Когда война стирает следы истории — «наука»

Когда война стирает следы истории - «наука»

20 лет спустя Босния — все еще минное поле

Slate.fr03.09.2015Балканские предрассудки: хорваты агрессивные, сербы агрессивные, боснийцы консерваторы

Nezavisne novine20.06.2012Йосипович: Дейтонское соглашение не решило всех неприятностей

Мостар — уничтоженный и восстановленный знак народного примирения

ИноСМИ05.04.2013Югославские монументы как обломки инопланетной цивилизации

Business Insider12.12.2013

В войнах, целью которых есть уничтожение этноса, довольно часто разрушают и строения, и другое материальное наследие, которое имело возможность бы стать свидетельством мультикультурного прошлого. В новой книге исследуется систематическое уничтожение памятников и мечетей на протяжении балканских войн девяностых годов.

Дабы всецело преобразовать прошлую Югославию, в девяностые на балканском полуострове проводили не только этнические, но и культурные чистки. Убивали как солдат, так и гражданское население, бомбили и разрушали города, исторические монументы, религиозные сооружения.

А обстрелы Национальной библиотеки в Сараево и Ветхого моста в Мостаре взяли интернациональную огласку.

В Боснии и Герцеговине уничтожили множество мечетей, и не только вследствие того что они больше не употреблялись в ритуальных целях. Атакующие желали физически стереть в пух и прах все следы исторической преемственности и мусульманской общности. монастыри и Католические церкви кроме этого стали мишенями культурной чистки.

Более двух миллионов человек бежали от Боснийской войны. Первая фаза войны разразилась весной 1992 года, в то время, когда боснийско-сербские силы постарались увеличить территорию Республики Сербской.

В августе они уже осуществляли контроль чуть более двух Герцеговины и третей Боснии. Второй этап войны начался в январе 1993 года, в то время, когда был предложен замысел Вэнса-Оуэна, дабы перевоплотить Боснию в мозаику этнических кантонов.

Боснийские хорваты, каковые прежде были в альянсе с босняками, обратились к боснийской армии в попытке отвоевать территорию и взять помощь в упрочнении Мостара как столицы хорватского страны. Тогда же — в 1992-1993 годах — случилось безрадосно известное разрушение городов Мостар, Яйце и Баня-Лука.

В то время, когда война завершилась, признание масштабного уничтожения религиозных сооружений и культурного наследия сочли столь ответственным для процесса мирного урегулирования, что ему была посвящена отдельная часть Дейтонского соглашения. Раздел, названный Приложение 8, предписывал создать рабочую группу охраны национальных монументов.

Мирный процесс запустил новые дебаты о том, вероятно ли в соответствии с интернациональным правом разглядывать атаки на культурное наследие как форму культурной чистки, которая есть продолжением этнической. Вопрос о защите монументов, прочих символов и религиозных сооружений культуры на протяжении распрей либо их восстановлении по окончании войн, предстал в новом свете.

Музеевед Хелен Валасек (Helen Walasek) продолжительно собирала информацию о армейском восстановлении и ущербе по окончании войны. Ее книга Bosnia and the destruction of cultural heritage, написанная в сотрудничестве с Ричардом Карлтоном (Richard Carlton), Амрой Хаджимухамедовичем (Amra Hadzimuhamedovic), Вэлери Перри (Valery Perry) и Тиной Вик (Tina Wik) — амбициозная работа.

Создатель документирует и разбирает уничтожение культурного наследия в Герцеговине и Боснии в 1992-1995 годах, и послевоенное восстановление, включая все неприятности и вызовы, с которыми было нужно столкнуться в связи с мультиэтнической культурой.

На протяжении войны уничтожение материального культурного наследия сочеталось с ликвидацией этнических групп. Сведения об этом неспешно доходили до окружающего мира, но, он не предпринял никаких действенных мер.

Экстремисты, желающие стереть с лица земли целый народ, довольно часто пробуют кроме этого уничтожить физическую структуру общества. В Боснии это происходило особенно изощренным образом.

Вместе с религиозными сооружениями, библиотеками, музеями, исторической застройкой времен Турции разрушались ответственные составные части коллективной памяти социума.

На протяжении Боснийской войны наблюдатели достаточно скоро осознали, что цель аналогичных атак — стереть коллективную память общества. Боснийские сербы разрушали мечети, дабы сделать собственную оккупацию постоянной и дабы скрыть, что страна прежде имела большое мусульманское население.

Они желали переделать вид страны, придать ей моноэтническую идентичность. Мечети вместе c католическими и православными церквями воспринимались как провокация.

Особенно провокационно смотрелись минареты, исходя из этого их сносили, когда боснийско-сербские либо боснийско-хорватские армии захватывали город либо деревню. Разрушением предполагалось преобразовать сербов и национальную идентичность хорватов.

Большая часть исторических построек, подвергшихся нападениям, были связаны с религией. Но и учреждения и светские здания уничтожались, в особенности в Сараево и Мостаре.

Разрушительная деятельность велась в основном за линией фронта и не на протяжении вооруженных столкновений, как, к примеру, в сербском городе Баня-Лука, что в течение 1993 года лишился пятнадцати мечетей, не смотря на то, что битвы в том месте уже не шли. католические церкви и Боснийские мечети в Баня-Луке разрушались систематически, что заставило многих обитателей покинуть город. А часть атак на католические церкви проводились сербами как акт мести хорватам за их армейские удачи.

Остатки уничтоженных мечетей употреблялись время от времени чтобы засыпать массовые захоронения и тем самым скрывать жестокость по отношению к мирному населению. В других случаях на месте мечетей возводили новые строения, но значительно чаще в том месте оказались парковки, площадки для мусорных контейнеров либо легко пустыри.

Чистки и разрушения продолжились и по окончании вступления в силу Дейтонского соглашения в конце 1995 года. В данной последней фазе мечети уничтожали, дабы не разрешить мусульманам вернуться с войны в собственные родные места.

Разорение Дубровника в начале хорватской войны за независимость блекнет в сравнении с ущербом, нанесенным Мостару. Блокада югославской армией туристической достопримечательности и старинного города Дубровника стала причиной шквала критики со всех стран.

В это же время, в Мостаре на протяжении Боснийской войны стёрли с лица земли более 400 строений, имеющих историческую сокровище. Сараево, Сребреница и Мостар пострадали в войне более вторых.

Мечети и минареты не просто расстреливали, но и сносили бульдозерами, дабы удалить все следы их присутствия. В следствии старый город и мост около него было нужно восстанавливать при помощи интернациональных организаций. на данный момент Ветхий мост признан объектом глобального наследия.

Как пишет Валасек, интернациональное сообщество избрало старый город и мост знаком примирения, исходя из этого в том направлении и направили солидную часть средств, выделенных на восстановление культурного наследия.

Экономическую помощь возможно было бы более равномерно распределить среди пострадавших частей страны, поскольку разрушения были весьма громадны. В Республике Сербской минарет и мечеть сохранились только в одной деревне.

Боснийские сербы выручали в том месте местных обитателей. Не обращая внимания на относительно сильную реакцию мира на события в Боснии, интернациональные организации в целом нехотя брались за восстановление культурного наследия страны по окончании заключения Дейтонского соглашения.

Как словно бы некто сперва сорил деньгами, а позже — по окончании Мостара — остался без гроша. Этническое принуждение в Баня-Луке и Требине в 2001 году по большей части оставили без внимания, не обращая внимания на то, что беспорядки были связаны с реставрацией уничтоженных мечетей.

Неспособность интернациональных организаций совладать с последствиями систематических разрушений привела и к тому, что на данный момент, в то время, когда уже прошло большое количество времени по окончании войны, не достаточно исследований нанесенного стране ущерба, за исключением Мостара. Хелен Валасек выделяет, что восстановление последовательности монументов имело бы ответственное символическое значение, поскольку их уничтожили намеренно, дабы переписать историю страны.

В одной из глав книги архитектор Тина Вик, которая трудилась в Боснии и Косово как представитель шведской организации «Культурное наследие без границ», спорит с распространенным мнением, что работа с культурным наследием ведет к примирению этнических групп. Она говорит, как реставрационные проекты, наоборот, разжигают ветхие конфликты.

Обитатели мест с изменившимся этническим составом имели возможность нежданно начать выступать в протест восстановления мечетей. Существуют кроме того примеры того, как древние мечети реставрировали, не смотря на то, что в районе больше не было мусульман.

Возможно, это была попытка противодействовать культурной чистке и продемонстрировать, что мусульмане некогда жили тут.

Реставрация исторических знаков не содействовала миру, согласно точки зрения Вик. Напротив, она имела возможность дать боснякам обстоятельство возвратиться.

В этом смысле отстройка мечетей была символичной. Как пример приводится город Яйце, где владельцы недвижимости и местные политики не были заинтересованы в восстановлении культурного наследия, в особенности монументов Турции, сопряженных для них с исламом.

Мысль заново отстроить древнюю мечеть привела к серьёзным протестам, но строения в ветхой части города все же отреставрировали. Кое-какие организации думали, что сложно принимать участие в реставрационной деятельности, не поднимаясь на сторону той либо второй силы в конфликте.

Несложнее было отказаться от участия. Определенные структуры кроме того деятельно содействовали окончательному разрушению древних строений либо ремонтировали их не учитывая исторической сокровище.

Бывали случаи, когда ближневосточные организации-ассистенты сносили библиотеки и медресе при мечетях.

анализ причин и Скрупулёзное документирование и последствий уничтожения исторической застройки Боснии в книге Bosnia and the destruction of cultural heritage показывает, как культурное наследие делается мишенью в войне, и из-за чего интернациональные сообщество на протяжении и по окончании конфликта может функционировать неуверенно а также на грани важных неточностей.

Принципиально важно извлечь урок из этого опыта, в то время, когда отзвуки войны в Ираке и Сирии затихнут, и настанет время восстановительных работ.

Маттиас Легнер — доктор наук в области охраны культуры Упсальского университета и начальник изучения обстоятельств уничтожения объектов культурного наследия в конфликтах.

СЛЕДЫ ИМПЕРИИ — ВОЙНА С Монументами


Читать также:

Читайте также: