Наш размерчик!

Наш размерчик!

Коломна – город, похожий на музей. Церкви, архитектурные ансамбли кремля красуются и ожидают туристов.

Но за границей Коломну знают по большей части по продукции машиностроения. И тут абсолютный чемпион – Коломенский завод тяжёлых станков (КЗТС).

Изделия с маркой КЗТС трудятся в 82 государствах мира, кочуют по континентам и странам.

Клиент скорее жив

В конце 80-х наша страна занимала в станкостроении почётное третье место и опережала Соединённые Штаты. А на данный момент кто хочешь говорят: «Российское станкостроение погибло!» Но это скорее крики пессимистов.

Николай Паничев, последний министр станкостроительной и инструментальной индустрии СССР, согласен – дела идут далеко не блестяще: производим только 5% от советского уровня. Добрая половина этих крох уходит на экспорт.

Да, сейчас более чем 40 фирм разорены и скончались под напором реформ. Но практически 180 фабрикам удалось выжить.

К слову, гайдаровские реформаторы лгут, что отечественное станкостроение было и имеется неконкурентоспособно. В Англии, Германии, США, Канаде, Японии так же, как и прежде трудятся российские станки.

Это факт практически полувекового лидерства по последовательности направлений, а не низкая стоимость.

Возможно отыскать в памяти сенсацию 1970 года. Компании Hitachi («Хитачи») пригодился карусельный станок для обработки подробностей диаметром до 20 метров.

В то время такие огромные станки в мире никто не делал. Готовы были рискнуть немцы, разработками они помой-му обладали. Но, как выяснилось, в Коломне, на заводе тяжёлых станков и рисковать не требуется – опыт производства огромных карусельных станков имелся.

Действительно, до японского заказа большой диаметр обработки составлял не 20, а «всего» 16 метров. Задача была поставлена, конструкторы её решили, и через несколько лет отечественная бригада наладчиков запустила неповторимый станок в Стране восходящего солнца.

Он благополучно трудится и сейчас, уже в Китае.

И вот я именно на этом заводе. Пугающие размерами пеналы корпусов кажутся на первый взгляд пустынными.

Стоят, как древние мамонты, циклопические агрегаты, высотой до 23 метров, на которых точат, фрезеруют, шлифуют подробности будущих тяжёлых автомобилей. Имеется станки, каковые нельзя назвать очень сильно «занятыми», – огромный строгальный, к примеру, загружен работой месяц в году.

Современный «действенный» менеджер от для того чтобы «неэффективного» применения оборудования сперва по обыкновению впадает в транс. А позже начинает настаивать на продаже в металлолом.

Познание того, что данный металлический «лентяй» снабжает технологическую цепочку, приходит позднее, в то время, когда предприятие теряет свойство самостоятельно производить продукцию. Как раз так множество фабрик стали привидениями.

Тут, к примеру, при прошлом главном акционере утратили громадное литейное производство, талантливое выдавать отливки по 400 тысячь киллограм весом. Осталась лишь литейка для отливок массой до 8 тысячь киллограм, для «малых» форм.

К счастью, перечень утрат помой-му исчерпан – на КЗТС сумели от таких управленцев отбиться. Но зам. председателя совета директоров Виктор Шейда однако переживает:

– До прошлого года была литейка на Ивановском заводе тяжёлого станкостроения, мы размещали заказы. Но в текущем году и в том месте закрыли.

А нам требуется литьё до 50 тысячь киллограм. на данный момент такие массивные отливки из серого высокопрочного чугуна смогут варить лишь на «Петрозаводскмаше», входящем в государственную корпорацию «Росатом».

В итоге, шайбу, базу карусельного станка диаметром 8 метров, льют по 50-тонной половинке. А позже везут спецтранспортом из Карелии в Подмосковье.

Вот чем обернулась оптимизация 90-х.

Баланс на краю пропасти

До мая 2010 г. КЗТС принадлежал физическому лицу (кому, заводчане не согласились). «Лицо» в далеком прошлом живёт в Лондоне, и данный актив его слабо интересовал. От 8-тысячного коллектива остались 350 человек.

Завод не жил, а выживал, портфель заказов редко превышал 50 млн. руб. – по обычному, три дня работы. Был шанс превратиться в фирмочку, которая обслуживает ранее выпущенные автомобили. на данный момент приходится заново завоёвывать доверие клиентов, в работе заказы на 650 млн. рублей.

Вернули конструкторов, в цехах уже 450 сотрудников. Будущее, утверждает Шейда, также прояснилось:

– 2012 год расписан поквартально, знаем, чем будем заниматься дальше, на три года вперёд.

Товар долговременного пользования

Такие важные автомобили, как тяжёлые станки, серийно не выпускаются. Клиент формирует техническое задание, технологи и конструкторы «рисуют» станок – и вперёд. Совокупность управления, периферия у всех различная.

В отделе, где занимаются электронной начинкой, на стеллажах лежат блоки всех известных производителей совокупностей управления – кто-то обожает японские, кто-то – германские. В случае если у клиента производство оснащено французским оборудованием, то и на станок КЗТС он требует французскую электронику – так несложнее.

А коломенские левши ничего, справляются с этим многоязычьем. Технический директор КЗТС Александр Лусников гордится заводом:

– Я ещё не видел ни одного зарубежного станка, что мы не могли бы воспроизвести у себя, в Российской Федерации.

Признанный авторитет станкостроения из Германии герр Краузе вычисляет зубофрезерные станки из Коломны лучшими в мире. А карусельные – в числе лучших.

То, что их брали для металла, из которого они сделаны, – глупые сказки.

Большие станки везде трудятся лет по 50 и больше. К примеру, на питерской «Электросиле» карусельный станок 1898 года выпуска компании Schiss и сейчас пашет в две смены.

Та же картина и с продукцией КЗТС. В мире разбросаны компании, единственная специализация которых – обслуживание и модернизация коломенских станков.

И КЗТС выжил в смутное время благодаря данной работе. Меняют электрооборудование, приводные механизмы, совокупности управления и приобретают характеристики новой автомобили.

Для тех, кто трудится с металлом, не есть секретом, что ветхая станина, базисная деталь станка, на которой установлены и закреплены все его подробности и узлы, лишь прибавляет в цене – чугун с годами делается лучше, естественным образом уходят внутренние напряжения. Соответственно, появляется точность и стабильность обработки подробности.

Раньше отливки на десятилетия закапывали в почву либо возили по железной дороге – вибрации также «лечат» чугун. Так что громадным станкам возраст лишь в плюс, уверяют мастера.

Как делают из ветерана конфетку, удалось заметить. Сперва большое количество нечистой рутинной работы. Двое рабочих с грохотом отбивали молотками многолетние наслоения и окалину краски с какой-то чёрно-зелёной и замызганной станины. Она смотрелась страшно некрасиво.

А позже продемонстрировали похожий станок, сверкающий яркой краской, отполированными новой электроникой и деталями. Лусников гарантирует:

– По окончании модернизации клиент его не определит. Станок стал бесшумным, убрали все гремящие подробности и вместо них внедрили новые материалы, он стал более производительным за скорости движения и счёт двигателя платформы.

Клиенты обожают, дабы совсем новый станок сперва годик поработал на заводе-производителе, дабы излечили от детских заболеваний. Время от времени интересы совпадают – на КЗТС для него имеется работа. Но чаще приходится уговаривать на гарантийное обслуживание.

В любом случае таковой товар, как огромный тяжёлый станок, сперва собирают, обкатывают, позже разбирают и отправляют «малой скоростью» клиенту. А в том месте его будет встречать та же бригада, и собирать заново.

В то время, когда я взглянул, какие конкретно из русских фирм берут продукцию КЗТС, стало страшно за страну. Что было бы, в случае если станкостроители не удержались на краю пропасти и предприятие сгинуло в небытие?

Неповторимые станки трудятся на предприятии «Звёздочка», на особом винтообрабатывающем производстве. Как думаете, реализует ли компания из америки станки заводу, что делает бесшумные гребные винты для ядерных подводных ракетоносцев?

Да и создатели ракетного щита также были бы в затруднительном положении – станки для вытачивания корпусов ракет также создают в Коломне. Важных клиентов тут предостаточно.

Тут «одноразовыми» станками не сработать. Снаружи красивые китайские станочки отправляются в утиль максимум лет через пять. Мне думается, КЗТС – это совершенный индикатор положения дел в машиностроении.

Имеется у коломенцев заказы от отечественных фирм – значит, и машиностроители в стране ещё остались. Тут нанометрами и наноматериалами мозги не запудрить – размер обязывает.

Отечественный размерчик


Читать также:

Читайте также: