Манящие миры

Манящие миры

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляет восхищаться этническим многообразием нашей страны. Причём удивляет оно не только россиян из вторых регионов, но и всю землю!

В 1972 г. по окончании триумфальных концертов корякского ансамбля «Мэнго» в Париже вся Франция носила одежду с этническими северными мотивами. Последние десять лет фактически единственной возможностью для простых зрителей заметить коллективы коренных населений украины, Дальнего Востока и Сибири являются выставка-ярмарка «Сокровища Севера” и неповторимый кочующий фестиваль «Манящие миры.

Этническая Российская Федерация». Титульные ансамбли национальных территорий – легендарные камчатский «Мэнго», чукотский «Эргырон», магаданский «Энэр», эвенкийский «Осиктакан», ненецкий «Хаяр», ямальский «Сыра’Сэв», таймырский «Хэйро» – где они на данный момент?

В каком состоянии, из-за чего редко появляются на общероссийских площадках? Вправду ли их репертуар отражает классическую культуру северян?

Ответить на все эти вопросы и сделать собственного рода обзор состояния коллективов «НА» попросил Елену ТЮРИНУ, бессменного руководителя и автора идеи фестиваля «Манящие миры. Этническая Российская Федерация».

Все коллективы живы. Но будут в различном состоянии.

Совместно не планировали уже лет десять – с того времени как отменили торжественное шествие по Красной площади в Сутки России. Но в 2014 году предлоги для встреч появились, состоялись два громадных культурных форума – культурная программа XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, I выставка и Всероссийский фестиваль народной культуры всё в том же Олимпийском парке Сочи.

Национальный ансамбль танца «Сыра’Сэв» воображал Ямал на обоих форумах. На Олимпийских играх – с первого до последнего дня. Но только на экспозиции Ямала, в замкнутом тесном пространстве. И ещё в программах, воображающих лишь округ.

На объединённой северной площадке Олимпийского парка ансамбль не выступал. Действительно, на I Общероссийском фестивале и выставке народной культуры в соответствии с распределением сценических площадок «Сыра’Сэв» однако был в хорошей северной компании.

А по окончании сочинского форума, фактически случайно, вместе с представителями Таймыра, Камчатки, Алтайского края, Эвенкии, Мурманской области поучаствовал в программе «Пространство памяти» кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Российская Федерация», которая была представлена в Брянске, Гомеле, Добруше, Мозыре, Светлогорске, Смоленске.

Программа об участии коренных маленьких народов в Великой Отечественной войне взяла высокую зрительскую оценку, как, но, и любой участник в отдельности. А ансамбль «Сыра’Сэв» взял пара личных приглашений.

Но в последние четыре года подмечаю ревностное отношение «верхов» к ансамблю: кроме того в случае если и производят за пределы Ямала – почему-то очень малым составом и лишь в строго очерченных корпоративных границах. Развитие ансамбля управление округа видит в «осовременивании» репертуара.

До тех пор пока этому коллективу удаётся сохранять хороший творческий уровень. Чего уже нельзя сказать об ансамбле национальной песни «Сёётэй Ямал», взявшем звание «губернаторский», но потерявшем национальный дух.

Таймырский народный ансамбль танца и песни населений украины «Хэйро» пара раз в год не редкость представлен в межрегиональных и федеральных культурных проектах. Но практически в любое время урезанным составом и с маленькими программами.

А потому как-то совсем невидим в культурном пространстве страны.

Народный ненецкий молодёжный ансамбль танца и песни «Хаяр» блистал на Олимпийских играх. Незадолго до два года подряд был лучшим на интернациональной выставке-ярмарке «Сокровища Севера», каждый год проходящей в Москве, выезжал на зарубежные фестивали в Финляндию и Испанию.

Добротные сценические костюмы, хорошая хореографическая подготовка, высокая техника выполнения танцев, хороший вокал – ансамбль-праздник! Действительно, у этого ненецкого праздника имеется явный русский выговор.

О степени традиционности ненецкого танца спорят в далеком прошлом. Не было его по большому счету либо безнадёжно потерян – до тех пор пока учёные ищут истину, ненцы танцуют, формируя данный пласт национальной культуры.

Эвенкийский народный ансамбль танца и песни «Осиктакан» ни в одном большом мероприятии за последние годы не принимал участие. И по большому счету по окончании объединения Эвенкийского независимого округа с Красноярским краем за пределами края фактически не был увиден.

Магаданский ансамбль танца и песни «Энэр», многие годы ассоциировавшийся только с летучим голландцем из-за нередких гастролей, несколько лет назад стал действительностью культурного пространства страны. Наглый, многоликий, разноплановый.

Но сейчас ансамбль серьёзно грешит этнографической преобладанием и неточностью эстрадного репертуара.

Что касается аборигенных Камчатки и танцев Чукотки – самобытных, броских, отшлифованных столетиями – тут споры не утихают около современности и объединения традиции. Но наступает тишина, в то время, когда представлены качественная современность и качественная традиция.

Как при с камчатской брейк-данс-группой «Банго-Банго», появившейся в конце 90-х годов прошлого века на волне захлестнувшей Россию хип-хоп культуры. Действительно, это чуть ли не единственный хороший пример.

Качественную традицию на Камчатке воображают многие ансамбли: ительменский «Эльвель», корякский «Ангт», эвенские «Нергэнэк» и «Нулгур». Сейчас они довольно часто бывают в Москве, и от регионов приглашениям нет числа! Везде победители, везде лучшие!

Аж шесть камчатских ансамблей принимали участие в культурной программе Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи. Среди них и легенда русского Севера ансамбль «Мэнго».

Он так же, как и прежде – национальная визитка России за границей. Но высокая сценическая техника, достигнутая ансамблем сейчас, снижает энергетический посыл народного танца.

Правда заметить коллектив гражданам России с материка (так на Камчатке именуют остальных обитателей страны) непросто. Передо мной два гастрольных графика академического Корякского национального ансамбля танца «Мэнго» имени А.В. Гиля в стране с 30-летним промежутком.

В случае если в первой половине 80-ых годов XX века в том месте стоят многомесячные гастроли по городам Украины, Казахстана и Кавказа, то в 2014-м – только Сочи и два города в Амурской области.

Но, всего на Камчатке около 20 коллективов, воображающих аборигенные культуры. Многими руководят ученики непревзойдённого Александра Васильевича Гиля, создателя ансамбля «Мэнго» и неповторимого направления во всемирной хореографии.

И их опыт – необычный символ качества.

Самое много этнических ансамблей на Чукотке – около 70. Выездным всегда был лишь национальный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон». Он проехал всю землю на протяжении и поперёк. Но сейчас внезапно провалился сквозь землю из культурного пространства страны.

Обстоятельством тому были и денежные, и творческие неприятности. Но сейчас ансамбль в красивой форме и с огромным репертуаром. К 70?летию Победы выпустил спектакль «Каквыт», повествующий об одной из миллионов катастроф войны.

Войны, которая дошла и до чукотского стойбища. История основана на настоящих событиях. Весьма аккуратно перенесена на сцену гениальным чукотским режиссёром Еленой Тевлянкау.

Трепетно и пронзительно поведана артистами. такими коллективами и Такими постановками страна может гордиться. Вот лишь путь их к зрителю сейчас весьма непрост. И в первую очередь из-за больших цен на авиабилеты.

Но другого транспорта в этих широтах нет.

Вся надежда на показавшиеся сравнительно не так давно большие общероссийские фестивальные проекты типа «Совместно мы – Российская Федерация!». И на включение в ФЦП «Культура России» обменных гастролей северных коллективов подобно существующей уже программе для русских театров.

И тогда манящие миры неповторимого мастерства аборигенов отечественного Севера станут достоянием всех подряд россиян.

Из истории Национального чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон»

1985 год.

В составе ансамбля – 30 артистов. С марта по май гастрольная поездка по городам Центральной России, Украины, Эстонии.

Слава «Эргырона» сродни популярности и славе ансамблей И. Моисеева, «Берёзки». В июне коллектив участвует в XII Глобальном фестивале студентов и молодёжи в Москве.

За большой художественный уровень исполнительского мастерства и активное участие в культурной программе фестиваля ансамбль награждён Грамотой и Дипломом Министерства культуры и ЦК ВЛКСМ. В этом же году за пропаганду народного творчества среди молодёжи «Эргырону» присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

2014 год.

В ансамбле 20 артистов. С января по декабрь дали 20 концертов в районах собственного независимого округа. Украсили собственными номерами 40 мероприятий разного замысла – от эстафеты Параолимпийского огня до Дня защиты детей.

Выступили во Владивостоке на II межрегиональном этапе в ДФО Общероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», дали 4 концерта в Приморском крае.

Манящие миры


Читать также:

Читайте также: