Культура и жизнь в ответ на геноцид
24 апреля 1915 года – тёмный сутки не только в истории армянского народа, но и всей земли. Тогда в Константинополе начался массовый арест политических, культурных, религиозных и интеллектуальных элит.
Потом всё это стало причиной геноциду, что унёс судьбе около 1,5 млн человек, и кампании по уничтожению культурного наследия Армении. Каждый год в данный сутки десятки тысяч армян совершают восхождение к Мемориалу геноцида на бугре Цицернакаберд в Ереване, а в армянских церквях во всём мире проводятся траурные работы.
Исходя из этого предлогу 21 апреля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвящённая Дню памяти жертв геноцида армянского народа. В ней участвовали патриарший экзарх, глава Русском и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян, посол Армении в Российской Федерации Вардан Тоганян, и русский музыкант, композитор, продюсер, режиссёр театра и кино Стас Намин.
Основной темой стало обсуждение геноцида как явления, и толерантности и понятий гуманизма. Помимо этого, крайне важными были слова посла Армении Вардана Тоганяна о том, что, по окончании того как два года назад, в то время, когда отмечали 100-летие ужасной даты, Армянская апостольская церковь официально канонизировала жертв геноцида и кананизировала, – стало ясно, что впредь траурные мероприятия проводиться не будут.
«Мы сделали вывод, что отечественный ответ данной дате должен быть «культурным», – сообщил епископ.
И в этом вправду содержится глубочайший суть – когда-то младотурки совершали безжалостные правонарушения, дабы стереть с лица земли армян не просто физически, но и выжечь их культурный код, лишить исторической памяти. К счастью, добиться этого не удалось, культура жива, и прошедшие подряд три мероприятия – 22, 23 и 24 апреля в Москве – прямое тому подтверждение.
Все они прошли при помощи Министерства культуры Республики Армения, консульства Армении в Российской Федерации и Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви.
Стас Намин, что, он утвержает, что появился и вырос в Москве, но всю жизнь чувствовал себя армянином, растолковал, из-за чего так принципиально важно провести в эти дни как раз культурные мероприятия: «Мы как народ пережили весьма сложную историю. Но мы не только физически выжили, не только сохранили государственность, но и сохранили культуру, которая есть главным критерием значимости генетического кода народа».
22 апреля в Громадном зале Столичной консерватории состоялся концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. Оркестр выполнил Симфонию №3 одного из наибольших композиторов ХХ века Арама Хачатуряна и симфонию Centuria S?Quark, которую Стас Намин начал писать в 2014-м, а закончил в 2016 году, в то время, когда на студии Abbey Road (Лондон, Англия) состоялась запись его симфонии в исполнении Английского оркестра.
Centuria S-Quark – это одночастная симфония, время звучания которой образовывает чуть больше 40 мин., но по разнообразию и насыщенности она не уступает крупномасштабным симфоническим полотнам. По-русски наименование произведения направляться трактовать как «Предсказание…», которое содержится в глобальном апокалиптическом разрушении и ласково-интимном зарождении новой хрупкой судьбе.
Как раз так, по-христиански, принимает судьбу мира Стас Намин.
Музыкант, продюсер, режиссёр Стас Намин, посол Армении в Российской Федерации Вардан Тоганян, епископ Езрас Нерсисян
Выполнявший эти произведения Российский национальный оркестр был создан Михаилом Плетнёвым в первой половине 90-ых годов XX века. РНО сотрудничал со многими ведущими мировыми исполнителями, такими как Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и другие.
Сам Михаил Плетнёв по праву считается одним из лучших в мире среди пианистов, дирижёров и композиторов.
Второе культурное мероприятие, которое прошло в Москве и посвящено Дню памяти и 300?летию образования епархии Армянской апостольской церкви в Российской Федерации, произошло 23 апреля. В данный сутки в зале торжеств столичного храмового комплекса ААЦ прошла премьера фильма «Древние храмы Армении», режиссёром которого был Стас Намин, а Чулпан Хаматова просматривала закадровый текст.
Кроме этого в ленте участвовал Католикос и Верховный Патриарх всех армян Гарегин II.
«Отечественные храмы – это говорящие свидетели отечественной истории. Отечественные храмы – это страницы отечественной славы, отечественных страданий, отечественных трудностей, говорящие свидетели пережитых нами катастроф», – говорит в фильме Его Святейшество Католикос всех армян Гарегин II.
«Древние храмы Армении» появились на протяжении путешествия Стаса Намина по отчизне собственного деда Анастаса Микояна. Пара лет назад он посетил массу красивых мест, а также бессчётные древние храмы, каковые и заснял на плёнку.
Среди них монастыри Гегард, Эчмиадзин, Хор Вирап, город Алаверди и находящиеся в его окрестностях древние монастыри Санаин и Ахпат, побережье Севана, Арцах и многочисленное количество ветшайших христианских храмов.
Кстати, к 300-летию образования епархии Армянской апостольской церкви в Российской Федерации, 16 апреля по случаю праздника Яркого Воскресения Христова, в Россию была привезена одна из величайших святынь христианского мира – Скеврский реликварий. В нём сохраняются мощи Святых апостолов Петра, Павла, Фаддея и Варфоломея, Святого Григория Просветителя, Святого Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Григория Богослова и других.
В 2000 году стараниями архимандрита Езраса Нерсисяна реликварий, до того принадлежавший Императорскому Эрмитажу, был передан армянской церкви, и сейчас он каждый год выносится на поклонение верующим.
24 апреля, в театре «Гавит», на территории комплекса резиденции Русском и Ново-Нахичеванской епархии состоялась ещё одна премьера. Сейчас уже спектакля Театра Стаса Намина «В горах моё сердце» по мотивам произведений Уильяма Сарояна.
Для тех, кто не знает, Сароян – литератор из США армянского происхождения. Продуктивный прозаик, что обращался к самым темам и различным жанрам – от собственной исторической отчизны («армянин и Армянин») до Джексона («и пацифизма Приключения»).
В первой половине 40-ых годов двадцатого века он был удостоен Пулитцеровской премии за лучшую драму «Лучшие годы вашей жизни», от которой, действительно, отказался, и «Вручения Оскара» в первой половине 40-ых годов XX века за лучший литературный источник («Людская комедия»). Как говорил Стас Намин, автор попал в Соединенных Штатах в юные годы с родителями как раз из-за геноцида, что окончательно остался «болью в его сердце».
Во многих произведениях Сарояна эта тема имеется, но запрятана между строчков – открыто сказать о геноциде тогда не разрещалось.
База сюжета пьесы Стаса Намина – это непридуманные истории об армянах, каковые эмигрировали в Соединенных Штатах. Оторванные от отчизны, они сохраняли любовь к судьбе и веру в то, что все трудности преодолимы. пронзительные сюжеты и яркие персонажи какое количество соединились в новой постановке Театра Стаса Намина, которая основана на произведениях «В горах моё сердце», «Людская комедия», «Меня кличут Арам».
Главным посылом постановки стало то, что аккуратно хранимые бессмертный дух и традиции старейшей Армении передаются много поколений с состраданием и великой добротой. А потому данный дух вечен.
И всё это – память о собственных корнях, желание жить – было сохранено не обращая внимания на то, что на протяжении «безжалостной акции», как её назвал епископ Езрас Нерсисян, было безвозвратно потеряно более 22 тыс. древних исходников, уничтожено 2200 монастырей и церквей и погибли практически добрая половина всех живущих в то время армян.
Но при всей той боли, что выпала на долю армян, глава епархии выделил, что скорбь о жертвах геноцида не должна превратиться в неприязнь и побудить отвечать злом на зло. Целый армянский народ не забывает собственную историю и, как сообщил Езрас Нерсисян, «вычисляет своим долгом передать её новым поколениям, дабы не показались новые гитлеры».
Исходя из этого это великое мужество – ответить на зло собственными культурными произведениями.
Справка «АН»
Стас Намин – русский музыкант, продюсер и композитор, фотограф и художник, режиссёр театра и кино. лидер и Создатель группы «Цветы». Организатор первого свободного продюсерского центра SNC, откуда вышли многие отечественные поп- и рок-звёзды, группы «Калинов мост», «Бригада С», «Моральный кодекс», «Сплин» и многие другие.
А также созданная и спродюсированная Наминым несколько «Парк Неприятного». Организатор первых в стране музыкальных частных и фестивалей антреприз: концертного агентства, дизайн студии, компании грамзаписи, радиостанции, телекомпании и т. д. В конце 1980?х – начале 1990-х господин Намин кроме этого создал и спродюсировал Столичный оркестр (МСО), шоу «Балет на льду» (Moscow on Ice), первый в стране Театр мюзикла.
Организатор наибольших свободных интернациональных и межправительственных фестивалей культуры в стране и в мире.
Экспериментировать с симфонической музыкой Стас Намин начал ещё в 1990-х годах. Созданный им Столичный оркестр записал первые пять частей его симфонической сюиты «Осень в Санкт-Петербурге».
А по окончании 2010-го композитор полностью сконцентрировался на симфонической музыке. Он завершил работу над «В осеннюю пору в Санкт-Петербурге» – написал для неё ещё три части, и в первый раз все восемь частей раздались в Столичном интернациональном доме музыки в 2012 году в исполнении Русского федерального оркестра.
Сейчас симфоническая сюита Намина звучит в исполнении различных оркестров как в Российской Федерации, так и за границей. В 2014-м Стас Намин приступил к работе над новыми симфоническими произведениями, одним из которых и стала Centuria S-Quark.
Геноцид индейцев [Русский ответ]