Об ордене иезуитов и об отношении к ним в обществе член редколлегии «католической энциклопедии», директор издательства францисканцев игорь баранов
— В то время, когда и при каких событиях был создан орден иезуитов?
— Официальное наименование ордена – «Общество Иисуса». Орден показался в середине XVI века, его основал Игнатий Лойола, испанский священник.
Главным направлением деятельности ордена стало апостольское служение в разных формах и разных сферах, в качестве миссионерской, научной и христианско-просветительской деятельности.
Орден иезуитов был создан, в то время, когда в Европе набирала силу реформация и необходимо было противостоять этому протестантизму и движению, что в неспециализированном-то новый орден с успехом и сделал, деятельно включившись в перемещение контрреформации.
— Для чего в принципе необходимо было создавать отдельный орден в католической церкви?
— В христианской традиции существует традиция монашества. Монашество показалось в тот момент, в то время, когда закончился период преследований христиан. В первые века смерть за веру для учеников считалась самой громадной эйфорией.
Монашество зародилось на Востоке как альтернатива этого учения. Сперва это было пустынножительство, другими словами верующие добровольно становились отшельниками, позже монахи стали объединяться в общины.
Монахи группировались и жили в различных местах, подчиняясь одному уставу и руководствуясь единой духовностью, которая связана с традициями, заложенными их основателем. Появление новых монашеских орденов и общин было связано со знамениями времени, каковые диктовались самой церковью (как, к примеру, необходимость контрреформации).
Монашеский орден серьёзен тем, что в него существует четкая иерархия, но наряду с этим сам орден действует в церкви. У монахов имеется три обета: обет целомудрия, обет послушания генералу ордена и обет бедности.
Монахи сами не имеют имущества, оно в собственности ордену.
— Значит, скромность нового папы, о которой все говорят, связана с его принадлежностью к ордену?
— Практически да. Изначально он дал обет бедности.
Примечательно, что у иезуитов кроме этого имеется условный обет послушания римскому папе. В то время, когда орден создавался, иезуиты ставили во главу угла то, что они будут заниматься той деятельностью, которую Святой престол вычисляет самая актуальной в то либо иное время.
Как раз исходя из этого сперва они начали бороться против протестантских влияний. А в то время, когда настала насущная потребность в миссионерской деятельности, они отправились в Индию, Китай, Японию, где развернулась активная миссионерская деятельность.
Но ни один из иезуитов, не обращая внимания на то огромное влияние, которое они купили в XVII—XVIII столетиях, ни при каких обстоятельствах не становился папой римским. Может, дабы не было послушания самому себе.
— Чем еще занимались иезуиты с момента появления ордена?
— Иезуиты сделали выговор на введение совокупности образования, которая связана с глубоким изучением латинского языка, литературы, греческого языка. В XVI—XVII столетиях эта совокупность была внедрена фактически во всех государствах Европы, а преподавание в иезуитских коллегиях велось на весьма большом уровне.
В этих коллегиях обучались такие драматурги, как Пьер Корнель, Жан-Батист Мольер, Лопе де Вега, известные деятели, философы и поэты – Педро Кальдерон, Вольтер, Шарль-Луи Монтескье. Узнаваемый режиссёр Луис Бунюэль также выпускник иезуитской коллегии.
Позже иезуиты основали последовательность университетов. И до сих пор они руководят более чем 50 университетами во всем мире, а также Грегорианским университетом в Риме, Джорджтаунским и Сент-Луисским университетами в Соединенных Штатах, Папским восточным университетом в Риме.
— Получается, что иезуиты — это такая католическая интеллигенция?
— Да, непременно, причем в самых различных сферах. Среди иезуитов было не только много богословов, но и палеонтологов, биологов, астрологов. К примеру, иезуит Франческо Гримальди вместе с Риччоли составил карту Луны.
Второй иезуит, Руперт Майер, первым составил каталог двойных звезд. на данный момент иезуиты руководят несколькими астрономическими обсерваториями.
— Как орден представлен в мире и в Российской Федерации?
— Иезуитов более 20 тысяч в мире. Весьма занимательна история иезуитов в Российской Федерации. Они занимались образованием, основали в Петербурге иезуитскую коллегию, в которой воспитывались многие дети из аристократических семей.
Многие иезуиты были практически приятелями, духовными и советниками наставниками представителей аристократии в Российской Федерации. Пара русских аристократов стали иезуитскими священниками, в частности князь Иван Гагарин.
В те времена это влекло за собой утрату всех имущественных прав: законы, которые связаны с переходом православных в католичество, были достаточно жёстки.
В то время, когда в восемнадцатом веке влияние иезуитов в Европе возросло, представителей «Общества Иисуса» подвергли преследованиям. Под давлением европейских светских особ и королей тогдашний папа был должен практически запретить деятельность ордена.
Иезуиты тогда очень сильно противостояли антиклерикальному движению и движению масонов.
Прошение о восстановлении деятельности ордена последовало со стороны императора Павла I, по причине того, что на западных пределах России иезуиты продолжали собственную деятельность. В итоге орден сначала был восстановлен в России, а в 1814 году — и во всей Европе.
на данный момент иезуиты занимаются научной, интеллектуальной, просветительской деятельностью. Они руководят университетами, издают около 1000 научных изданий во всем мире.
В Москве во второй половине 90-ых годов двадцатого века иезуиты возглавили истории святого и Колледж философии Фомы Аквинского (сейчас — Университет философии, истории и теологии святого Фомы).
— Как относятся к иезуитам в католическом мире?
— Отношение к иезуитам в обществе и в церкви было различным и сложным. Но одно то, что коллегия кардиналов, в которой не так много иезуитов, избрала папом как раз иезуита, говорит о доверии к ордену в католической церкви.
Одно из приоритетных направлений деятельности нового папы Франциска содержится в противодействии узакониванию гомосексуальных браков.
— Кое-какие именовали Франциска Обамой католического мира – из-за нетрадиционного выбора кардиналов. Но если судить по вашим словам, выбор иезуита на престол Святого Петра – это, напротив, попытка кардиналов назначить папу, что будет придерживаться именно классической линии церкви.
— С одной стороны — да. Но с другой — если бы отец начал благословлять аборты и другие аномальные вещи, такие как гомосексуальные браки, то это бы не была хорошая тенденция.
В случае если отец начнет деятельность по большей децентрализации деятельности католической церкви, большей свободы для местных епископов, допустимости обрядовых форм, нетрадиционных для латинского обряда, это уже будет означать либеральную сторону деятельности. Он, по всей видимости, будет сочетать здоровый консерватизм с определенной либерализацией, наведение порядка в том месте, где его не достаточно.
Быть может, прогрессивность нового папы проявится в том, что он будет именовать вещи собственные именами и не начнёт говорить, что то, что есть грехом (как, к примеру, гомосексуальные браки), приемлемо. В другом случае это измена сути христианства.
— Какие конкретно насущные неприятности католической церкви необходимо решить понтифику безотлагательно?
— Должно быть полностью закончено расследование всех скандалов, детальное расследование дел о жертвах педофилии, гомосексуализма. Учитывая, что отец Бенедикт XVI ушел в отставку, быть может, в каком-то смысле это ускорит отставку некоторых кардиналов либо епископов, каковые так или иначе себя скомпрометировали, и послужит очищению католической церкви и ее духовному обновлению.
Новый понтифик забрал имя Франциска в честь Франциска Ассизского и, возможно, последует его примеру. Святой Франциск обновил лицо католической церкви, вернув ее к христианским совершенствам смирения и бедности.
Новый отец кроме этого ставит во главу угла духовное обновление.
— Каким вы видите сотрудничество католической и православной церквей?
— Наметилось сближение позиций, осознание необходимости неспециализированного свидетельства в кризисный момент существования отечественного мира. Эта тенденция не только продлится, но и усилится.
Не исключаю, учитывая классический интерес иезуитов к Российской Федерации и русской духовности, что, в то время, когда новый отец разберется с насущными вопросами в самой церкви, будет прейдет скоро и возможность встречи с патриархом.
Иезуиты (говорит историк Олег Барабанов)