Как переезжали московские памятники писателям

Глыба в виде человечища

Монумент Максиму Неприятному установили в первой половине 50-ых годов XX века в сквере наоборот Белорусского вокзала. Медный Неприятный напоминает о том дне, в то время, когда во второй половине 20-ых годов двадцатого века на вокзале его встречали москвичи по окончании возвращения из Италии, где автор много лет лечился.

По окончании смерти писателя во второй половине 30-ых годов двадцатого века правительство постановило воздвигнуть ему три монумента: два на малой отчизне, в Нижнем Новгороде, и один в Москве, где автор жил и творил последние годы судьбы. В конкурсе выделились два проекта: Веры Мухиной для Ивана и родного города писателя Шадра для столицы.

Шадру не удалось закончить проект, он погиб в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Все, что он успел сделать, — метровую портрет писателя и скульптурную модель, вылепленные из глины, все передали Вере Мухиной, автору «колхозницы и Рабочего».

Она модернизировала проект Шадра и принялась создавать монумент известному писателю в Москве.

Мухина с особенным увлечением трудилась над проектом монумента, потому, что была знакома с Неприятным лично: он когда-то помог ее мужу. Тогда автор произвел на нее чувство «гиганта», «большого человека, весьма опытного».

Мухина желала представить Горького скромным, в неотёсанном костюме, смазных сапогах и с откинутыми назад волосами. Она всячески подчеркивала в нем черты гражданственности, которая, отмечала скульптор, была одним из основополагающих элементов горьковского миропонимания.

Ее Неприятный оказался пожилым, умным человеком в открытом пальто, опирающимся на трость.

Как переезжали московские памятники писателям

16 декабря 2005 года семиметровый медный Неприятный вместе с пьедесталом был подцеплен краном, загружён на два громадных самосвала и эвакуирован. Ходили слухи, что перенести монумент было решено, дабы высвободить место на площади под строительство торгового комплекса и элитных жилых домов.

К счастью, проект так и не был реализован.

Дочки писателя, Дарья и Марфа Пешковы, отмечали, что в 2005 году их никто не спрашивал, как они относятся к демонтажу монумента. О сносе, заявили Пешковы, они выяснили, как и все — по телевизору.

Монумент на время поместили в парк искусств «Музеон» на Крымской набережной. Сперва статуя легко лежала под открытым небом, но в последних числах Июля 2007 года ее все же решили поставить вертикально.

Из-за долгого нахождения в «лежачем» состоянии и неточностей при демонтаже на монументе показались недостатки: самый важный — трещина с левой стороны.

К 870-летию Москвы монумент Максиму Неприятному возвратится на площадь Тверской Заставы, тем самым вернув исторический вид места. на данный момент в технической территории «Музеона» скульптуру готовят к «переезду»: ее поверхность отчистили от загрязнений и продуктов коррозии. Устранили дефекты и реставраторы на поверхности металла: трещины, сквозные отверстия и пористость.

Перед установкой монументу усилят каркас и крепежную арматуру, и отделают поверхность. Медную скульптуру писателя покроют консервирующим составом, защищающим от природных действий.

Пушкин отвернулся от монастыря

Монумент Александру Пушкину на одноименной площади кроме этого не сходу был на нынешнем месте. Мысль установить монумент «солнцу русской поэзии» появилась с момента смерти Пушкина во второй половине 30-ых годов девятнадцатого века и вынашивалась 43 года.

Лицеисты Царскосельского лицея, в котором совершил собственную молодость поэт, уговаривали власти дать разрешение на установку монумента, правительство дало согласие, но выделять деньги на реализацию проекта отказалось. Спас положение воспитанник лицея Яков Грот, которому к 1875 году удалось собрать 106 тыс. рублей.

По окончании сбора средств заявили конкурс на лучший монумент Пушкину. Победу одержал скульптор Александр Опекушин, что в течении следующих пяти лет совместно с архитектором Иваном Богомоловым изготовлял модель статуи, отливал ее на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге и делал гранитный пьедестал.

колхозница и Рабочий вышли на пенсию

Ровно 80 лет назад, 25 мая 1937 года, монумент «колхозница и Рабочий» был представлен в советском павильоне на Глобальной выставке в Париже. Из-за чего при…

Монумент собирались открыть в годовщину открытия лицея — 19 октября 1879 года. Но из-за повреждения одного из элементов постамента праздник перенесли на 26 мая 1880 года — сутки рождения поэта.

Но и майское торжество также было нужно отложить из-за траура по императрице Марии Александровне.

Медный Пушкин засиял на Тверском проспекте в первой половине 80-ых годов XIX века. По воспоминаниям современников, в сутки открытия монумента толпы жителей и бессчётные экипажи почетных гостей (на открытии находились Достоевский и Тургенев) стекались к площади Страстного монастыря.

Около монумента на шестах находились белые щиты, на которых золотом были вытеснены заглавия произведений поэта.

Москвичи скупили у торговцев все фиалки и ландыши, которыми они потом закидали пьедестал монумента.

Монумент Пушкину изначально был установлен лицом к Страстному монастырю: казалось, что поэт преклоняет голову перед колокольней святыни. Во второй половине 30-ых годов XX века монастырь уничтожили: тогда же власти задумались о реконструкции Тверской улицы и переносе среди них и монумента Пушкину.

Но из-за войны к проекту приступили только в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

Вместо Страстного монастыря показался сквер: в нем и решили установить монумент поэту и развернуть его на 180 градусов.

Перемещали 11-метрового Пушкина в ночь с 13 на 14 августа. Монумент поставили на рельсы и передвинули на 104 метра посредством двух десятитонных дорожных катков.

Скорость перемещения составила около метра в 60 секунд.

Заинтригованные москвичи всю ночь следили за перемещением огромной статуи. Ювелирный процесс занял около шести часов.

В случае если раньше Пушкин стоял преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сейчас он находится на месте снесенной колокольни. Помимо этого, некое время на крыше противоположного дома стояла статуя балерины, почему строение взяло прозвище «Дом под юбкой», а поэт, соответственно, на своем месте как бы отворачивается от «срама».

Монумент А.С. Пушкину, 1968 год. Фото: Вячеслав Рунов/РИА «Новости»

Изначально на пьедестале были высечены строки из стихотворения поэта «Монумент». Трудившемуся над посмертным собранием произведений Пушкина Василию Жуковскому из-за царской цензуры было нужно заменить строчок «Что в мой ожесточённый век восславил я Свободу» на более лояльную — «Что красотой живой стихов я был нужен».

Но на столетие со дня смерти Пушкина было решено заменить исправленный цензурой текст стихотворения на уникальный. Ветхие строчки срубили, а устаревшую грамматику заменили на современную.

Гоголь радостный и Гоголь печальный

В первой половине 80-ых годов XIX века на протяжении торжеств по случаю открытия монумента Пушкину у столичной интеллигенции появилась мысль установить монумент Николаю Гоголю. Общество любителей русском словесности организовало сбор средств.

Первым деньги пожертвовал меценат Павел Демидов: он внес 5 тыс. рублей и дал обещание взять на себя поставку меди.

Ох уж эти сказочники

В Москве на Болотной площади открылся парк «Урбантино», где возможно взглянуть драйв-шоу «Буратино» в постановке Ильи Авербуха. Представление поставлено…

В то время, когда капитал достиг 70 тыс. рублей, литературно-научное сообщество запустило конкурс на лучший проект монумента и приступило к выбору его расположения в Москве. В конкурсе принимали участие 44 проекта монумента: работы выставили в Историческом музее.

Автором четырех из них дали премии, но ни один из проектов не был рекомендован для сооружения монумента. Согласно свидетельствам очевидцев, все варианты напоминали «каминные часы либо кондитерские торты».

На совещании Комитета по возведению монумента Гоголю 13 февраля 1906 года было заявлено: «…нового конкурса не устраивать, а поручить составление проекта скульптору Андрееву, не связывая его никакими условиями, не считая стоимости». Скульптор изобразил известного писателя грустным, душевно опустошенным, потерявшим веру в собственный творчество.

Архитектор Федор Шехтель изготовил необыкновенный постамент, украшенный барельефами в виде персонажей гоголевских произведений. В частности, образ Городничего архитектор «писал» с Владимира Гиляровского.

Первый монумент Николаю Гоголю открыли в Москве в 1909 году на Пречистенском проспекте, что потом переименуют в Гоголевский. Через соседнюю Арбатскую площадь Гоголь «довольно часто направлялся то в церковь св.

Саввы, то на Девичье поле к собственному другу Погодину».

Праздничная программа по случаю возведения монумента проходила три дня. Конкретно в сутки открытия монумента были отменены занятия в школах.

Издание «Исторический вестник» информировал, что «В данный знаменательный сутки Москва имела далеко не простой вид Не говоря уже о развевающихся знамёнах на зданиях, на улицах замечалось такое оживление, какое не редкость только в дни громадных народных торжеств».

Не смотря на то, что эйфории от самого факта открытия монумента было большое количество, скульптура Андреева понравилась далеко не всем. Современники именовали монумент «летучей мышью» и «вороной».

Живописец Михаил Нестеров объявил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». В то время ходили слухи, что творческая интеллигенция собиралась открыть подписку и возбудить ходатайство о замене монумента вторым.

А вот советская власть, пришедшая в 1917, была довольна образом Н.В. Гоголя на проспекте.

В скорбной фигуре поэта они видели «жертву царского режима».

Монумент простоял на Пречистенском проспекте 42 года. В середине 1930-х годов газета «Правда» опубликовала материал, в котором подвергла критике монумент и объявила, что он искажает образ Гоголя и трактует его как мистика и пессимиста.

По одной из предположений, Иосифу Сталину не нравился «скорбный» Гоголь, что попадался ему на глаза на пути с Красной площади на Кунцевскую дачу.

В первой половине 50-ых годов XX века монумент было решено временно убрать на хранение в Музей архитектуры, расположенный на территории Донского монастыря. Это место в то время именовали складом не удовлетворяющих партию монументов.

В том месте хранились остатки уничтоженного храма Христа Спасителя, и барельефы с Триумфальных ворот.

Интеллигенция потребовала установки нового монумента. Запрос был выполнен, и 2 марта 1952 года на столетие со дня смерти писателя на Гоголевском проспекте показался новоиспеченный монумент писателю.

На нем Гоголь был изображен радующимся, весёлым человеком. Выполнил скульптуру известный монументалист Николай Томский.

Его работа доходила под концепцию «веры в яркое будущее», которую пропагандировали советские власти. Сам скульптор отмечал, что монумент Гоголю — его самый неудачный проект.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века первый монумент Гоголю убрали со «склада» и установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Толстого на Никитском проспекте, в которой Николай Гоголь совершил последние четыре года судьбы.

Два монумента, созданные Андреевым и Томским, расположились друг от друга на расстоянии менее 400 метров по обеим сторонам от Арбатской площади. Образы русского писателя контрастны, поскольку скульпторы создавали монументы в различное время.

Столичный поэт Лев Озеров так охарактеризовал дуэт двух «Гоголей» на Арбате: «Радостный Гоголь — на проспекте, печальный Гоголь — во дворе».

Монументы Москвы


Читайте также: