ОБСЕ с собственной штаб-квартирой в Хофбургском дворце в Вене. Организация разместила на балканском полуострове и в государствах СНГ собственные миссии, во главе которых поднялись западные представители.
Первая неожиданность для США появилась уже через 14 дней по окончании Будапештского саммита, в то время, когда Российская Федерация начала первую военную кампанию в Чечне. Как это так?!
Труп поверженного соперника начал шевелиться! Российская Федерация привела к раздражению, но не более того.
Мол, это легко аномалия, у кого-то в Москве отправилась крыша, но всё уже светло, Российская Федерация под нами, мы господа мира, со всеми договоримся.
В сентябре 1999 года в Стамбуле собрался последний решающий саммит ОБСЕ (все последующие уже не имели для того чтобы значения). Русский делегация пробовала давить на Запад в вопросе бомбёжек Югославии, а Запад призывал Россию вывести войска из Грузии и Молдавии.
В последний момент Российская Федерация опять прогнулась. Но чуть позднее раздалась известная фраза «мочить в сортире», с которой началась новая эра в истории нашей страны, названную «вставание с колен».
Кто платит, тот и основной?
— Косово вышло из состава Сербии без референдума, а затем совершило выборы в парламент. ОБСЕ делегировала в том направлении собственных наблюдателей, проигнорировав протесты Белграда.
А приглашение крымчан пронаблюдать за их референдумом ОБСЕ отвергла, ссылаясь на недовольство Киева. Двойные стандарты?
— Как раз! Сердцевина двойных стандартов.
Косово стало началом нового этапа в истории ОБСЕ. До признания в 2008 году большинством государств Запада независимости Косова мы худо-бедно терпели.
По выражению премьера Горчакова из XIX века, Российская Федерация сосредотачивалась. По поводу Косова мы жёстко сообщили: нет, это нарушение Хартии и международного законодательства европейской безопасности.
Косово послужило детонатором для всех замороженных конфликтных обстановок. Активизировался Саакашвили и начал операцию в южноосетинской республике, дабы вызвать конфликт между Россией и США.
Но просчитался.
— А Крым стал началом ещё одного этапа?
— Больше того. Это предел, за которым стало очевидным: американской «монополярности» в мире больше нет.
Стало ясно, что имеется Российская Федерация, которая способна вести себя как рекомендует в защите собственных национальных заинтересованностей. Имеется Европа, которая прогнулась перед Дядей Сэмом, но и она не имеет возможности на сто процентов идти у него в фарватере (и газ до тех пор пока что нужен, и «Мистрали» в Россию реализовывать выгодно, и по большому счету, Российская Федерация – рынок необъятный).
И имеется Китай, что занял неброскую, но в полной мере однозначную, я бы сообщил – знаковую позицию (она была бы еще тверже, если бы перед Пекином не находились личные региональные неприятности).
И вот теперь-то ОБСЕ делается особенно нужной как площадка для диалога. Объективно она значительно эргономичнее, чем ООН.
Во-первых, не такая громоздкая. Во-вторых, в ней представлены страны, находящиеся в собствености к одной цивилизации.
В случае если отыскать в памяти выступления отечественных начальников последних лет, то в них ни при каких обстоятельствах не ставится под сомнение принадлежность Росси к западному миру. К тому же в ОБСЕ не так очень сильно действует принцип «кто платит, тот и заказывает музыку», как это происходит в ООН (где США вместе с Японией наполняют более чем трети бюджета, а вместе с Германией, Францией и Великобританией – более чем половины).
Голосование в ОБСЕ – строго консенсусное.
— Кстати, а что по поводу бюджета ОБСЕ и участия России в его наполнении?
— Бюджет ОБСЕ образовывает на данный момент около 200 млн. евро в год. Вклад России — 6-8 млн. евро. Это много (не смотря на то, что и значительно меньше, чем взнос Америки, составляющий около 20 млн. евро).
Существенность отечественного взноса была одним из доводов, в то время, когда мы пробивали более широкое представительство России в полевых присутствиях ОБСЕ. Нет более важных дискуссий в ОБСЕ, чем по вопросам её бюджета, потому, что от него зависит целый его зарплаты и аппарат (смеётся).
Здесь-то и начинается самая рубка: если вы не одобрите назначение отечественного представителя – мы не согласуем бюджет.
Взнос страны рассчитывается пропорционально её возможностям. Часто говорят, что вклад России в интернациональные организации не хорош великой державы.
В ОБСЕ Российская Федерация платит на уровне Бельгии, в ООН – наравне с Мексикой. Но я не считаю это недочётом.
Наоборот, это итог хорошей работы русских делегаций.
— Как принимаются решения в ОБСЕ?
— Высшим органом есть саммит, где всё демократично. А вот дальше уже начинаются подробности. При назначении миссии в какое-либо государство её глава утверждается действующим главой.
Он консультируется со страной, принимающей миссию, но её вывод формально учитывать не обязан. К началу 2000-х ОБСЕ воображала собою организацию западных грандов – рабочий инструмент для утверждения американского господства.
На середину 2001 г., к примеру, из 1200 должностей в других присутствиях и миссиях ОБСЕ (расположенных, в большинстве случаев, в конфликтных территориях либо с целью предотвращения вероятных распрей) более чем 40% приходилось на США, Германию, Англию и Францию. В случае если наряду с этим учесть , что на данные государства приходилось более половины руководящих должностей в полевых пристутствиях, то доминирование «главных стран» в мониторинге конфликтных обстановок было очевидным.
на данный момент обстановка значительно лучше. Среди шестнадцати глав полевых присутствий по двое от России, США и Франции.
В 2003 г., в то время, когда меня назначали первым русским представителем на пост для того чтобы уровня, этого не было возможности представить.
— Воздействует ли Российская Федерация в рамках ОБСЕ на позицию вторых делегаций, подобно Америке?
— Воздействует. На мой взор, сейчас происходит некое сближение с западноевропейцами, в особенности с немцами.
До тех пор пока они не высказывают нам помощи, но настроены к Российской Федерации значительно более реалистично, чем, скажем, кое-какие восточноевропейские делегации, отдающие дань откровенной русофобии.
От слов к делу
— ОБСЕ вправду в состоянии заканчивать конфликты?
— Это прекрасный инструмент, как, к примеру, данный ваш диктофон. Но диктофон ненужен без батарейки.
И интернациональным организациям нужна «батарейка» – политическая воля стран. В нулевые годы западные дипломаты ОБСЕ приобретали инструкции, цитирую, «не допустить интеграционных процессов на территории бывшего СССР».
Задача урегулирования распрей при таких условиях отступает на второй план. Более того, конфликт возможно удачен как средство недопущения интеграционных процессов.
У американцев кроме того был таковой термин применительно к ОБСЕ как орудию managed instability (управляемой нестабильности). С данной точки зрения, чем больше русский и украинцы будут бить друг друга, тем лучше.
Кстати, для России сближения и недопущения Украины Западу комфортно представить гражданскую войну на Юго-Востоке как межэтнический конфликт, не смотря на то, что он таковым не есть. Совершенно верно так же они выставляют приднестровскую обстановку конфликтом молдаван и русских.
Наряду с этим в Приднестровье лишь 20% населения – русские, 21% — украинцы, остальные — молдаване, и все населения украины в большинстве собственном за Россию.
— Неужто все американские дипломаты разделяют русофобскую концепцию упомянутого вами Бжезинского?
— Не совсем так. Многие дипломаты исходят не столько из вашингтонских директив, сколько из миротворчества. Будучи региональным представителем в Армении, я благодаря содействию американцев взял миллион долларов на утилизацию ракетных горючих.
Это повысило авторитет отечественной миссии в глазах армянского управления и дало нам возможность оказывать влияние на него в вопросе прав конкретных людей. Я весьма доволен собственными западными сотрудниками по миссии, они продемонстрировали красивый пример интернациональной команды единомышленников.
В то время, когда имеется желание, тогда имеется итог. В Европе масса очагов распрей: валлоно-фламандский, англо-шотландский, англо-ирландский, испано-каталонский, испано-басконский.
И в том месте везде своевременно подключаются структуры, каковые гасят напряжённость: вам это необходимо – получите. лучший пример – белфастское урегулирование, соглашение «Страстной Пятницы» 1998 года. Обращение шла о несоответствиях не меньше важных, чем в Карабахе либо в Югославии.
Но к круглому столу урегулирования были допущены все силы, кроме того самые ужасные ирландские террористы, пребывавшие в колонии, – и удалось ратифицировать договор, которое соблюдается и поныне.
— Вы не против того, дабы на Украине к круглому столу допустили западенских радикалов?
— Пускай. Основное, дабы пригласили фаворитов юго-восточного ополчения. Какое вероятно урегулирование без Губарева, без Царёва?
Cпециальный представитель действующего председателя ОБСЕ на Украине Вольфганг Ишингер показал решимость идти на контакты с ними, но для них принципиально важно, дабы переговоры были равноправными: без дополнительных условий., без ведущей роли центрального правительства, которое на Юго-Востоке именуют хунтой.
Недопустимо, дабы представители ОБСЕ пробовали вольно либо нечайно представить Россию инспиратором сепаратизма. От поведения ОБСЕ зависит многое, но политическая ангажированность некоторых ее стран-участниц мешает урегулированию конфликта.
Красивая в целом «дорожная карта» подчас реализуется так, что инициатива в переговорах в собственности одному Киеву, а не юго Востоку и-Киеву.
— Положа руку на сердце: необходимо ли России скорейшее урегулирование?
— Очевидно. России невыгодно, дабы между нею и Украиной был вбит клин. А его вбивают весьма деятельно: украинское телевидение говорит, что Российская Федерация напала на Украину, что всё это чеченцы, нанятые Путиным.
Нужно сообщить, со стороны России информационная кампания ведётся не хватает. Организации граждан РФ украинского происхождения имели возможность бы громче заявлять о необходимости дружбы между двумя государствами, двумя братскими народами.
— Безотносительно того, инспирировано ли народное ополчение Россией, уместен вопрос: есть ли оно (вольно либо нечайно) агентом русского влияния?
— Гаврилу Принципа также можно считать агентом влияния России на балканском полуострове, но его выстрел стёр с лица земли четыре империи, включая Русского. В случае если ополчение вовлечёт Россию в войну, ничего хорошего не будет.
Имеется дипломатическое правило: недопустимо, дабы младший партнёр руководил старшим. Мы целиком и полностью сопереживаем отечественным братьям на Юго-Востоке, но, я думаю, не можем оказать им военную помощь.
А гуманитарную помощь оказывать легко обязаны.
— Тогда так спрошу: России нужен мир любой ценой либо всё-таки победа отечественных братьев?
— России нужна победа здравого смысла. Киев обязан признать результаты референдумов, вступить в переговоры с властями Донецкой и Луганской республик.
Обязан срочно прекратить все боевые действия против собственных граждан и вывести с территории Юго-Востока карательные вооруженные формирования. И тогда уже обитатели Донбасса смогут решить, остаются ли они в составе Украины на условиях федерализации либо нет.
Что касается России, то повторю: ни в каком случае нельзя позволить неспециализированным недоброжелателям отечественных народов вбить клин между украинцами и россиянами. А вдруг кто-то на Западе захочет доказать, что он обожает Украину больше, чем мы, то пускай заплатит для начала за Киев три с половиной миллиарда долларов задолженности за газ ГазПрома.
Что такое ОБСЕ?