Легко ли заставить нас причинить боль ближнему?

Легко ли заставить нас причинить боль ближнему?

Опыт Милгрэма — один из самых известных психотерапевтических опытов. В первой половине 60-ых годов XX века Стэнли Милгрэм с сотрудниками попросил некое количество добровольцев поучаствовать в тесте, в котором один человек обязан контролировать способность и память к обучению у другого.

Ответственной часть работы была… пыточная машина, которая била током испытуемого-«ученика», если он отвечал на вопрос неправильно. Эту машину должен был включать доброволец-«преподаватель», причём с каждым неправильным ответом напряжение тока необходимо было повышать, не обращая внимания на крики из соседней помещения.

И в случае если подопытный отказывался проводить тест дальше и бить другого током, то сидящий рядом экспериментатор в белом халате сказал, что тест нужно продолжить.Как раз присутствие экспериментатора-главы и было сутью опыта Милгрэма. Психологов интересовало, как человек способен не обращать внимания на неэтичный поступок, в случае если имеется прямое указание «вышестоящего лица».

Причём это самое «вышестоящее лицо» ничем конкретным не угрожало тем, кто сидел «на рубильнике»: экспериментор-психолог всего лишь просил продолжить и сказал что-то наподобие «Полностью нужно, дабы вы продолжили» либо «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Прибор для пыток током в опытах Милгрэма смотрелся очень натурально. (Фото Jacek.NL.)

Результаты ошарашили всех: оказалось, что большая часть людей, пускай и с сомнениями, но однако готовы применить к ближнему необыкновенную пытку, в случае если указание будет исходить от «авторитетной фигуры». Диапазон реакций на опыт Милгрэма был очень широк: одни говорят, что это подтверждение изначальной порочности людской натуры, другие — что Милгрэм просто не умел ставить психотерапевтические испытания.

попытку разобраться в том, что же всё-таки свидетельствует эта работа, предприняли исследователи из Мельбурнского университета (Австралия). Во-первых, как пишут в PLoS ONE Ник Хеслем (Nick Haslam) и его коллеги, то самое большая часть в 62,5%, которое продолжало пытку до самых сильных ударов током, показалось только в одном, втором по счёту опыте из милгрэмовской серии.

Всего же таких опытов было 23, и их сценарии отличались друг от друга. К примеру, экспериментаторов могло быть два, и они давали взаимно противоположные советы испытуемому-«преподавателю».

Либо же экспериментатор имел возможность давать указания по большому счету из второй помещения. Либо же самих «преподавателей» было пара, и они имели возможность посоветоваться о том, продолжать тест либо нет.

Либо же от самого «ученика» не было никаких сигналов, а «преподаватель» имел возможность видеть лишь физиологические информацию о состоянии его сердца. В некоторых случаях «ученик» и «учитель» были приятелями либо родственниками.

И без того потом.

В целом покорность авторитету колебалась в различных вариантах опыта от 0 до 92,5% (в каждом опыте принимали участие от 20 до 40 человек), так что среднее значение равняется приблизительно 43% — уже не большая часть. (Не смотря на то, что, само собой разумеется, это напоминает «среднюю температуру по поликлинике».) Сам Милгрэм не сделал систематического анализа всех данных со всеми отклонениями, каковые появлялись при различных условиях. Но как раз этим и постарались заняться австралийские учёные, воспользовавшись исходными данными 21 опыта, каковые охватили в общем итоге 740 человек.

Психологи постарались сгруппировать различные данные в зависимости от того, в каких взаимоотношениях и каких ролях пребывали «преподаватель», «верховный» учёный «и ученик». В следствии оказалось, что человек повышал напряжение лишь при прямом указании экспериментатора.

В случае если оставался хоть какой-то выбор, в случае если была лазейка, разрешающая не делать этого, только немногие из «преподавателей» использовали к своим «ученикам» большой вольтаж. Совершенно верно так же авторитет экспериментатора слабел, в случае если у него был напарник, высказывавший противоположное вывод (другими словами в случае если подопытный слышал в один момент «повышать» и «не повышать», он предпочитал второе).

Да и то же самое происходило, в случае если экспериментатора не было в той комнате, где был доброволец-«преподаватель».

Наряду с этим, что любопытно, ранг экспериментатора либо престижность места, где проходил опыт, сильно готовность к подчинению не повышали: человек с практически однообразной готовностью слушался как более, так и менее глубокоуважаемого экспериментатора. Посильнее же всего готовность подчиниться проявлялась при прямых тесном контакте и указаниях с «руководством».

Другими словами, к примеру, в то время, когда экспериментатор пребывал в той же комнате и внимательно смотрел за действиями «преподавателя».

Ну и, очевидно, на готовность подвергнуть другого человека пыткам воздействовала степень социальной близости между «учеником» и «учителем»: чем ближе они были, тем посильнее «преподаватель» старался уклониться от продолжения теста. Кто бы, что именуется, сомневался.

В целом суть этого пересмотра данных милгрэмовских опытов сводится к одному: отечественная готовность причинить боль ближнему по чужой указке «социально обусловлена»; тут играют роль разнообразные социальные факторы, на каковые 50 лет назад Милгрэм, а за ним и другие научные и околонаучные люди не обратили должного внимания.

Всё это, в случае если возможно так сообщить, в полной мере отвечает современности: мы в наше время очень сильно озабочены новыми социальностями, горизонтальными связями, соцсетями, гражданскими активностями и пр. Иначе, всё это нисколько не отменяет в полной мере ощутимой — не обращая внимания на все оговорки — готовности человека подчиниться авторитету кроме того в таком увлекательном вопросе, как причинение боли второму.

И в случае если у нас имеется «социальные условия», эту готовность ослабляющие, то так как имеется и другие, её усиливающие.

По данным The Conversation.

Источник: compulenta.computerra.ru

What Is The Devil? — The Mechanics Of Evil


Читать также:

Читайте также: