Битва холодильника и телевизора при участии полицейской дубинки — «наука»
В наступившем году популярность власти начнет падать, а формирование социальной базы будущих изменений ускорится
Еще недавно российские оппозиционные фавориты давали предупреждение о холодильника столкновения и неизбежности телевизора, другими словами двух противоположных векторов влияния на сознание россиян: с одной стороны — национальной пропаганды, с другой — понижения уровня судьбы. С началом нынешнего финансового кризиса это столкновение стало действительностью.
Холодильник отправился в наступление. Большая часть россиян увидели, что окружающие стали жить беднее, около половины почувствовали это на себе. И однако до тех пор пока телевизор удачно отражает атаки холодильника.
Не обращая внимания на радикальное ухудшение социального самочувствия россиян, рейтинг власти остается высоким.
Одним патриотизмом сыт не будешь
Такая, казалось бы, абсурдная обстановка позвана несколькими факторами. Во-первых, влияниям удалось переложить ответственность за кризис на некие враждебные внешние силы.
Как свидетельствуют изучения Университета социологии РАН, три четверти россиян уверены в том, что главные риски для страны исходят из-за предела (еще каких-то шесть лет назад так думало меньше трети). Образ внешнего неприятеля, что «мешает нам жить» — основной оборонный предел телевизора в противостоянии с холодильником.
Второй принципиальный момент — сохраняющиеся оптимистические иллюзии по отношению к будущему. Большая часть россиян пока не ожидают предстоящего ухудшения экономической обстановке, а практически треть кроме того сохраняет надежду на улучшение положения в скором будущем.
Кризис начался недавно, и люди пока не поняли как он глубок.
Опрос: Большая часть россиян поддерживают протесты водителей-дальнобойщиков
09.01.2016Комментарий: В то время, когда осыплется патриотическая штукатурка?
09.01.2016За чертой бедности: как живет каждый шестой обитатель России
09.01.2016Комментарий: Cпираль Путина, ведущая Россию к трагедии
09.01.2016Но имеется основания вычислять, что в 2016 году обстановка может измениться. Во-первых, не смотря на то, что телевидение остается главным источником новостей для подавляющего большинства россиян, за последний год ему стали меньше доверять.
Во-вторых, падение уровня судьбы длится, и это может очень сильно ослабить лояльность россиян к власти. Патриотизм патриотизмом, но, как говорится, собственная рубаха ближе к телу.
Большинство опрощеных, кроме того для упрочнения позиций страны в мире, не готовы жертвовать своим материальным положением — к примеру дать согласие с увеличением пенсионного возраста и налогов, замораживанием пенсий и зарплат. Причем, меньше всего жертвовать своим благополучием во имя «высоких патриотических целей» склонны юные социально активные граждане.
Вероятнее, в 2016 году эта тенденция продолжится. Обвал стоимости одного бареля нефти и агрессивная внешняя политика не оставляют России шансов на улучшение экономической обстановке. Хвост не имеет возможности вечно крутить собакой.
Действительность непременно победит собственный кривое отражение в экранах телевизоров.
Плюс репрессивные законы
В спор между реальностью и телевизором безлюдного холодильника все активнее вмешивается третий участник — полицейская дубинка. Со понижением эффективности манипуляций все большее значение получает прямое насильственное подавление протестной активности.
В конце прошлого года были приняты новые репрессивные законы. К примеру, сейчас офицеры федеральной службы безопастности при определенных событиях есть в праве стрелять кроме того в детей и женщин.
Перечни политических заключенных фактически каждую семь дней пополняются новыми именами: демонстрантов, блогеров, оппозиционных активистов. По мере ухудшения экономического положения репрессии будут лишь ужесточаться.
средний класс и Бедные под ударом кризиса
самые проблемные для власти группы населения — городские и средний класс социальные низы. Бедные и по сей день менее вторых лояльны к существующей совокупности (доверяют президенту практически 90% прекрасно и лишь 55% не хорошо материально обеспеченных граждан).
То ли еще будет. Так как кризис бьет по ним больше всего.
Они не смогут удовлетворять кроме того собственные базисные потребности — в еде, жилье, лекарствах. В таковой ситуации безлюдной холодильник делается значительно серьёзнее телевизора, заполненного прекрасной ложью.
Средний класс в 2015 году утратил большое количество, но кое-как держался за счет накопленной в тучные нефтяные годы «жировой прослойки». Второй год кризиса, как написал сравнительно не так давно экономист Владислав Жуковский, может «разрешить войти средний класс под нож».
В скором будущем все это, быть может, еще не выльется в важные массовые протесты. Более возможны протестные акции разных социальных, опытных либо региональных групп, типа водителей-дальнобойщиков, шахтеров либо «креативного класса» в Москве.
Но в любом случае маятник публичных настроений уже качнулся в обратную сторону. Его не остановить.
Телевизор обречен на поражение. Все идет к тому, что уже в наступившем году популярность власти начнет падать, а формирование социальной базы будущих изменений ускорится.
Игорь Эйдман — социолог, публицист, создатель книг «Социология интернет-революции», «Новая национальная мысль Путина».
Телескопические дубинки.Тест на прочность.