Двигатель для касатки
Над наибольшим в СНГ предприятием по постройке авиадвигателей «Мотор Сич» 9 Мая развевался алый стяг Победы. Запорожье – это вам не Львов. Президента, генерального директора
ОАО «Мотор Сич» Вячеслава БОГУСЛАЕВА не напрасно именуют «самым пророссийским депутатом Украинского парламента».
«Мотор Сич» в прибыли
– Прошедший год мы закончили с хорошей прибылью, оборот практически 700 миллионов долларов. На российский рынок приходится 30% из реализованной продукции, 10% – фактически украинское потребление, другое – страны третьего мира.
На вертолетную программу падает 40% из этих 700 миллионов, 12% – на наземную технику (электростанции, газоперекачка, товары народного потребления и т.д.). И практически добрая половина – самолёты и беспилотные средства.
Какие конкретно у нас были неприятности последние два года? Как и в Российской Федерации, основное – это технологии.
К сожалению, в бывших советских республиках всецело развалены инструментальная промышленность и станкостроение. И в случае если мы не поднимем данный сектор индустрии на должный уровень, как было в советское время, то все заработанные деньги снова будем отдавать за границу – брать оборудование в Европе, Южной Корее, на Тайване и в Японии.
Но мы у себя наладили производство станков собственными силами. Организуем капремонт с техническим перевооружением. Лишь совокупности управления ставим импортные – «Сименс».
Получается в три раза дешевле, чем импортировать всю линейку оборудования.
Каждую 60 секунд в 110 государствах у нас летает 12 тысяч двигателей. Создавали эти двигатели мы совместно: «Климов», предприятие «Мотор Сич», пермский, уфимский, омский, казанский фабрики.
Я могу еще 20 назвать, каковые принимали участие. Жаропрочные материалы, устойчивые к коррозии, приобретали в Москве из университета ВИЛС. Мы не покупаем материалы за рубежом. Не спорю, кое-где, само собой разумеется, отстали.
Скажем, провода покупаем до тех пор пока во Франции, разъемы разные. Но догоним.
Все равно встанет и данный сектор экономики.
Двигатели имеется – вертолетов нет
Имеется неприятность – не начинается вертолетная и самолетная техника в Российской Федерации и Украине. Фактически ничего нового.
Приходится нам, мотористам, приспосабливаться под эти модернизированные «летающие объекты». По среднетяжелому вертолету типа Ми-17, Ка?32 и боевому Ка-52 мы сделали новый двигатель 5?го поколения, но снова в разрезе уже существующего типа.
Это класс вертолетов, где мы занимаем главное в мире положение. Двигатель 5-го поколения ТВ3?1?17СБМ-1В прошел госиспытания в Гатчине, под Санкт-Петербургом, на родине русском авиации.
В Гатчине поднимали первый самолет, в том месте же первенствовала авиационная школа в Российской Федерации. И в том месте имеется превосходный ремонтный завод Минобороны, где мы наладили производство этого двигателя.
Так оказалось, что сейчас ответственность за вертолетостроение взял на себя глава МинОбороны России Анатолий Сердюков. Минобороны диктует высокую планку требований к сегодняшним и будущим вертолетам. Нам выделяют особый армейский вертолет типа Ми?8 либо Ми-24.
Через 2 месяца поставим на него двигатели и будем испытывать в Торжке.
Я встретился с представителями государственной комиссии, наметили программу работы над ресурсом этого двигателя. Заявленный – 2 тысячи часов до ремонта.
Мы дали 4 тысячи часов. А в мире имеется двигатели с ресурсом 6 тысяч часов до ремонта. И вот нам предстоит обезопасисть на новом двигателе ресурс 6 тысяч часов.
Трудимся с русскими создателями «мозгов» для двигателей – делаем первый FADEC. Это электронная совокупность управления с полной серьезностью.
FADEC – сокращение западная. Несложнее говоря, летчик нажимает кнопку, и вертолет летит дальше сам.
И при смерти пилота вертолет обязан прилететь назад. До тех пор пока эту совокупность делает Пермь, главный конструктор Дудкин.
30 июня поставим ее на опробование.
В мире нет ни одного двухдвигательного вертолета, дабы летел на одном двигателе 600 км. Более того, при температуре окружающего воздуха +52° ни один вертолет в мире не летает.
А отечественный летает. Не напрасно Минобороны США заказало для собственных армий в Афганистане не собственные Puma, а Ми-171, Ми-172.
Командующий армиями в Афганистане на данный момент перемещается лишь русскими вертолетами – в любую жару может сесть и полететь. С пылью и шумом.
А пыль в том месте зловредная: с жёсткими частицами страшна для двигателя, по причине того, что он изнашивается, но имеется пыль, как пудра. Эта пудра забивает двигатель.
Но отечественный трудится, и вертолет летит.
Богуслаев против ВТО
– Вам говорят, как прекрасно быть в ВТО. Обязан заявить, что, не считая «баланды», в том месте ничего нет.
Наши государства раскрыли границы – пришла недорогая китайская продукция. Мы погубили легкую, автомобильную индустрии в Украине. Сборочные автомобильные фирмы – это далеко не автопром.
Это «отверточные» технологии. Мы прекратили готовить экспертов по профессии «Автомобильный дизайн».
Была «Таврия», и ту сняли в текущем году совсем. На замену пришел китайский Chery – самого низкого качества недорогой автомобиль.
Но у нас он подается под другим соусом и в два раза дороже.
Скелеты в шкафу «Вертолетов России»
– Холдинг «Вертолеты России» заключил сделку для установки на вертолет Ка-62 «Касатка» двигателей французской компании Turbomeca. Но имеется хороший российский двигатель РД-600, его делает Рыбинск, до того – «Салют».
У «Салюта» забрали в Рыбинск оснастку, считая, что в том месте будет лучше, чем в Москве. В итоге его по большому счету никто не делает, никто им не занимается. Дитя семи нянек без глаза, без воды, без пищи.
Он стоит сейчас на Ка-62, его нужно, это превосходный двигатель. Вы сами осознаёте, сделать ребенка нетрудно, воспитать ребенка весьма сложно, не у всех получается. Но из бюджета уже забрали деньги, двигатель имеет сертификат.
Кто сейчас выделит средства на доводку сертифицированного двигателя? На новый – прошу вас, бюджет открыт. Справедливо сообщат: «Деньги скушали – ставьте на вертолет!»
Имеется еще один двигатель MC?14, раньше звучал как ВК-1500. Мы вместе с заводом Климова его сделали под данный вертолет.
У него несколько хуже топливная эффективность, по причине того, что он 10-летней давности. Но в случае если б его тогда поставили – он бы летал, принес бы большое количество пользы, оправдал бы эти французские двигатели вдвое.
Но не поставили, по причине того, что производителем был «Мотор Сич». Получается, лучше дороже во Франции забрать, чем в Украине.
Но мы трудимся на данный момент над неповторимым двигателем этого класса на 1500 л.с. Будут последовательно находиться две ступени центробежного компрессора.
Для того чтобы нет ни у кого. У нас на «Мотор Сич» «ноль» бюджетного финансирования, сделаем инициативно к следующему году.
Что такое 300 двигателей Тurbomeca? Цена каждого из этих двигателей – около миллиона евро. Вы воображаете, сколько будет распилено? Все деньги из русского бюджета.
В договоре написано: «На создание, производство и продажу». А создание – это НИОКР. По законам России, НИОКР возможно заказывать где угодно. Это прямая законная статья отправки денег из русского бюджета за границу.
Исходя из этого и деньги тут большие. Миллион на 300 двигателей умножьте, после этого приплюсуйте НИОКР, по причине того, что его нужно еще приспособить под вертолет.
Мы виделись с Сергеем Михеевым, главным конструктором компании «Камов». Доложили ему, что прошли госиспытания по 5-му поколению. Говорим – показался режим, «продолжительная взлетная мощность».
На взлетной мощности можем летать час, а не 2,5 60 секунд, как на данный момент. Для вертолетов морской авиации это крайне важно – отлетел от палубы и внезапно перестал работать один двигатель. Что делать?
Садиться некуда, лишь тонуть. А на этом двигателе машина возвратится на палубу. Таковой режим крайне важен для работ на шельфе, в море, на судах – долететь 600 км либо возвратиться назад.
Единственный двигатель, на котором это все возможно сделать, – тот, что мы сдали единой национальной рабочей группе. Михеев поведал о собственных работах, компания «Камов» именно занимается модернизацией палубного вертолета.
Но ни о чем не договорились – все на согласовательном уровне. По причине того, что компания «Камов» входит в «Вертолеты России», где определенный менеджмент.
Предания уходят, менеджмент приходит. С теми, кто остался, никто не считается, а менеджеры благополучно руководят.
Но мы все равно идем дальше по формированию вертолетного двигателя 5-го поколения, к 5 «плюс».
Богуслаев за Таможенный альянс
– Запишите крупно, заголовком: «Богуслаев за вступление Украины в Таможенный альянс». Об этом знают все. Меня именуют «оголтелым пророссийским депутатом».
Но Украина пять лет живет на заемные деньги, по причине того, что не поднимает собственную промышленность. Если бы Российская Федерация давала деньги либо товарный кредит, то мы бы в далеком прошлом были в Таможенном альянсе.
Но так как просим деньги на Западе, должны не «гавкать», а «лизать». А как вы желали?
Мы не должны быть в Европе и ни при каких обстоятельствах в том месте не будем. Это чуждо для населений украины. По экономике, по стандартам судьбы, по менталитету мы различные.
Какая Европа? Но это уже громадная политика, я говорю об экономике.
Досье «АН»
Богуслаев В.А. – опытный авиадвигателестроитель. И самый успешный предприниматель из России и Украины в данной области.
Политик, ни при каких обстоятельствах не скрывавший позицию, что Украина и Россия должны развиваться и жить в взаимовыгодной интеграции и тесном сотрудничестве. Он уверен, что, лишь собрав силы в единый кулак, наши государства составят важную борьбу «азиатским тиграм» и «старым демократиям» на мировых рынках высокотехнологической продукции.
Наслоений российско-украинских отношениях, в особенности в энергетическом секторе экономики, накопилось за последнее десятилетие предостаточно со времен Юлии Тимошенко, в то время, когда она руководила едиными энергосистемами Украины. Распутать данный клубок не дает ни та, ни вторая сторона, в энергетических вопросах замешаны интересы весьма многих людей.
Вы думаете, что реализовываете собственный газ, и я пологаю, что мы покупаем газ ГазПрома. На заседании в правительстве России услышал – «в Украине крадут газ ГазПрома».
На что русский министр ответил, «это не украинцы крадут газ, это отечественные в Украине крадут газ». Кто его добывает, кто транспортирует, кто реализовывает, кто дробит, какие конкретно квоты, сколько реализовать возможно, сколько потребить – никто ни при каких обстоятельствах не разберется.
Украина добывает 31 миллиард кубов газа. Потребляет 52 миллиарда Для чего мы покупаем у вас 90? Это как в том смешном рассказе, в то время, когда пришла учительница пьяная и говорит: «Будем решать задачу: день назад две юные учительницы выпили бутылку водки. Записали?
Позже еще бутылку. Вопрос: для чего они брали третью бутылку вина?» Так и тут.
Исходя из этого, само собой разумеется, нужен Таможенный альянс. И интересы всех групп, и российских, и украинских, и международных, растворятся в деле. «Оранжевые» опасались Таможенного альянса.
При них мы создали «Альянс обнажённых и нищих» с Грузией и с прибалтами, позже «Альянс обнажённых и нищих Черноморского бассейна». Сейчас все из этих альянсов вышли.
Я желаю поблагодарить прессу за помощь самолето- и вертолетостроения моторостроения и России, в частности. Если бы не было таковой помощи, то в далеком прошлом бы тут царили Turbomeca, Rolls-Royce, General Electric и т.д.
Слава всевышнему, имеется публичное вывод. А мы, в том месте, на периферии, вести войну, мы на передовой.
У нас не все так легко. Время от времени бывают антироссийские выступления.
Националисты, интегральный национальный украинский продукт, существуют с 30-х годов. Мы с ними до тех пор пока удачно боремся. Уверен, границы будут стерты, таможни будут едины.
Таможня не как инструмент шмонания, а как инструмент развития.
Касатка имитирует лодочный мотор