Лечение за рубежом пациенту может оплатить государство, но добиться этого чрезвычайно трудно
На российских новостных лентах на этой неделе показались заголовки: «Россиян будут лечить за границей за госсчет». И не смотря на то, что обращение шла всего лишь о появлении типовой формы договора с зарубежной клиникой, никак не воздействующей на существующее право на такое лечение, зерно попало на хорошую почву.
В обществе развернулась дискуссия о качестве лечения «у нас» и «у них», «недобросовестности» фондов социальной помощи и проблемах медтуризма. В это же время сама неприятность направления больных россиян в зарубежные клиники за госсчет лежит в другой плоскости. «Газета.Ru» постаралась разобраться в том, как эта неприятность решается.
Право на лечение за границей за счет страны существует с середины 90-х годов. Больной обязан доказать, что в Российской Федерации нет действенных разработок, талантливых оказать помощь при его заболевании.
К таким болезням на данный момент относятся кое-какие виды врожденных пороков развития, серьёзные формы врожденных иммунодефицитов, кое-какие виды генетических заболеваний. Детская трансплантация в зарубежных клиниках кроме этого может оплачиваться за госсчет.
Госуслуга регулируется в соответствии с приказом Минздрав России от 19.12.2011 №1571н, пояснили «Газете.Ru» в министерстве. Больной обязан пройти обследование в одном из федеральных медицинских учреждений, врачебная рабочая группа выдаст заключение, что все возможности лечения в Российской Федерации исчерпаны, но имеются в других государствах.
После этого это заключение разглядывает особая рабочая группа Минздрава, складывающаяся из ведущих экспертов. А также смогут быть назначены дополнительные обследования в других русских клиниках.
При хорошего ответа содержится соглашение о выделении средств на проживание и проезд за рубежом, и содержится контракт с зарубежной клиникой на оплату лечения.
Официально срок на исполнение всех формальностей — не более 92 рабочих дней с момента поступления заявления и всех нужных документов. Москвичка Ирина К. получала квоты около пяти лет.
Малоизвестное заболевание фиброзной ткани начало прогрессировать у Ирины еще в 2002 году, и к 2008 году департамент здравоохранения Москвы честно расписался в собственном бессилии. Ирине, медику по профессии, было нужно обосновывать необходимость выезда за предел для установки диагноза нескольким утвержденным Минздравом рабочим группам, а также из представителей образовательных учреждений Минздрава, РАМН и РАН.
Больных государственныхы служащих не начнут запирать в Российской Федерации
Госслужащим не начнут запрещать лечиться за границей. Предложенный незадолго до закон об этом не отыскал поддержи в профильном комитете Государственной думы.
По…
«Люди, каковые признавались мне, что не знают, чем я больна и что с этим делать (а это были лучшие эксперты в собственной области в стране), на официальном уровне поменяли позицию, опасаясь поставить собственную подпись под хорошим заключением, — поведала Ирина. — Другие сходу открыто заявляли, что никуда я не отправлюсь. И по большому счету стыдно немолодой даме претендовать на квоту, в то время, когда в ней испытывает недостаток столько детей.
В то время, когда на очередной рабочей группе голоса за и против моей поездки разделились поровну, было решено что в Мюнхен отправлюсь не я, а моя медицинская документация, на основании которой тамошние эксперты и поставят диагноз. Ответа из Мюнхена я ожидала больше года и без того и не дождалась».
Добиться желанной квоты пациентке помог президент Национального агентства по безопасности больных и свободной медицинской экспертизе, член Национальной медицинской палаты Алексей Старченко. Причем отправилась она не в Германию, а в рекомендованную одним из русских федеральных медицинских учреждений израильскую клинику, откуда пришло заключение о предположительном диагнозе (в итоге он был ошибочным). «Госслужащие весьма волнуются о бюджете страны, — констатирует Старченко. — Я столкнулся с тем, как сложно проходит эта процедура в Минздраве.
Осилить это самому больному весьма сложно, тем более если он не ходячий. Фактически непреодолимые препоны строят и в тех организациях, каковые должны дать справку о том, что не смогут сами лечить больного.
Эту справку приходится в прямом смысле слова выбивать».
Президент Лиги защиты прав больных Александр Саверский поясняет, что эксперты в далеком прошлом говорят о необходимости уменьшить процедуру принятия ответов по направлению граждан для лечения за предел. Но она все больше усложняется.
В начале года получило юридическую силу распоряжение правительства о новых правилах заключения договора с зарубежными организациями на лечение россиян за пределами страны. И по сей день Минздрав в праве заключать такие контракты лишь по окончании конкурса, аукциона или в ходе запроса котировок.
«Данный порядок еще больше удлинил путь к лечению больного человека, и без того теряющего драгоценное время на внутренние бюрократические преграды, — вычисляет Саверский. — Озабоченное антикоррупционными процедурами правительство совсем забывает о записанном в законе приоритете заинтересованностей больного над всеми вторыми проблемами. Проведение тендера весьма непростая вещь, и вдобавок нужно отыскать желающих принимать участие в этом тендере.
Я так и вижу, как Израиля госпиталей и тысячи Германии стучатся в двери Минздрава и подают заявки на участие в конкурсе. Предположительно, кто-то найдется, но не факт, что это будут лучшие.
Лучшим это именно не нужно».
Наряду с этим при сложных болезней, с которыми не осилит отечественная медицина, главное значение имеет как раз поиск подходящей зарубежной клиники. Согласно точки зрения Старченко, Минздраву направляться без шуток мониторить возможности зарубежных клиник, а не выбирать среди пришедших на аукцион со понижением цены.
Он привел в пример случай все с той же Ириной К., которой так и не был установлен диагноз в течение трехнедельного нахождения в Израиле. «на данный момент мы требуем повторного направления пациентки за предел, причем как раз в Мюнхен, в специальную клинику, — поведал Старченко. — Будем пробовать сделать это через суд».
Старченко пояснил, что в Минздраве нет банка данных зарубежных организаций, талантливых реально оказать помощь при болезнях, каковые не диагностируются и не лечатся в Российской Федерации. В итоге деньги смогут быть израсходованы впустую, на клинику, которая не сможет оказать помощь больному. «В первую очередь направляться очертить круг неприятностей, каковые не лечатся в Российской Федерации, а после этого определиться с зарубежными лечебными заведениями, — говорит специалист. — Четко осознать, как предоставляемая зарубежной клиникой информация о ее возможностях соответствует действительности.
Но для этого в Минздраве должен быть создан особый отдел, что профессионально формулировал бы все эти вопросы по каждому конкретному больному. Приобретал обоснованные ответы и мог бы их проанализировать.
До тех пор же все будет идти способом ошибок и проб».
Но, на работу для того чтобы отдела может уйти целый бюджет, выделяемый Минздраву на лечение за границей. В программе на 2012–2015 годы отчисления на эти цели каждый год составляют 177,12 миллионов рублей. (практически на порядок меньше, чем в Казахстане).
На эти средства за границей смогут взять лечение не более 20 российских больных. И исходя из этого, утверждают специалисты, сказать о доступности лечения за рубежом вне контекста повышения квот легко бессмысленно.
В итоге большая часть больных едет за границу самостоятельно. По оценкам специалистов, такое смогут себе позволить только 70 тыс. россиян, они тратят каждый год на лечение не меньше миллиарда долларов.
«Выделяемые на лечение россиян за границей средства малы, и исходя из этого при их расходовании происходит полный произвол, — вычисляет президент Общества доказательной медицины Василий Власов. — Так как это на лечение в русском поликлинике в среднем тратится по 2 американского доллара в сутки, а для поездки в Италию матери с ребенком, нуждающимся в пересадке сердца, требуется полмиллиона».
«Шумиха около лечения за границей синтетическая, — говорит д.м.н. доктор наук Высшей школы экономики Кирилл Данишевский. — Самое основное не закон, а подзаконные акты и выделяемый на их реализацию бюджет». Согласно его точке зрения, в случае если уж Минздраву приходится крутиться в рамках ограниченного бюджета, то лучше израсходовать деньги, выделяемые на зарубежные квоты, на ликвидацию недостатка медуслуг в стране.
Однако власти продолжают маниакально «совершенствовать» фактически тщетную процедуру.
Лечение за границей