Ислам играет важную роль в религиозной истории европы — «наука»
Не нужно забывать ключевую роль ислама в религиозной истории Европы, сталкиваясь с вызовами сегодняшнего дня.
Мы можем начать с недалекого прошлого.
Всего лишь пара поколений назад ислам был самым интересным мировоззрением для интеллектуалов континента.
Малые религии в Швейцарии: жизнь в тени ислама?
SwissInfo01.04.2016Снова религиозные войны?
El Pais16.09.2015Размышления об истоках террора и религии
Publico.es23.05.2015
Новообращенные того времени были иными если сравнивать с теми, которых мы видим на данный момент, пишут Софи Спаан (Sophie Spaan) и Марья Ханнун (Marya Hannun) в статье «В то время, когда Европа обожала ислам» (Da Europa elsket islam, Foreign Policy, 4. mai).
Среди них мы находим гомосексуалиста, иудейского философа Хуго Маркуса (Hugo Marcus), одного из основных деятелей мечети Ахмадийя в Берлине. В то время в мечети обсуждали ведущие тенденции духовной судьбы Европы; Маркус просматривал лекции о Ницше, Канте и Гёте в контексте ислама.
В Англии Элленсон-Уинн лорд Хедли принял ислам в 1913 году. Он забрал имя Шейх Рахматулла аль-Фарук, совершил хадж и большое количество писал о великолепии и ярком будущем ислама в Англии.
Экзотический культурный бунт
Роль ислама в духовной судьбы Европы того времени не отличалась от того буддизма, что существует в западных университетских городах с шестидесятых годов.
Принятие ислама было экзотическим культурным бунтом против пустой светскости и застывшего христианства.
Восторг исламом в начале 20-го века было продуктом колониализма, болезни и ориентализма роста модернизации. В случае если обширно взглянуть на всю картину, то отношение к исламу в Европе подвергалось громадным трансформациям.
От угрожающего внешнего неприятеля, определявшего внешние границы Европы, до национальной религии в полностью самом громадном средневековом городе Европы (Кордова). От научной и культурной зависти до экономического благоговения и военного во время ренессанса, до глубокоуважаемых дипломатических союзников и торговых партнёров в конечный период средневековья.
Реформация и Ислам
Особенный интерес приводит к роли ислама во время реформации. То, что ислам испытывает трудности приспособления из-за отсутствия реформации европейского типа, есть на данный момент распространенной точкой зрения.
Если бы лишь у мусульман показался собственный Лютер, Меланхтон и Кальвин! Идея поразительная по ряду причин.
В случае если в истории христианства было какое-либо перемещение, которое возможно было бы сравнить с нынешними исламскими экстремистами, то это именно радикальные реформаторы 16-го века и ожесточённые религиозные войны, каковые после этого порвали на куски Европу.
В 1566 озлобленные протестанты штурмовали монастыри и кафедральные соборы в Голландии, дабы разбивать иконы и статуи. Толпы кальвинистов принимали запрет на иконы так же без шуток, как Талибан и ИГИЛ принимают его сейчас.
В странах, где протестантизм был введен сверху, уничтожение икон, вредного искусства и статуй происходило более организованным образом, не так, как это происходит в Саудовской Аравии Сейчас. Церковные колокола снимались и переплавлялись, с алтарей удаляли реликвии и распятия, монастыри закрывались и экспроприировались.
Отношение к религиозным меньшинствам также хотело большое количество лучшего. Потому, что иудеи не желали принимать христианство, сам Мартин Лютер внес предложение поджигать синагоги, сжигать иудейские книги, конфисковывать имущество иудеев и разрушать их дома.
Он кроме этого сказал — намеками — о том, что иудеев направляться убивать.
Лучше турки, чем отец!
Те, кто знает о жестокости и варварстве реформации, не желает повторений чего-либо аналогичного. Но вопрос об исламской реформации по европейскому лекалу так же увлекателен по второй причине:
Исламские державы игрались большую роль в помощи европейской реформации.
Османская осада Вены во второй половине 20-ых годов XVI века с радостью рассматривается как угроза западной цивилизации. Но она кроме этого была выражением изменяющегося баланса сил в Европе, что был удачен протестантам Святой римской империи и контролируемой испанцами Голландии.
Султан Сулейман давал слово помощь бунту протестантов и свободу религии кальвинистам и лютеранам в Турции. протестанты и Турки делали упор на теологическое равенство, в особенности сопротивление иконам и идолопоклонничество.
На протяжении восстания в Нидерландах в шестанадцатом веке, закрепившем республиканские, либеральные и реформаторские идеи, возможно было слышать боевой призыв Liever Turks dan Paaps — лучше турок, чем папист.
Чему роль ислама может научить нас?
Британцы также поддерживали османцев в борьбе против испанской короны. В то время, когда флот Елизаветы разгромил испанскую Армаду во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века, экономические мускулы Англии выросли благодаря прибыльным торговым соглашениям с Мурадом III.
Обмен письмами между Елизаветой и Мурадом, которая изображала себя защитницей христианской веры от идолопоклонничества среди неверных христиан, говорит о том, что делать упор на религиозное равенство было принципиально важно для обеих сторон. Металлический лом от церковных другие материалы и колоколов, конфискованные в католических строениях Англии, экспортировались османам, каковые создавали пушки для войны против католиков, занимавшихся идолопоклонничеством.
Чему нас может научить роль ислама в религиозной истории Европы? Во-первых, отечественное отношение к определенным религиозным группам в громадной степени есть продуктом политического баланса сил.
Так ислам был помощью для протестантизма, так ислам стал национальным знаком бескультурья к концу колониального периода, и без того ислам Сейчас стал глобальной политической угрозой.
Знание возможно не так долго осталось ждать забыто
История учит нас кроме этого, что перемещения, каковые мы сейчас разглядываем как прогрессивные и хорошие, имели возможность в свое время рассматриваться совсем в противном случае.
Кровавые изюминки реформации, с ее враждой и нетерпимостью к культуре, напоминают нам об этом. То, что протестантизм, однако, внес свою лепту в создание более открытого и свободного общества, в громадной степени разъясняется тем, что взрывное происхождение сектантства точек и разнообразия зрения, так же, как и прежде, загоняло бы континент в пропасть, если бы мы не защитили право каждого на вероисповедания и свою свободу слова.
Это знание, за которое заплачена громадная цена, к сожалению, может не так долго осталось ждать быть забыто, в то время, когда европейские государства (сейчас — Дания) решают встретить радикальные религиозные голоса скорее ограничением, чем защитой свободы слова.
Е. Понасенков: КНДР, ислам в Европе, фильм Стоуна, ХХС, титушки, семинар, увольнения