Четвертой власти точку ставить рано
Понаехали тут…
направляться напомнить, что неприятность появилась не на безлюдном месте, а на земельных наделах, выделенных в окрестностях села Небольшой Снежеток (их прозвали поселок Новый) для организованного переселения из Грузии участников духоборской общины. По окончании фейерверка действительность была куда более прозаичной.
Переселенцев вместо райских кущ «обеспечили» безальтернативной пахотой в местном садоводческом хозяйстве, а на сборные домики-коттеджи внесли предложение людям подписать соглашение коммерческого найма жилья. По сути, переселенцы появились в роли постояльцев гостиницы коттеджного типа.
Без каких-либо возможностей стать собственниками приусадебных участков и строений. Не будешь трудиться в хозяйстве — вмиг лишишься регистрации и окажешься на улице.
Вместе с нехитрым скарбом, новеньким статусом лица и российским паспортом без определенного места жительства.
В то время, когда на снова полученной отчизне у духоборов начались трудности, для до тех пор пока остающихся в Джавахетском регионе Грузии «сомневающихся» семей вспыхнул тревожный сигнал: «А стоит ли бросать громадные и крепкие дома, поменять налаженный практически за два столетия быт на равнодушие Отечества?»
По окончании публикации в «Доводах неделi» обстановка помой-му развернулась на 180 градусов. По последним данным, областная власть спохватилась — негоже держать в роли крепостных целую общину. Все же XXI век на дворе.
Губернатор Олег Бетин дал указание не заниматься выкручиванием рук, а подготовиться оформлять для новых россиян соглашение социального найма жилья. Это настоящий шанс для 250 участников духоборской общины подняться на ноги, пройти процедуру приватизации и ощутить себя хозяевами домов и почвы.
Параллельно следователи прокуратуры с ксерокопиями статьи из отечественной газеты выясняют, как распорядились местные главы средствами федерального и бюджетов области при обустройстве переселенцев.
на данный момент помой-му все упирается в Министерство Регионального Развития — деньги из бюджета на возведение поселка для участников духоборской общины проводились через это ведомство. Министр регионального развития Виктор Басаргин с обстановкой, выясняется, знаком и, если судить по его публичным высказываниям, согласен с оценкой отечественной газеты — снова прибывающие соотечественники не имеют прав, но не обделены обязанностями.
По условиям соглашения, они не смогут поменять место жительства либо работы, всецело зависят от регистрации и работодателя. Возможно, исходя из этого и буксует государственная программа по оказанию содействия необязательному переселению в Россию соотечественников, живущих за границей.
Тамбовские переселенцы с кавказских вершин ожидают. Перебирались они не в столицу, не в дома на Рублевке, а сельскую глубинку Центрального Черноземья. До областного центра тут сто верст с гаком.
Значит, приехали строить новую судьбу и трудиться.
Не капризничай, дорогой!
В 90-х я как-то пожил пара дней в гостях у духоборов. Это было, в то время, когда период благоденствия общины закончился вместе с развитым социализмом.
С одной стороны, граница с Арменией, с другой — Турция. Альпийские луга, прозрачный воздушное пространство, снежные вершины, пронизывающие многометровые сугробы и ветра зимний период.
Громадные псы-волкодавы практически в каждом дворе и волчьи шкуры, растянутые для просушки. Богатые, крепкие дома, выстроенные на столетия. Мужики с несмываемым высокогорным загаром и твёрдыми, как фанера, ладонями — настоящие сельские труженики.
В русских печах хозяйки выпекали вкуснейшие пироги, угощали сырами собственного изготовления, известными на всю Грузию.
Уже тогда коренные обитатели, грузины и этнические армяне, стали заглядываться на прекрасно развитое духоборское хозяйство — мастерские, сыродельные и колбасные цеха, пастбища и коровники. А как среди русских появились беседы о переезде в Россию, соседи стали назойливо предлагать поскорее собирать вещички.
Заодно обрушили «рынок недвижимости»: «Не капризничай, дорогой, бери какое количество дают! на следующий день и этого не возьмёшь».
К слову, процесс переселения русских духоборов на историческую отчизну власти Грузии когда не называли — и провокацией русского МИДа, и замыслом Путина, и операцией разведслужб. Хотелось быть «пушистыми интернационалистами и» белыми в глазах политкорректного Европейского союза.
Сперва Шеварднадзе, после этого Саакашвили всячески мешали их отъезду, представители грузинских правительства сулили «русским кавказцам» всяческие блага — лишь останьтесь. Создавались фонды, выделялись средства.
То, где будут жить, какую страну выберут эти потомки выживших в нечеловеческих условиях высокогорья русских крестья-мятежников, стало объектом важной политической интриги.
Не хотелось бы, дабы сейчас в проигрыше остались престиж и люди русского страны. Так неподалеку поставить под сомнение саму идею содействия необязательному переселению соотечественников в Россию.
А «Доводы неделi» взглянут, что будет дальше.
Зигзаги истории
С позиций духовной и светской властей России, духоборы, не обращая внимания на православные базы учения, были еретиками и злостными сектантами. Они отвергали таинства и церковные обряды, не пускали священников в собственную жизнь.
Но однако власть применяла их трудолюбие и практически коммунистический уклад судьбы, общинность в собственных заинтересованностях. В начале XIX века, практически сразу после включения Крыма в состав империи, их сослали осваивать новые почвы.
В 1818 г. Александр I был так поражен удачами переселенцев, что повелел всех оставшихся в центре империи духоборов высвободить от крепостной зависимости, а потом от присяги «на верность Отечеству и Царю», воинской повинности, и направить на полуостров. Но спустя 2 десятилетия Николай I снова сорвал людей с места.
В 1841 г. около пяти тысяч семей духоборов Таврической губернии России были переселены в Закавказье, в «грузинскую Сибирь». какое количество тогда людей погибло, на данный момент сообщить тяжело. Но в итоге на высоте за 2 тыс. метров, в традиционно горских районах и далеко не безобидном окружении, выросли десятки сел с исконно русским названиями и обликом: Богдановка, Гореловка, Троицкое…
Следующим опробованием стало введение на Кавказе общей воинской повинности. Духоборы в 1895 г. взбунтовались, собрали все оружие и сожгли. Репрессии не вынудили себя ожидать.
Тогда Лев Толстой на платы от романа «Воскресение» организовал целую интернациональную кампанию по переселению 8 тыс. духоборов в Канаду. В том месте им, действительно, также досталось, но уже от канадских правительства.
Многие из 30 тыс. потомков тех духоборов до сегодняшних дней сохранили русский язык и собственную веру, все кроме этого поют псалмы и, говоря современным языком, являются уверенными пацифистами. А в Закавказье рядом со «святыми могилками» проповедников оставались, возможно, самые стойкие.
Но с развалом СССР желание перебраться в Россию, к родовым корням, начало побеждать. Кстати, не обращая внимания на отрицание воинской работы, многие кавказские духоборы честно сражались на фронтах Великой Отечественной.
Фильм \