Корни сталинского большевизма 2
«АН» уже говорили о новой книге профессора истории , доктора наук Русском академии государственной службы и народного хозяйства при президенте Российской Федерации Александра ПЫЖИКОВА (№35 от 17 сентября 2015 г.) «Корни сталинского большевизма». По окончании той публикации редакцию засыпали письмами с единственным вопросом: «Что дальше?». Просьба читателей – для нас закон
Никонианский раскол и Великая социалистическая революция
Напомним кратко, о чём шла обращение в первой статье. 400 лет назад в Русской православной церкви случился раскол, о котором Александр Солженицын сообщил так: «В случае если б не раскол русской церкви XVII века, не было бы революции 17-го года».
Основной его результат в том, что не только властные, а в этом случае высшие церковные круги, разошлись на два противоположных лагеря, но по толще народной прошёл катастрофический разлом. Приверженцы неистового протопопа Аввакума, приверженцы веры отцов и дедов (их нарекли старообрядцами), от преследований бежали на север, в Сибирь, в другие потайные места, куда не дотягивались иерархи и царская власть новой церкви.
А в то время, когда всё-таки их обнаружили – то горели жгучим пламенем старообрядческие скиты с закрытыми в мужчинами, дамами, детьми малыми, крестившимися не тремя, а двумя перстами. Конечно, со словами: «Во славу Божию!».
Ясно, что у выживших громадной любви к церкви и официальной власти по окончании таких «кострищ» было мало. Но неприязни – куры не клюют.
В итоге указами Петра I и Екатерины II старообрядцев признают как факт, но призывают пройти перепись. Выдумка проваливается. «Раскольничий мир прочно обосновывается в народных низах, стараясь минимизировать контакты со структурами империи.
За непроницаемой для других завесой было эргономичнее поддерживать собственный жизненный уклад, основанный на вере предков, а не на Табели о рангах», – пишет Александр Пыжиков.
Староверы разделились на два лагеря: поповцев и беспоповцев, каковые именовали себя «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Большие ветви беспоповщины – поморцы, федосеевцы, спасовцы, филипповцы, бегуны-странники, часовенные и т.д.
Поповцы имели монастыри и свои церкви, собственных иерархов. И само собой разумеется, были учтены во множестве регистрационных национальных книг.
Вторые же не имели ни того, ни другого. И учёту, конечно, не поддавались.
В официальных данных закрепилась цифра-миф, что старообрядцев осталось всего-навсего 2% от населения империи. В действительности, по оценкам некоторых специалистов, до 10–20 миллионов человек спрятались в тени.
Поповцы, ставшие промышленниками и крупными купцами, фактически профинансировали Февральскую революцию. Беспоповцы же были основной движущей силой революции Октябрьской – социалистической, пролетарской.
По словам Пыжикова, у беспоповцев была «чёткая социальная программа в том духе, в котором староверие неизменно его и осознавало: всё должно быть публичное, никто не должен обладать фабриками, газетами, пароходами, все должны трудиться, никто не должен погибнуть с голоду, но и не должно быть миллионеров – вот логика староверия. Беспоповство неспешно преобразовывалось в удел небольшого бизнеса: мещане, ремесленники, рабочие, крестьяне».
Справка «АН»
Новую книгу Александра Пыжикова «Корни сталинского большевизма» возможно купить в сети магазинов Столичный Дом книги.
Центральный магазин сети МДК находится по адресу: ст. м. «Арбатская», ул. Новый Арбат, д. 8.
Просматривайте кроме этого в серии
«Книга о Сталине»
А. Терещенко. «контрразведка и Сталин»
Иноверцы в Октябре
Не секрет, что революцией 1917 года руководили по большей части, скажем мягко, отнюдь не русские по национальности патриоты. Позднее они вошли в советское правительство, возглавили министерства . И дело кроме того не в пресловутой «пятой графе».
Дело в том, что большая часть из них исповедовали и продвигали идею глобальной революции, общего счастья, но сырьём для которой послужила бы бывшая Россия. Другими словами свобода и счастье для всей земли, но не для собственной страны.
Большинство партийной вершины много лет до революции практически была прописана за рубежом, где они прятались от царской охранки. Кстати, как раз тогда и показалась актуальная и сейчас хлёсткая фраза «С Темзы выдачи нет».
Они оторвались от настоящей России, не знали и не осознавали, что движет народными пролетарскими весами, каковые на собственных костях и штыках привели их к власти. Выдвинутые же из рабочей среды партийцы, в подавляющем числе из беспоповщины, за рубежом бывали весьма редко, отбывая собственные повинности перед самодержавием в ссылках и тюрьмах.
Кстати, как пишет фаворит II Интернационала Карл Каутский, рабочий в Российской Федерации, «с восхищением принимавший революционное мышление, потому что оно только бросче и отчётливей высказывало то, что он сам смутно ощущал и предугадывал», пребывал в ожидании будущей честной судьбе. Пыжиков отмечает, что «Каутским прекрасно схвачена внешняя сторона религиозного архетипа, настроенного на ожидание неминуемого царства справедливости либо, в противном случае, «царства Божьего на земле».
Эта мысль в далеком прошлом бродила среди староверов-беспоповцев, каковые не связывали жизненных возможностей с соответствующими буржуазными сокровищами». Причём «царства Божьего» именно на территории России, а не во всём мире.
Беспоповцы как раз собственную страну принимали как собственную общину, а до остальных частей света им фактически не было дела.
Таки образом в 20–30 годы прошлого века в уже состоявшемся Советском стране сформировался многогранный идеологический конфликт между, скажем так, некоей частью ветхой революционной гвардии, стремящейся к мировому мессианству, проповедующей идеи нэпа (одних фабрикантов и кулаков поменяли на вторых), и преданными ей пролетариями – староверами-беспоповцами.
Внутрипартийный конфликт всё чаще начал прорываться наружу. Формировалась так называемая рабочая оппозиция, которая всё чаще и чаще задавала вопросы с партийных бонз за отход от подлинного дела революции, как она его осознавала.
Нужно подчернуть, что в то время рост численности низовых партийных кадров шёл за счёт чиновничества, интеллигенции, рабочих и немногочисленных крестьян. А уж на руководящие партийные посты рабочий класс фактически не допускался.
В ВКП(б) оставались лишь пролетарии с дореволюционным партийным стажем. Бой приверженцам нэпа, лоббистам зарубежных концессий на российские почвы (никого не напоминает?) Троцкому, Зиновьеву и Каменеву дать было некому. Тогда партию решили приблизить к народу.
Были заявлены Ленинский и Октябрьский партийные призывы, каковые существенно увеличили долю рабочих в партийной массе.
«Такое масштабное «орабочивание» ленинской партии обусловило значительные трансформации в её идеологии. Так как с национальной точки зрения она преобразовывалась в русскую, потому, что пролетариат больших фирм формировался в основном из русских.
Пролетарское расширение ВКП(б) и дало старт кардинальному трансформации идеологической теории, очень далёкой от марксистской классики», – справедливо пишет в собственной книге Александр Пыжиков. Именно на эти кадры в будущем и будет опираться Сталин.
А я всего один из вас
Нужно заявить, что среди известный коммунистов, стоящих у истоков революционного перемещения, было много уроженцев староверческой беспоповской среды. Самые узнаваемые из них, пожалуй: Михаил Калинин, Климент Ворошилов, Виктор Ногин, Николай Шверник, Александр Шляпников.
Они конфликтовали со приверженцами западных, частнособственнических тенденций в партии, по большей части иноверцами. Причём расхождения были принципиальными.
«Из староверческой психологии вырастала и установка на солидарное устройство экономики. Это значит, что не признаётся существование как богатых, так и бедных; и никто не должен ломать голову над тем, как он доживёт до конца месяца и чем будет кормить собственную семью…
Осознать эту логику сейчас непросто: её истоки лежат в области не прагматики, а веры, в то время, когда человек не вычисляет вероятным кичиться либо удовлетворяться своим благополучием, видя плохое положение вторых. Эта настоящая (социальная) вера выступала явным соперником классических религиозных взоров, в конечном счёте оправдывающих личный успех.
Как раз из этого берут истоки неприязнь к разнообразным оттенкам религиозности и рвение к их тотальному искоренению», – чётко определяет сущность конфликта Пыжиков.
На Западе, да и в самой России, не могли осознать, откуда у русского мужика, забравшего вилы, такая неприязнь к главной православной церкви? А оттуда – из никонианского раскола, из костров, на которых горели староверы, из глубинного раскола на общинный и личный денежный успех.
Царская статистика, которая отводила староверцам маргинальные 2% от общей численности населения, занижая ненавидящий их класс в 10–12 раз, высекла сама себя. В случае если миллион обиженных возможно как-то усмирить, то 20 миллионов снесут на своём пути всех, лишь поднеси фитиль к данной взрывоопасной смеси!
Таким фитилём и послужили коммунисты с их лозунгами: «Свобода! Равенство! Братство!».
А основное – «Почву крестьянам! Фабрики – рабочим!».
Практически это староверческие лозунги, осознанные, принятые и воплощённые в судьбу многомиллионной народной толщей.
И Иосиф Сталин, как громадный политик, замечательно осознавал это. «Партия становилась компактно русской, потому что пролетариат у станка в основном формировался из русских. В случае если кроме того Сталин, предпринимая «ленинский призыв», на него как на будущую опору личной власти, он скоро имел возможность убедиться в том, какие конкретно далеко идущие социальные последствия это позовёт», – писал в собственной работе «Идеология национал-большевизма» публицист и учёный Михаил Агурский.
События столетней давности, в то время, когда уведённой статистикой, но вооружённой настоящими ружьями массой людей была сметена с карты мира казавшаяся вечной Россия, – это весьма хороший предлог задуматься и современным последователям царского учёта. Так как их рисованные практически стопроцентные цифры помощи практически западного протестантского курса русского правительства, никуда не ушедшая, а спрятавшаяся в тень многовековая русская жажда справедливости вкупе с неизменно нищающим населением дают такую же гремучую смесь, как и 100 лет назад.
Книгу Александра Пыжикова «Корни сталинского большевизма» вы имеете возможность купить наложенным платежом (545 руб.), заказав по телефону 8(495) 980?45?60 либо направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, либо по почте: 125167, г. Москва, Летный пер., д. 4а, заявку и ваш правильный адрес с индексом, ФИО всецело.
В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книгу возможно приобрести по издательской цене (395 руб.) в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Летный пер., дом 4а (строение МФЮА), к. 104, или заказать по телефону 8 (495) 980?45?60 (цена доставки в пределах МКАД – 300 руб.).
Мы трудимся: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.
КОРНИ СТАЛИНСКОГО БОЛЬШЕВИЗМА. Александр Пыжиков