Как украина пытается модернизировать систему здравоохранения
Совокупность здравоохранения Украины поменять нужно — и как возможно скорее. «#Вимагаю_медреформу» («требую медреформу») — под этим хештэгом в июне украинские пользователи всемирной сети говорили друг другу тысячи историй о пугающе неэффективной совокупности здравоохранения. «Овруч. Утро.
Терапевт местной поликлиники назначает маме препарат диклофенак. Мама переспрашивает, возможно ли его астматикам.
Доктор убеждает, что возможно. Мама дает традиционно денег.
Вечером она на всякий случай вводит не всю дозу, а мало под кожу для пробы. Сирена скорой. Ночь в реанимации. Клиническая смерть.
Препарат противопоказан астматикам», — пишет один из украинских пользователей фейсбука.
Но та реформа, которую предлагают Украине, уже неоднократно приводила к скандалам в экспертном сообществе. Сущность предлагаемых и.о. министра здравоохранения Ульяной Супрун новшеств сводится к тому, что медицина для населения станет практически всецело платной.
Это лишит надежды миллионы украинцев. Согласно данным ООН, в 2016 году численность граждан с доходами ниже средних стандартов развитого общества составила 58%.
Проект Супрун попал в Главную раду в апреле, по окончании чего был передан на рассмотрение комитета по социальной политике. 18 мая его в первый раз пробовали поставить на голосование.
Но депутаты отказались включать его в повестку дня. В итоге проект реформы отозвали и 6 июня представили доработанный вариант.
На ознакомление с ним у парламентариев оставалось чуть более дней, что для для того чтобы важного документа очевидно не хватает.
8 июня реформу все-таки продавили, но лишь с четвертого раза и с минимальным перевесом: 227 голосами «за» из 450 (нужный минимум — 226 голосов). Наряду с этим депутаты проголосовали только за половину реформы.
Сопутствующий закон №6329 депутаты не поддержали, в частности в нем расписано изменение финансирования всей украинской медицины.
Кроме того что первый закон без второго не имел смысла, так и голосование по нему в теории возможно оспорено: депутаты из фракции «Оппозиционного блока» насчитали как минимум несколько сотрудников из вторых фракций, карточки которых поддержали закон, не смотря на то, что сами они физически в сессионном зале отсутствовали. В итоге на данный момент на вопрос о том, какие конкретно обеспечения возьмут украинцы, ответа дать не имеет возможности никто, а сама реформа здравоохранения, думается, стала заложником политических игр.
История одной реформы
Во второй половине 90-ых годов XX века в конституции Украины был зафиксирован еще коммунистический подход к финансированию медицины. Статья 49 конституции Украины гласит: «Охрана здоровья обеспечивается национальным финансированием…
Государство формирует условия для действенного и доступного для всех граждан медобслуживания. В национальных и коммунальных учреждениях здравоохранения медпомощь предоставляется безвозмездно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена».
Но денег для этого прекратило хватать уже в конце 90-х, и в последующие годы на Украине начали искать пути обхода 49-й статьи конституции, строить для нее «подпорки». Грубо говоря, за более чем 20 лет попыток необходимо подчеркнуть две из них.
Первая — вердикт Конституционного Суда от 2002 года, которым были легализованы фонды социальной помощи при больницах и поликлиниках, как раз через них проводили как настоящую спонсорскую помощь, так и добровольно-принудительные поборы с больных.
Вторую попытку предприняли в начале 2010-х, в то время, когда министром здравоохранения стала представительница Партии регионов Раиса Богатырева. Масштабное наступление на положения конституции было начато при ней. «Лишь в Николаевской области было закрыто как минимум 15 фельдшерско-акушерских пунктов, три роддома, одна поликлиника.
Обитатели вынуждены ездить за помощью за 30–60 км», — заявлял в 2013 году глава Свободного профсоюза медиков Скорой медицинской помощи Максим Ионов. Всего же тогда под раздачу попали свыше сотни медицинских учреждений, по большей части фельдшерско-акушерских пунктов в маленьких деревнях.
Но реформа от Богатыревой оборвалась на взлете — вместе с президентством Виктора Федоровича Януковича.
По окончании госпереворота в 2014 году за украинское здравоохранение отвечали уже совсем другие люди. В конце 2014-го профильным министром был назначен Александр Квиташвили (соратник Михаила Саакашвили, один из участников его кабмина во времена президентства).
Занимавший в то время пост украинского премьер-министра Арсений Яценюк, воображая будущего министра общественности, характеризовал его как храброго и умелого реформатора.
Новая действительность
Реформы «варяга» начались с отказа от закупки русских вакцин в пользу польских. О закупке сывороток от столбняка, неистовства, ядовитых змей и ботулизма в министерстве и вовсе позабыли — сказывался постреволюционный ажиотаж.
Смертей не удалось избежать уже в 2015 году, и с того времени украинцы знают, что за сывороткой необходимо ехать в ближайший российский город. Министерство выяснилось менее обучаемым: за пять месяцев 2017 года — уже более 70 случаев отравления и восемь смертей.
«До тех пор пока нам еще не поставили сыворотку. Мы прорабатываем варианты выхода из обстановки, но районы не обеспечены сывороткой. на данный момент мы желаем включить эти сыворотки в национальные закупки, дабы за бюджетные средства их покупать и снабжать регионы нужным числом», — поведала пресс-секретарь Минздрава Виктория Савчук. «Прорабатываем варианты» свидетельствует, что ведомство ожидает предложений от фармацевтических компаний не русского происхождения.
Но предложения не поступают уже третий год, а командует министерством Супрун — экс-помощник сейчас уже выгнанного с работы Квиташвили.
Очевидно, реформа совокупности здравоохранения нужна. Упасть это ветхое строение может в любую секунду.
Ту же вакцину от полиомиелита Украина уже в 2015 году получила от ЮНИСЕФ за счет финпомощи Канады. В противном случае как прививать детей, чьи родители не в состоянии оплатить вакцинацию в частной клинике.
Согласно данным на конец 2016 года, уровень вакцинации от кори среди украинских детей составлял 30%, от гепатита B — 10%, КДС (коклюш, дифтерия, столбняк) — 3%. Это уже кроме того не Африка, а самый низкий показатель в мире, что официально признано ООН.
О том, что вопрос перезрел, говорят и зарплаты сотрудников отрасли: в случае если профильные эксперты смогут увеличивать собственный доход личной практикой, то работники станций скорой помощи вынуждены подрабатывать сторожами и дворниками, дабы выжить. Но в том, что реформа, которую с момента собственного назначения продвигает Ульяна Супрун, разрешит решить существующие неприятности, верят немногие.
Залечить страну
Проект реформы, что предлагает Супрун, заслуживает того, дабы разобрать его по пунктам.
Первое. На Украине вводится понятие национального гарантированного пакета медицинской помощи, а все на данный момент разделяются на три группы.
В гарантированный пакет попадает неотложная помощь, прием у домашних докторов (собственного рода развитие совокупности участковых терапевтов, к слову, это внедрялось и во времена президентства Януковича), и уход за тяжелобольными. Это, по сути, пересмотр постсоветских обеспечений страны гражданину в области здравоохранения, сокращение базисного комплекта бесплатных одолжений.
Остальные две группы — всецело платные процедуры, и частично платные: в зависимости от дохода больного государство планирует компенсировать больший либо меньший процент. Как именно это будет смотреться на практике, не знает до тех пор пока никто.
Второе. Государство перестает выделять финансирование под врачей и больницы и начинает выделять их под больных — так называемый принцип «деньги идут за больным». Это 210 гривен (около 500 рублей) в год на больного — тот самый гарантированный пакет.
Субсидии на процедуры, подпадающие под частичную оплату, финансируются дополнительно. Больные выбирают поликлинику, в которой будут проходить лечение, и лечащего доктора.
Исходя из этого, государство перераспределяет бюджетные деньги.
Кроме этого тут стоит упомянуть механизм реимбурсации — практики, которая некое время уже существует в украинском здравоохранении. Она предполагает, что государство компенсирует или частично компенсирует некоторым группам больных (астматики, диабетики, люди с заболеваниями сердца) средства на приобретение поддерживающих препаратов.
Наряду с этим сумма компенсации в большинстве случаев устанавливается исходя из цены украинских препаратов. Другими словами в случае если диабетик желает пользоваться более дорогим и качественным инсулином зарубежного производства, он сможет приобрести его со скидкой, равной сумме компенсации.
А государство после этого перечислит эту сумму аптеке.
Третье. Дабы знать, кому такая компенсация положена, кто и чем болеет (для планирования затрат на медицину), проект закона предусматривает создание Национального реестра больных.
Кроме этого реестр призван заменить совокупность карточек: любое медицинской учреждение будет иметь доступ к реестру, соответственно, будет обладать исчерпывающей информацией о больном.
Четвертое. Лечить больных по окончании принятия реформы доктора будут обязаны по интернациональным протоколам лечения.
Тут и вовсе нормы и целый: комплекс причин доказательной медицины (эффективность процедур и лекарств должна быть экспериментально подтверждена), и закрепленное в законе право больного судиться , если лечение было неэффективным.
На бумаге это выглядит прекрасно и верно. Но кое-какие доктора уже «подковали» и эту реформу. «Привычный доктор уже договорился с деканом одного института о том, что иногородние студенты будут лечиться у него.
Хлопот с ними мало — они юные, мало болеют, а денежки капать будут. А вот что делать докторам в райцентрах и сёлах — где столько больных забрать?
У меня в районе все, кто имел возможность, уехали на доходы, лечу лишь пенсионеров», — поведал изданию «Вести-Украина» домашний доктор Андрей Марченко из Харьковской области. Термин «договорился» тут особенно показателен: другими словами часть средств, отпускаемых страной на лечение, вполне возможно отправится в карман тому самому декану — в знак благодарности за неиссякаемый поток неболеющих больных.
С протоколами обстановка еще занимательнее. «К нам сравнительно не так давно больной пришел — ему нужно эндопротез ставить. Это весьма дорогая вещь.
Он говорит: «Врач, даже в том случае, если я реализую дом и корову в селе, мне и на половину протеза не хватит. Полечите меня как-то уколами, таблеточками».
А протокол уколов болезни и лечения таблеточек не предусматривает», — с ходу говорит о уязвимости новшеств ортопед-травматолог Александр Барков из Кировограда. Выходов два. И оба нехорошие.
Или больной идет лечиться таблетками и уколами у нелегально практикующего доктора, или его лечит условный Барков в обход протокола.
С необходимостью реформирования никто не спорит, но закон на сегодня сырой, а другие варианты никто не рассматривает. Добросовестные доктора справедливо говорят о дырах, каковые делают эту непроработанность очевидной.
Кивают и на непрофессионализм идеолога реформы — дело в том, что Супрун не имеет возможности принимать во внимание опытным медиком. У нее имеется диплом, где обозначено, что она Doctor of Medicine, имеется кроме этого его украинское подтверждение.
Но быть практикующим экспертом Супрун не имеет возможности, потому как не окончила ординатуру. Но Супрун, которая в осеннюю пору 2013 года перебралась из америки на Украину, на протяжении «евромайдана» координировала и распределяла помощь американской диаспоры, основала публичную организацию «Защита патриотов».
Выполняющей обязанности главы ведомства она стала в июле 2016-го и до тех пор пока так и не избавилась от данной обидной приставки.
Будущее реформы
Подножка со стороны Рады позвала в полной мере прогнозируемую реакцию реформатора. «Это война двух совокупностей — ветхой советско-средневековой и новой европейской. «надежды и» Силы зла на то, что трансформации вероятны. Они желают сохранить ветхую совокупность охраны взяток, которая их устраивает», — эмоционально прокомментировала и.о. министра Супрун половинчатое голосование.
На данный момент закон принят за базу и ожидает второго чтения. Поправки в него, возможно не сомневаться, внесут.
Но возможно, они будут еще менее значимыми, нежели перед первым чтением. Текущая парламентская сессия завершается, исходя из этого следующего рассмотрения медреформы необходимо ожидать уже в осеннюю пору.
Вероятнее, в октябре, потому, что проголосовать и взять подпись президента нужно до принятия бюджета-2018 и до Января этого года. Помимо этого, не менее важно убедить парламентариев проголосовать за вторую часть реформы.
В случае если Ульяне Супрун и правительству это удастся, то тестировать новую и дорогую медицину украинцы начнут уже со следующего года. Если не удастся, то и следующий год украинское здравоохранение будет существовать в этом виде.
А за год в украинской политике измениться может многое, тем более что весной 2019-го должны состояться очередные президентские выборы. И нельзя исключать, что такой несовершенный закон внесли в парламент на данный момент как раз с целью максимально затянуть его принятие.
Так как Порошенко будет несложнее сходу снять собственную кандидатуру, чем дать разрешение на принятие таковой медреформы до выборов.
Медреформа от Супрун – благо либо зло для Украины? Об этом поведает \