Лекарства под защитой
Картельные сговоры, в следствии которых кое-какие виды услуг и товаров в Российской Федерации необъяснимо дороги, – печальная действительность. О том, как служба по борьбе с монопозмом борется с этим явлением, как защищают небольшой бизнес, и о многом втором говорит сегодняшний гость «Доводов семь дней» начальник ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ.
Крым на связи
– Игорь Юрьевич, в некоторых регионах страны, к примеру в Крыму, на Сахалине и Камчатке, мобильные операторы вынуждали абонентов платить дополнительно к простым тарифам так называемый «роуминг». Вы призывали их отказаться от для того чтобы понятия.
Как сейчас с этим обстоят дела?
– Имеется хорошая динамика. Операторы убрали в этих регионах «дополнительную роуминговую наценку».
В тарифах стало возмможно выбрать нужную опцию и взять «домашний тариф» при поездках. Единственное – абоненту необходимо подключать эти опции вручную. Из-за чего «домашний тариф» предоставляется как опция?
По причине того, что, к сожалению, имеется регионы, где технически нереально обеспечить услугу «как дома». К примеру, в Норильске доступ к сети Интернет осуществляется через ограниченный по ёмкости спутниковый канал.
Этим операторы не ограничились, и вторым этапом ввели линейку пакетных тарифных замыслов, каковые распространяются на всю территорию страны. Но абонентам необходимо иметь в виду, что это сделали пока не все операторы, исходя из этого стоит внимательнее изучать условия выбранного вами тарифа.
Сейчас что касается Крыма. Отметим, что в июне 2014 года 60 секунд звонка в том месте стоила 19–30 рублей.
Мы совершили с операторами работу. И уже к январю 2015 года они унифицировали крымские расценки с предложениями в других субъектах Федерации. на данный момент абоненты, приезжающие в Крым, платят столько же, сколько дома.
Тарифы тут составляют от 0 рублей (в составе пакета у МТС) до 9,95 рубля за 60 секунд звонка – без подключённых опций.
Работа длится. На лето 2016 года МТС, к примеру, включила в собственные «домашние пакеты» нахождение в Крыму.
А «МегаФон» и «Теlе2» ввели особые тарифные опции – бесплатные входящие, а исходящие в 2 раза дешевле. Но эти опции необходимо подключать.
Помимо этого, по окончании предупреждения ФАС России о пересмотре межоператорских расчётов крымскому оператору сотовой связи К-Телеком «МегаФон» взял возможность снизить тариф на звонок в 2 раза – до 5 рублей.
Картельный сговор
– ФАС распознала свыше тысячи фактов сговора при закупке лекарственных средств. Разумеется, что эта совокупность порождает рост цен на препараты. Имеется ли основания считать, что в фармацевтике имеются большие картели, каковые и определяют цена лекарств?
Занимаются ли ими правоохранительные органы?
– Как показывает отечественная практика, лекарственная сфера самый подвержена влиянию антиконкурентных практик. Сравнительно не так давно мы возбудили масштабнейшее дело о потенциальном лекарственном картеле, что действует фактически на всей территории РФ.
Показатели распознаны более чем на 700 аукционах. Мы подозреваем причастные компании в том, что они искусственно поддерживают большую цену на аукционах по поставке лекарственных медицинских изделий и средств для национальных и муниципальных потребностей.
Наряду с этим часть ответчиков уже привлекались по подобным делам.
На аукционах с участием этих компаний начальная большая цена договора на поставку лекарств и медизделий для больниц и поликлиник или не понижалась по большому счету, или понижалась минимально, не более чем на 0,5–2%.
Все данные по отечественным картельным делам мы передаём в правоохранительные органы для возбуждения дел по статье 178 УК РФ.
– Кроме этого вы связывали большие цены на лекарства с тем, что интернациональные компании привозят в Россию «нехорошие практики» – имеете возможность пояснить, что имеется в виду?
– Это в то время, когда громадные транснациональные компании экономически ведут себя в собственных родных государствах подобающим образом, а когда выходят на другие рынки, начинают вести себя неподобающим образом. Это и монополизация рынков, и диктат стоимостей, и навязывание невыгодных условий контрагентам и потребителям.
– Хватает ли ФАС полномочий для действенной борьбы с картелями и монополистами?
– Хватает. Наряду с этим одним из наиболее сбора доказательств и эффективных инструментов обнаружения являются неожиданные испытания.
– Как очень сильно влияние на российский рынок зарубежных компаний? Отыскать в памяти, например, тех же Гугл и Apple.
– Базисные платформы, такие как операционные совокупности Гугл, Apple, Микрософт, непременно, воздействуют на все рынки, среди них и на российский.
Очевидно, при нарушений антимонопольного законодательства зарубежными компаниями ФАС возбудит дело. Так, как это было с Гугл.
Наряду с этим нужно осознавать, что опосредованно IT-рынок воздействует на все рынки, каковые применяют инновации, – это и страхование, и денежные услуги, и транспорт, и образование, и розничная торговля. Исходя из этого нарушения в сфере IT очень сильно затрагивает состояние борьбы в целом.
Параллельный импорт
– Весной вы говорили, что параллельный импорт в Российской Федерации будет разрешён. В то время, когда направляться его ожидать и какие конкретно товары первыми возьмут «зелёный свет»?
Какой эффект окажет параллельный импорт?
– У нас действует так называемый принцип национального исчерпания прав на товарные символы. в течении многих лет мы последовательно поддерживаем то, дабы заменить его интернациональным принципом исчерпания прав.
Растолкую, это что может значить. К примеру, гражданин РФ законно приобрел за рубежом товар, защищённый товарным знаком.
И желает его перепродать в Российской Федерации. По нынешним правилам при пересечении русском границы он столкнётся с требованием таможни предъявить разрешение на ввоз от обладателя товарного символа.
Без этого разрешения ему угрожает наказание и конфискация товара – впредь до административного и уголовного преследований.
Интернациональный принцип исчерпания прав, за что мы боремся, отменит необходимость получения таких разрешений от правообладателей. Во-первых, это создаст предпосылки для понижения цены на брендированную продукцию.
А иначе, предоставит шанс для среднего бизнеса и развития малого. Так как это главная категория параллельных импортёров!
А сейчас средний бизнес и малый в отличие от классических импортёров попросту не имеет возможности взять разрешения на ввоз товаров.
В ФАС систематично поступают жалобы на злоупотребления со стороны правообладателей в отношении дилеров и импортёров. А потребитель раздражён неоправданно большой стоимостью брендированных товаров, каковые подчас стоят в разы дороже, чем за рубежом.
Более того, ассортимент таких товаров очень сильно ограничен, а иногда и вовсе имеет показатели недостатка. Я уверен, что легализация параллельного импорта разрешит улучшить конкурентную среду на рынке, расширит ассортимент и опустит цены брендированной продукции.
Собственную позицию мы доводили до управления страны. Правительство России нас поддержало и дало согласие, что интернациональное исчерпание прав целесообразно обкатать в пилотном режиме на отдельные категории товаров.
К ним я бы отнёс лекарственные препараты, медицинские изделия и автозапчасти. Более того, вопрос вынесен на наднациональный уровень.
В формате Евразийского экономического альянса подобные трансформации законодательства нужно принимать совместно с отечественными партнёрами по Таможенному альянсу.
На данный момент ведётся разработка правовых механизмов по легализации параллельного импорта в масштабах Евразийского альянса. К сожалению, сроки их утверждения и согласования много раз переносились.
Кое-какие отечественные партнёры до сих пор сомневаются в целесообразности внедрения параллельного импорта в Евразийском альянсе. Не смотря на то, что кое-какие новые члены Альянса, к примеру Армения, ранее легализовали параллельный импорт в собственной стране и смогут полностью оценить все его преимущества для экономики.
И европейская, и американская судебная и административная практики гарантируют защиту необыкновенных прав. Но в том месте признают несправедливыми запреты и экономические ограничения, которые связаны с трансграничным оборотом уникального и легально купленного импортёром товара правообладателя.
Рейды утром
– Злые языки утверждают, что ФАС сознательно давит на небольшой бизнес, в то время как претензии к большим компаниям, дескать, смехотворные. Лгут?
– Само собой разумеется, лгут. Для чего нам это по большому счету возможно необходимо?
В большинстве случаев это говорят критиканы, имеющие с нами прямой конфликт заинтересованностей.
Очевидно, ФАС России целиком и полностью ратует за развитие среднего и малого бизнеса в Российской Федерации. Мы много раз настоящими делами подтверждали, что средний бизнес и малый может видеть в ФАС защиту и опору.
Значительно чаще как раз средний бизнес и малый жалуется нам на неправомерные действия монополий, и мы их защищаем в рамках антимонопольного разбирательства. Мы были авторами и инициаторами создания новой совокупности госзакупок, которая открыла доступ среднему и малому бизнесу к национальным и муниципальным закупкам.
А в текущем году мы создали закон, что внёс трансформации в Закон о защите борьбы. Он подписан президентом России в июле этого года. Принятые поправки ввели ограничения на признание главного положения субъектов малого предпринимательства.
Иными словами, дабы малое предприятие попало в поле зрения антимонопольных органов, оно должно «высоко взлететь» и соответствовать определённым параметрам. Так, в случае если выручка от реализации товаров за последний год хозяйствующего субъекта не превышает 400 миллионов рублей, для него допустимы соглашения, запрещённые частью 4 статьи 11 «Закона о защите борьбы».
По причине того, что сложно высказать предположение, что предприятие с меньшей выручкой может заключить какие-то соглашения с другим таким же предприятием, каковые реально смогут как-то привести к ограничению борьбы на рынке. Раньше малого бизнеса и предприятия среднего имели возможность попасть под санкции чисто по формальному показателю сговора, не смотря на то, что в конечном итоге он никакого влияния на рынок не оказывал.
Помимо этого, в соответствии с этому закону, отечественные внеплановые испытания в отношении субъектов малого предпринимательства сейчас нужно согласовывать с органами прокуратуры. Эта норма не касается испытаний, проводимых в ходе расследования дел о картелях, т.н. «рейдах утром».
В случае если взглянуть на статистику, то она наглядно говорит о том, что традиционно громаднейшее количество дел ФАС России возбуждает в отношении властей. Так, в 2012 году 50% (4973) дел возбуждено в отношении властей, в 2013 году – 52% (5251), в 2014 году – 46,3% (4511), в 2015 году – 44% (4 тыс.).
Препараты для защиты чеснока во время вегетации. Выбор препарата, сроки применения, нормы.