Более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций

Более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций

Агентством РК по делам национальной работы и противодействию коррупции распознаны коррупционные риски в сфере дошкольного образования.

В соответствии с результатами социологических изучений  сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане.

К тому же, более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций.

Совершённый анализ продемонстрировал, что по большей части они связаны с кражей, злоупотреблением должностными полномочиями, служебным подлогом и взяточничеством.

К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области распознаны факты хищений бюджетных средств в размере более 100 млн. тенге при реализации госпрограмм «Балапан» и «Развитие образования на 2016 – 2019 годы».

Так, акимы сельских округов Алиев, Ибрагимов, Калдыбаев, Туршаев, Еримбетов, Бектурсынов,Сатыбалдиевв сговоре с начальниками аффилированных дошкольных учреждений, искусственно увеличив количество воспитанников, перечисляли на их содержание финансовые средства, каковые в последствии расхищались.

Лишь за период с 2013 по 2015 г.г. распознано более тысячи детей, в один момент числящихся в нескольких дошкольных учреждениях.

Наровне с этим распознаны бессчётные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, фактически все детсады не соответствовали установленным требованиям, употреблялись фальшивые заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном счете поставило под угрозу здоровье и жизнь детей.

Подобные коррупционные правонарушения пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях.

Анализ продемонстрировал, что  главной причиной совершения этих и других правонарушений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ.

Так, на сегодня отсутствуют единые подходы при размещении государственного заказа в дошкольных организациях, что разрешает чиновникам местных аккуратных органов по собственному усмотрению определять порядок конкурсного отбора.

Не регламентированы состав комиссии и правовой статус, порядок ее создания, и механизмы проведения конкурсов.

К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной рабочей группе по размещению государственного заказа в дошкольных организациях подписан начальником отдела образования города.

Наряду с этим в его состав включены только чиновники отдела без депутатов и участия общественности.

Такая обстановка сложилась и в других регионах страны, где составы рабочих групп утверждаются начальниками разных уровней.

Еще одной обстоятельством коррупционных рисков в сфере дошкольного образования есть несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации.

Правовые коллизии в данной сфере позволяют чиновникам создавать неестественные преграды гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая перечень очередности.

Наровне с этим такие правовые пробелы имеются и в регламентах по оказанию данной национальной услуги на местах.

Анализ реестра госуслуг продемонстрировал, что вопросам соцзащиты ребенка (опекунство и рождение, воспитание, образование, досуг, обеспечение и содержание) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются лишь в бумажной форме – 15, в электронной и (либо) бумажной – 16, только в электронной — 0.

Прямой контакт населения с услугодателями содействует системным нарушениям прав граждан и есть обстоятельством совершения коррупционных правонарушений.

Еще одним коррупционным причиной есть существующая совокупность формирования перечня очередности в детские сады.

На данный момент постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал «Электронного правительства» или Национальную корпорацию «Правительство для граждан», каковые делают только посредническую функцию.

Перечень до сих пор формируется и контролируется территориальными сельскими акимами и подразделениями образования самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями.

Второй важной проблемой являются «поборы» в учреждениях образования.

Так, на сегодня в детских школах и садах деятельно функционируют «родительские комитеты», каковые занимаются организационными вопросами, а также сбором денежных средств.

Наряду с этим цели, размеры и сроки сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования.

По сути, это есть распространенным видом бытовой коррупции, принимаемое как должное работниками и родителями учреждений образования.

Помимо этого, вопросы защиты прав ребенка, регулируются по большей части подзаконными нормативными правовыми актами.

Так, в Законе «Об образовании» насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются обучения и дошкольного воспитания.

Это противоречит Закону «О правах ребенка», где четко предусмотрено, что госполитика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребенка, включая право на образование.

Более того Закон «Об образовании» с 2007 года претерпел дополнения и многочисленные изменения (более 40 раз), что говорит о несовершенстве законодательства.

В данной связи Агентство настоятельно рекомендует Министерству науки и образования и местным аккуратным органам создать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения национального образовательного заказа, финансирования и планирования обучения и дошкольного воспитания, кардинально пересмотреть механизмы формирования перечня очередности в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев: исключение возможности и максимальную прозрачность манипулировать внесенными данными,  оказывать национальные услуги в сфере дошкольного образования лишь в электронной форме, публиковать на собственных сайтах все данные о финансировании учреждений образования,  решить вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией университета попечительских советов, а также в целях исключения распознанных коррупционных рисков, конкурентоспособности и повышения качества национального образования, систематизации норм права создать и принять Кодекс об образовании.

Видится кроме этого целесообразным проведение глубокого последующего устранения и внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений.

Другие материалы в данной категории: « Учёные поведали, из-за чего стрессовые обстановки нужны на работе 6 тысяч пассажиров застряли в одном из аэропортов Японии »

Акимы 6-ти округов махтааральского района \


Читать также:

Читайте также: